клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Качество и цена масла зависят от характеристик, заявленных производителем. Пытаясь осмыслить свалившуюся на него информацию, покупатель нередко заходит в тупик. Ошибка в выборе чревата печальными для мотора последствиями. Попробуем разобраться.
Вы достали щуп и увидели, что уровень масла ниже минимума? Казалось бы, чего проще – открыть капот и восполнить недостаток. На самом же деле выбрать «правильное» масло не так просто. Существует множество масел с особыми характеристиками – многие автопроизводители ввели дополнительные спецификации к уже существующим API (Aмериканский институт нефти ) и ACEA (Ассоциация европейских конструкторов). И теперь золотое правило: «самая последняя спецификация указывает на лучшее масло для любого автомобиля», увы, не действует.
Ситуация стала настолько запутанной, что даже опытные люди порой затрудняются в расшифровке кодов, указанных на канистрах с маслом. Почему такое происходит? На то есть три причины. Во-первых, желание производителей снизить расход топлива привело к появлению масел с низкой вязкостью. Во-вторых, необходимость увеличения интервалов между заменой масла. В третьих, требования экологических норм.
В погоне за снижением расхода топлива все средства хороши. А применение более текучего моторного масла этому, как известно, способствует. Таким образом, несколько лет назад производители стали предписывать масла 0W-30 или 5W-30 вместо 10W-40 и 15W-40. Но масла с низкой вязкостью следует применять лишь для двигателей, которые были специально разработаны с учетом таких смазочных характеристик – всем остальным моторам они могут нанести серьезный вред.
Надо заметить, что факты износа кулачков и подшипников распределительных валов отмечались даже в моторах, разработанных специально под марки с низкой вязкостью. Тогда родилась еще одна категория масел – с тем же индексом (например, 5W-30), но с большей вязкостью при высокой температуре и повышенных нагрузках на двигатель (вязкость HTHS должна быть не менее 3,5 мПа.с против 2,9 у остальных масел).
Полвека назад масло в двигателе меняли каждые 2500 км. В наши дни межсервисный интервал может быть в 20 раз больше. Все зависит от типа двигателя, условий эксплуатации и в особенности от качества смазочных материалов. Производители предлагают продленный интервал между заменой масла – в зависимости от условий эксплуатации они разработали особые спецификации, обозначающие устойчивость масла к более длинному межсервисному пробегу. Предписанные требования сочетаются с остальными и обычно меняются от производителя к производителю. Но не всегда масло высокого качества, рекомендованное для одной модели, может подойти другой. Что же произойдет, если не выполнить рекомендации? Обычно интервал смены масла резко сокращается.
Эти характеристики в сочетании со свойствами, которыми всегда должно было обладать моторное масло (моющий эффект, противоокислительные качества), закодированы в спецификации. Подходы американцев и европейцев здесь сильно различаются. Первые сохранили схему «лучшее масло отлично подходит любому автомобилю», а их спецификации поддаются легкой расшифровке. Вторые создали классификацию, вызывающую замешательство у потребителей. Спецификация API состоит из двух букв: первая обозначает тип мотора, для которого предназначено масло (S – бензин, С – дизель), а вторая указывает на его качество в алфавитном порядке по возрастающей. Так, если для автомобиля предписано масло API SH, то для него подойдут масла с кодом SJ, SL и SM.
В 1996 году европейские производители разработали новую классификацию, действующую до сих пор. Она основана на обозначении одной буквой (A – бензин, В – дизель) и одной цифрой (1,2,3…), указывающей на качества масла. Код спецификации завершался датой ее появления, например А1-96. Масло ACEA A3-96, таким образом, было лучше А2-96, которое в свою очередь по характеристикам превосходило А1-96.
Но затем все стало намного сложнее. В 2004 году классы бензиновых моторов и дизелей были объединены, и появился новый класс с индексом С (Catalyst compatibility oils), обозначающий масла, «дружелюбные» по отношению к нейтрализатору и противосажевому фильтру. Этот класс разделен на четыре категории, которые служат для классификации масел с особыми характеристиками, подходящих лишь некоторым двигателям, а при использовании в других моторах могут привести к серьезным неполадкам.
Ситуация серьезно осложняется еще и наличием спецификаций производителей. Например, спецификации Volkswagen довольно хорошо известны, но проблема в том, что многие другие производители предъявляют собственные требования к моторным маслам. Вдобавок, эти спецификации иногда обновляются, что также может привести к путанице. Конечно, на канистрах с маслом должна указываться обновленная информация, но проблема в том, что это происходит довольно редко.
Более сложный состав масла, особенно в случае с дизелями, привел к существенному удорожанию и к большим затруднениям при выборе, особенно если нужно купить литровую канистру для долива. А некоторые типы смазочных материалов почему-то отыскиваются лишь в закромах официальных дилеров.
Более того, мелкие производители масла находятся в трудном положении, поскольку им невыгодно производить спецмасла, а в самых крайних случаях даже известным производителям приходится покупать смазочные материалы у монополиста, чтобы затем продавать их под собственной маркой.
Так что же делать, когда пришла пора менять масло или долить его до необходимого уровня? Приведем несколько конкретных примеров, памятуя о том, что главным документом, к которому следует обращаться, является руководство по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, где приведены все необходимые указания.
Бензиновые или дизельные автомобили (кроме Volkswagen и BMW): для моторов, которым иногда предписывается масло типа longlife, достаточно приобрести масло с нужными характеристиками вязкости, которое бы соответствовало спецификациям ACEA или API. Не следует использовать масла с вязкостью 0W30 или 5W30, если это не предписано инструкцией.
Модели Volkswagen: смазочные материалы должны соответствовать предписанным спецификациям, включая год издания соответствующей нормы. В случае с Longlife Service использовать «недолгоиграющие» масла можно, но интервал между заменой масла снижается до фиксированного пробега, не зависящего от условий эксплуатации.
Модели BMW: требуются масла longlife BMW, но внимательно следите за обновлением требований.
Дизели с противосажевым фильтром: придерживайтесь рекомендаций производителя в том, что касается спецификаций и частоты смены (масло надо менять при включении контрольной лампы или если его уровень выше отметки на щупе).
Где взять подлокотник не знаю!