KIA Spectra Клуб

клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA

Геннадий БРОСЛАВСКИЙ, Чемпион России по ралли

Находясь в плотном городском трафике, тем более в пробке, когда движение автомобиля неспешное, а покрытие – асфальт или бетон, говорить о важности привода Вашего автомобиля не злободневно, - степень реализации возможностей, заложенных в автомобиль, минимальна. Но как только мы вырываемся на свободу и начинаем активно управлять авто, - делаем разгоны, торможения, перестроения из ряда в ряд на высокой скорости, - понимать особенности поведения  передне-, полно-, или заднеприводной машины важно и в целях безопасности, и с точки зрения наиболее эффективного использования свойств того или иного привода.

Постараюсь, не вдаваясь в сложные технические подробности, простым языком пользователя описать характер поведения большинства автомобилей (не всех, бывают исключения!) в зависимости от привода, в привычных для нас дорожных ситуациях.

Для упрощения в понимании будем рассматривать автомобили без электронных систем стабилизации и курсовой устойчивости, -  об этом поговорим отдельно.

При движении прямо по покрытию с высоким сцеплением (бетон, мокрый бетон, асфальт) привод автомобиля принципиального значения не имеет. На скользком же покрытии при чрезмерном или резком нажатии на газ, колеса, на которые подается крутящий момент (что и приводит колеса во вращение), потеряют сцепление с дорогой и начнут буксовать. При этом колеса  полноприводного автомобиля (все четыре колеса приводятся во вращение от двигателя) забуксуют гораздо позже или не забуксуют вовсе, так как реализация мощности двигателя происходит на всех четырех колесах, что сильно отсрочит пробуксовку или позволит сорвать колеса в пробуксовку  только на автомобиле с чрезмерно мощным двигателем. В связи с чем, и проходимость полноприводного автомобиля по внедорожью гораздо выше «монопривода». Это объясняет популярность полноприводных машин среди любителей  рыбалки, охоты и отдыха на природе.

Второе место по проходимости занимают переднеприводные автомобили, - расположенные в передней части автомобиля двигатель и коробка переключения передач своим весом постоянно нагружают передние колеса, что позволяет двигаться по размытым после дождя грунтовым дорогам, проезжать невысокие снежные переметы и т.д.

Большинство заднеприводных автомобилей не могут похвастать высокой проходимостью, так как заднюю часть автомобиля можно «подгрузить» весом только на хорошем ровном покрытии при интенсивном нажатии на газ, - а этот прием, увы, для внедорожья неприменим.

Немного сложнее, но и интереснее рассмотреть поведение автомобиля в повороте. В ближайшее время мы изучим такую архиважную тему, как «Техника прохождения поворотов», а пока представим себе ситуацию, при которой автомобили с разными приводами поворачивают и двигаются в повороте на постоянной скорости.

У переднеприводного автомобиля есть что-то от поведения стрелы, выпущенной из лука, - передняя часть тяжелее задней (острый металлический наконечник стрелы), передние же колеса получают крутящий момент  от двигателя и приводят автомобиль в движение, а задняя часть автомобиля легкая и, условно, выполняет роль оперения стрелы, для поддержания прямолинейного полета (движения автомобиля). Такая совокупность факторов позволяет переднеприводному автомобилю очень уверенно ехать прямо, но как-бы нехотя поворачивать; частенько получаешь ощущение, что автомобиль не поворачивает в соответствии с углом поворота руля, возникает желание  довернуть руль. С небольшой натяжкой назовем такое свойство переднего привода недостаточной поворачиваемостью.  И в критическом пределе, например, превысив скорость в повороте, при нажатом газу автомобиль может заплужить наружу поворота, или, иными словами, произойдет снос передней оси.

Армия переднеприводных автомобилей – самая большая. Это обусловлено рядом технико-экономических преимуществ (простота конструкции, компактность, надежность,..) , а также сравнительной легкостью в управлении автомобилем, в особенности для начинающих водителей. Яркие представители переднего привода с большой историей, - Фольксваген Гольф, ВАЗ – 2108, Мазда – 3.

Заднеприводный автомобиль, получая вращение от двигателя на задние колеса, напротив, в большинстве случаев охотно въезжает в поворот, подчас давая ощущение характерного «ввинчивания».  Назовем эту особенность избыточной поворачиваемостью. Критическим пределом на заднеприводной машине может стать скольжение задних колес наружу поворота, или занос задней оси.

На пути развития технологий заднего привода остались и по сей день такие премиум-бренды, как Мерседес и БМВ.

Полноприводный автомобиль, обладая достоинствами и недостатками передне- и заднеприводного, тем не менее, ощутимо стабильней ведет себя в повороте и критическая ситуация, - как правило, снос передней оси в первой части поворота и занос задней оси во второй части, - наступает гораздо позже, на более высокой скорости прохождения поворота. Опытные автогонщики, балансируя в узком диапазоне поворота руля и дозировки газа, умеют создавать эффект скольжения  всех четырех колес, или, силовое скольжение четырех колес. Это позволяет проходить поворот на огромной скорости!

Как правило, полноприводные автомобили обладают нейтральной или слегка избыточной поворачиваемостью.  В любом случае, сумма положительных качеств переднего и заднего приводов у полноприводной машины сводит на нет их недостатки! Наиболее яркими представителями полного привода на сегодняшний день являются такие автомобили, как Субару Импреза, Мицубиши Лансер Эволюшен, Ауди А4.

Справедливости ради, напомню о том, что бывают исключения в поведении автомобилей с тем или иным приводом. Немаловажным фактором в понимании поведения автомобиля является уровень мастерства водителя и степень осознания процессов, происходящих с автомобилем в движении.

Что касается «научного» подхода к таким важным в контексте данной темы вопросам, как избыточная и недостаточная поворачиваемость, то… в справочной литературе вы вообще не найдете четкой связи между поворачиваемостью автомобиля и его приводом. Речь там идет об угле увода колеса в повороте (угол между траекторией движения шины и плоскостью ее вращения, возникающий при боковой реакции в пятне контакта колеса с дорогой!).  Так вот,.- автомобиль будет обладать недостаточной поворачиваемостью, если, ускоряясь в повороте, угол увода колес передней оси будет больше, чем колес задней! Обратная ситуация, - соответственно поворачиваемость автомобиля будет избыточной!

В любом случае, нам водителям – пользователям, или, если хотите, эксплуататорам техники, важны ощущения в первую очередь! О них мы поговорили в первой части материала.

 

Рассмотрев особенности поведения автомобилей в контексте их привода,  в следующий раз логично раскрыть тему «Особенности управления автомобилями с разными приводами». Чем мы и займемся!

http://kp-avto.ru/article/3965/


Написал 10-12-2008 10:09 от GeneREA
Поддерживается Community Server (Commercial Edition), Telligent Systems