клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Чтобы разобраться где правда, а где вымысел, расскажем о достоинствах и недостатках автомобилей с разными системами привода.
Передний привод – это когда ведущими являются передние колеса, то есть именно им передается крутящий момент двигателя. Ведомые колеса, естественно, просто катятся.
Задний привод – крутящий момент двигателя передается задним колесам.
Полный привод – крутящий момент передается одновременно задним и передним колесам.
Каждый из видов привода имеет свои особенности, характеристики, преимущества и недостатки. Выбирать привод автомобиля обязательно следует с учетом условий его эксплуатации. Тормозят все машины примерно одинаково, а вот управляются по-разному.
Склонность заднеприводных машин к заносам общеизвестна. Занос – это увод задней части автомобиля от заданной траектории движения. Природа его появления очень проста – лед, снег и различные дорожные "смеси" на их основе значительно снижают коэффициент сцепления протектора колес с дорогой (из-за этого шины скользят, а ведущие к тому же пробуксовывают), а периодически действующие на автомобиль боковые (поперечные) силы способствуют заносу.
Золотое правило владельца заднеприводной машины: зимой надо быть осторожнее с педалью акселератора. Спокойная езда на невысокой скорости, плавное трогание, маневрирование, сброс газа перед поворотом и прерывистое торможение, отсутствие резких движений при управлении рулем и педалью газа, а также установка зимних шин помогут избежать неприятностей. Наиболее распространенный и достаточно действенный способ прекращения заноса заднеприводной машины – повернуть руль в сторону начинающегося заноса и сбросить газ.
- прогнозируемое, более естественное (соответствующее естественным рефлексам человека) поведение автомобиля на скользкой дороге. Если возникает опасная ситуация потери управления на дороге, естественной реакцией человека является сброс газа – это стабилизирует курс задне- приводной машины; - компоновка подкапотного пространства и разнесенные в пространстве агрегаты удобнее для ремонта и ТО; - развесовка автомобиля (двигатель впереди, привод сзади). Кроме того, оптимально распределяется работа между передними и задними колесами: передние поворачивают, задние толкают машину вперед; - при увеличении массы груза сцепление ведущих колес с покрытием только нарастает и проходимость улучшается; - при резком старте вес перераспределяется назад, и ведущие колеса меньше буксуют.
- меньший КПД двигателя из-за наличия карданной передачи; - худшая управляемость и проходимость при некоторых режимах движения (по сравнению с передним приводом), особенно по снегу и грязи.
Передние колеса являются одновременно ведущими и управляющими. В этом случае крутящий момент передается от коробки передач без дополнительных звеньев за счет полуосей. Водитель переднеприводного автомобиля чувствует себя на зимней скользкой дороге уверенно благодаря хорошей курсовой устойчивости и управляемости. Ведущие колеса переднеприводного автомобиля тянут за собой автомобиль, и он менее склонен к заносам, чем заднеприводной.
Но ведущие колеса переднеприводного автомобиля являются и направляющими, т.е. более перегруженными. Вследствие этого при движении в определенных условиях ощущается нехватка сцепления ведущих колес с дорогой и проявляется главный недостаток переднеприводного автомобиля – плохая поворачиваемость и снос передней оси при движении с большой скоростью по скользкой дороге. Снос – это увод передней части автомобиля от заданной траектории движения наружу поворота.
Переднеприводной автомобиль при входе в поворот стремится двигаться по большему радиусу, чем задает водитель поворотом рулевого колеса, или даже упорно продолжает двигаться в прямом направлении. Выйти из этой ситуации можно, лишь снизив скорость движения сбросом газа, но без применения тормозов. Увеличение скорости или еще больший поворот рулевого колеса только усугубляют положение.
Занос задних колес переднеприводного автомобиля возникает крайне редко. На скользкой дороге, чаще на спуске, занос возникает иногда и при резком торможении, и при переключении на низшую передачу в КП. Возникший занос выравнивается прекращением торможения и увеличением тяги (газа), а при большом заносе – и поворотом рулевого колеса в сторону заноса, как и у автомобиля классической схемы. Техника вождения переднеприводной машины сложнее. Это – "машина газа", а неопытному водителю в экстремальной ситуации очень сложно заставить себя утопить в пол акселератор, когда все нутро хочет тормозить.
- проще и безопаснее в управлении, особенно он хорош для неопытного водителя, прощает многие ошибки управления; - высокий КПД двигателя за счет меньшей потери энергии при передаче крутящего момента от двигателя к колесам; - лучшая проходимость, управляемость и чувствительность рулевого управления (по сравнению с задним приводом).
- переход от полностью контролируемого движения к потере управления происходит стремительнее, чем у заднеприводного автомобиля, и часто без предварительных признаков. Водителям надо постоянно помнить об этом свойстве переднеприводного автомобиля и, управляя им, всегда держать рулевое колесо обеими руками; - плотная компоновка моторного отсека; - с увеличением загрузки ухудшается проходимость; - самый нежный элемент трансмиссии – ШРУСы приводных валов.
Все колеса являются ведущими. Полный привод может быть постоянным (крутящий момент передается посредством коробки переключения передач) и отключаемым (крутящий момент передается через раздаточную коробку). Переключение может осуществляться вручную или автоматически в зависимости от конструкции.
Управление полноприводным автомобилем в экстремальных ситуациях требует от водителя особого хладнокровия и навыков: не стоит забывать, что, собрав все достоинства двух типов привода, полный привод присвоил и их недостатки. Автомобили с подключаемым полным приводом в большинстве случаев ведут себя как заднеприводные машины. А вот автомобиль с постоянным полным приводом может быть непредсказуемым. Там, где переднеприводная машина требует добавления газа, а заднеприводная сброса газа, полноприводная будет требовать того или другого в зависимости от развесовки, силы сцепления колес, скорости и прочего большого количества факторов.
Заранее угадать, что требуется – сложно. Ухудшает ситуацию и то, что, как правило, полноприводной автомобиль теряет курсовую устойчивость очень резко и без предупреждения. Чтобы повысить безопасность при управлении полноприводным автомобилем, современные машины с такой компоновкой часто оснащают несимметричным приводом по распределению тяги по осям, чтобы характер управляемости был похож на переднеприводной или заднеприводной.
- повышенная проходимость и возможность легкого старта с места без пробуксовки в любых условиях; - хорошая устойчивость и управляемость даже на скользкой дороге; - эффективное торможение двигателем (по сравнению с моноприводом).
- динамика у полноприводной машины хуже по сравнению с такой же моноприводной (за счет массы и дополнительных потерь в трансмиссии); - очень резкая потеря контроля над автомобилем; - неоднозначное поведение машины в критических ситуациях; - больший расход топлива, более сложная и дорогостоящая конструкция.
Ни один из типов привода не является панацеей в экстремальной ситуации. Спасают только хладнокровие, водительские навыки и приемы контраварийной подготовки. Учитесь управлять именно своим автомобилем, и его тип привода станет для вас родным и предсказуемым. Правильный автомобиль у каждого свой!
Где взять подлокотник не знаю!