клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Несмотря на то, что эти два термина – развал и схождение – всегда упоминаются вместе, имеют они различный физический смысл. Данные термины относятся к операциям по регулировке и настройке подвески автомобиля. Суть данных операций сводится к установке правильных углов осей управляемых колёс автомобиля.
Если посмотреть на автомобиль спереди, на котором были выставлены углы развала, то колёса на передней оси, будут отклонены наружу на угол до 2 градусов от вертикали. Если не сделать развал колёс и поставить их в параллельных плоскостях, то руль будет поворачивать значительно сложнее. Этот эффект хорошо заметен на машинах без усилителя руля. Также стоит отметить, что развал приводит к разгрузке внешних ступичных подшипников. Углы развала для правого и левого колеса должны быть как можно более близки по значению, в противном случае автомобиль будет уводить в сторону.
Посмотрим теперь на автомобиль снизу или сверху. Передние колёса автомобиля, который побывал на стенде для регулировки схождения, будут смотреть передними кромками вовнутрь. Это означает, что колёса обладают сходимостью.
Также существует еще один важный параметр, под названием кастер. Так как передняя стойка, как правило, стоит под углом, то кастером называют угол между осью поворота колеса и вертикалью, если смотреть на автомобиль сбоку. Разность между значениями данных углов для правого и левого колёс должна быть минимальна.
Данные операции проводят в основном только на передней подвеске для отечественных авто, для иномарок возможны также регулировки задней подвески.
Развал-сходимость необходимо делать по нескольким причинам. Во-первых, машина будет обладать лучшей курсовой устойчивостью, то есть машину не будет уводить в сторону, например, если вы бросите руль на ровной дороге. Машиной будет более легко управлять, она станет более манёвренной и менее склонной к заносам. Также наличие сход-развала даёт экономию топлива и увеличивает ресурс резины.
Обычно для машин, которые бегают по нашим дорогам, данную операцию автосервисы рекомендуют проводить с интервалом 10-15 тыс. км на отечественных авто и до 30 тыс. км на иномарках.
Внеплановая проверка и регулировка углов развала-схождения понадобится в следующих случаях: - вы поймали на дороге большую яму и замяли колёсный диск; - ремонтировалась ходовая часть, например, была замена наконечников рулевых тяг, замена рычагов подвески, замена сайлентблоков; - при изменении клиренса авто, например, установка вставок («домиков»), установка укороченных пружин; - машину стало уводить в сторону; - сильный износ покрышек; - плохо самовозвращается руль при выходе из поворотов.
В настоящее время популярны два основных типа стендов – стенды с измерительными головками (гравитационные стенды) и стенды, основанные на технологии 3D.
В стендах данного типа все вычисления проводятся с помощью компьютера, а непосредственно для измерений используется инфракрасная техника сканирования. Сочетание таких технологий позволяет получить очень высокую точность проведения операций по развалу-схождению. При измерениях используются ИК-поток, который попадает на светоотражающие мишени, закрепляемые на всех колёсах авто при помощи специальных зажимов. Отражённое от мишеней излучение попадает в камеры высокого разрешения, которые фиксируют малейшие изменения положения колёс. Компьютерная часть стенда, получив данные с камер, строит пространственную модель автомобиля, которую может сравнить с существующим спецификациями конкретных моделей автомобилей от различных производителей.
Главным их достоинством является более низкая стоимость. Обработкой измеряемых данных также занимается компьютер. В качестве измерителя ипользуются датчики наклона измерительной головки. Стенды оснащаются четырьмя головками с восемью датчиками, которые образуют замкнутый контур измерения углов установки колёс. Часть датчиков - ИК-датчики, которые используются для измерения углов поворота в гризонтальной плоскости, а часть – магниторезистивные, для измерения углов в вертикальной плоскости. Бывают упрощенные системы с шестью датчиками, образующими «П-контур», которые не позволяют измерить угол смещения заднего моста.
Как правило при прохождении стенда вы получаете распечатку, в которой расписаны значения всех углов. В ней можно увидеть обычно следующие значения: - углы развала правого и левого колёс (для передней и задней подвески); - углы схождения правого и левого колёс (для передней и задней подвески); - смещение передней и задней оси авто; - продольный и поперечный угол наклона оси поворота колеса; - повёрнутость задней оси (угол движения автомобиля).
Для всех параметров будет указаны допустимый диапазон значений для вашей марки автомобиля, значение до регулировки, значение после регулировки.
В самом начале проверяется, что все измеряемые углы находятся в допустимых диапазонах. Если какие-то значения выходят за пределы нормы, то их регулируют с помощью специальных регулировочных узлов, которые предусмотрены конструкцией подвески.
Надо заметить, что регулировка развала и сходимости исключена в случаях повреждений дисков и изменения их геометрии. Колёсные диски должны обладать одинаковыми параметрами (диаметр, вылет, ширина). Покрышки справа и слева должны быть одинаковы по размеру и быть одной модели. Давление в шинах должно быть одинаковым.
Средняя стоимость развал-схождения на компьютерном стенде с распечаткой результатов в Санкт-Петербурге и Москве примерно одинакова и составляет около 500-1200 рублей. Дешевле всего обойдется эта операция владельцам отечественных «классик», «самар» и «десяток» - около 500 рублей, дороже всего иномаркам – около 1200 рублей (так как на иномарках как правило регулируется и задняя ось). Развал-схождение для микроавтобусов будет стоить около 1600 рублей.
Где взять подлокотник не знаю!