клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Электрообегреватели
В этой группе на местном рынке лучше всего представлены тюменские электроподогреватели. Устройство представляет собой своеобразный кипятильник мощностью 1,5 киловатта в час. Он врезается в охлаждающую систему автомобиля и имеет выход для включения в бытовую электросеть 220 Вольт. «Принцип действия чрезвычайно прост — автовладелец включает розетку в сеть, и тэн начинает разогревать тосол или другую охлаждающую жидкость, залитую в автомобиль»,— пояснил АПИ заместитель директора сети установочных центров «Авто&Звук» Андрей Привалов.
Разогрев всей жидкости обеспечивается за счет разницы в плотности уже разогретой жидкости и холодной. Проще говоря, горячий тосол расширяется и постепенно вымещает холодный. Тот в свою очередь по патрубкам системы поступает на разогрев. По желанию может устанавливаться также таймер — можно заранее включить устройство в розетку и задать время, когда оно должно начать работать. Человек потом просто приходит и спокойно запускает теплый двигатель.
Среди достоинств этой системы ее невысокая цена — вместе с установкой автовладельцу придется потратить около 3-3,5 тысячи рублей, облегченный пуск прогретого двигателя даже в условиях очень низких температур, плюс такой подогреватель не тратит автомобильное топливо. Да и собственно сама установка электроподогревателя занимает всего около 2 часов времени. Благодаря всему этому электрообогреватели получили широкое распространение в северных регионах УрФО.
Однако есть у подобных систем и целый ряд недостатков. Прежде всего, из-за того, что далеко не ко всем машинам есть соответствующие установочные комплекты. «К самому тэну прилагается так называемый установочный комплект — набор необходимых креплений, патрубков, сочленений и так далее. У каждой марки автомобиля они различаются и в основном тюменцы делают наборы для отечественных машин. Только недавно стали появляться комплекты для иномарок, собираемых в России»,— рассказал Андрей Привалов.
В принципе, при определенной смекалке эти устройства можно поставить даже на суперсовременный Mersedes. Только новую машину в таком случае просто снимут с гарантии. «Использование электроподогревателей может привести к перегреву двигателей — особенно если речь идет о технически сложных двигателях иномарок. Для этих тэнов не предусмотрено помпы, которая могла бы принудительно прогонять согретую охлаждающую жидкость по системе и равномерно разогревать двигатель»,— отметили специалисты установочного центра «Юма».
Также минусом такой системы является и ограниченные возможности по ее использованию. Ведь доступ к бытовой электросети есть далеко не всегда. А на то, чтобы прогреть двигатель до 60-80 градусов уйдет целый час. Поэтому основными потребителями на Среднем Урале являются владельцы стареньких карбюраторных машин, обладающих собственным оборудованным гаражом или живущие в частном доме.
Стоит добавить, что помимо тюменских систем изредка на рынке появляются еще и электроподогреватели финского производства. Они вполне походят для установки на различные иномарки и способны подогревать не только охлаждающую жидкость, но и масло (в технологическое отверстие двигателя вставляется специальный тэн в виде щупа). Правда, стоят они в два раза выше отечественных аналогов, а в случае поломки могут возникнуть серьезные проблемы с их ремонтом.
Устройства для автоматического запуска двигателя
Проще говоря, автозапуск. Это ни что иное, как специальный электронный блок с датчиком температуры или таймером. Сейчас эти блоки входят в большинство сигнализаций. Хотя его можно установить на автомобиль и отдельно.
Автозапуски несколько различаются по принципу своей работы. Сейчас можно встретить как те, которые запускают двигатель автоматически при охлаждении до какой-то определенной температуры, так и те, которые программируются на определенное время запуска или временные промежутки.
Стоимость блока автозапуска колеблется в среднем от 3 до 4 тысяч рублей. Стоимость сигнализации с автозапуском — от 6,5 до 8-9 тысяч рублей. Сумму такого же порядка надо предусмотреть и для оплаты работ по установке (которая, кстати говоря, займет около 5-6 часов).
Из плюсов автозапуска можно отметить опять таки существенное облегчение эксплуатации автомобиля зимой и автономность системы — электросети она не требует, да и прогреть двигатель можно в любое время, нажав кнопку на дистанционном пульте.
Однако недостатков у этой системы тоже хватает. Во-первых, установить ее можно только на инжекторную машину. Во-вторых, прогрев идет за счет запуска самого двигателя. А пуск остывшего силового агрегата равнозначен его же износу за 600 километров пробега. Если запускать его чаще, не доводя до серьезного охлаждения, то это означает повышенный расход топлива — в среднем 200-250 грамм на каждый прогрев, и опять таки повышенный износ двигателя. В-третьих, автовладельцу необходимо всегда следить за наличием дополнительного топлива в баке, в противном случае к утру его там может уже и не оказаться.
Кроме того, если ставится автозапуск с температурным датчиком стоит поинтересоваться, куда этот датчик будет установлен. «Есть блоки с уже встроенным датчиком и если блок установят в салоне, то и двигатель будут пускаться исходя температурных показателей салона, а не самого двигателя. Поэтому более корректно, когда датчик температуры крепиться к самому двигателю»,— уточнил Андрей Привалов.
В среднем же владельцу системы автозапуска стоит приготовиться к дополнительному расходу 1-1,5 литров топлива за ночь в 20-25 градусные морозы (если конечно устройством будут пользоваться).
Автономные подогреватели
В настоящее время все подобные системы огульно называют «вебасто», хотя в реальности их производит целый ряд фирм. Кроме собственно Webasto, среди них и Eberspacher, и Mikuni, и Ateso, и Hydronic. Список можно было бы продолжать довольно долго. Однако все эти обогреватели кроме устройств Webasto и Eberspacher в Екатеринбурге будет очень трудно приобрести. Хотя и предпусковые подогреватели Eberspacher известны весьма ограниченному количеству автомобилистов (и это при том, что они собираются по немецкой лицензии в Курганской области). По признанию специалистов, лидером на местном рынке сейчас является немецкая компания Webasto.
Добавим, что примерно 3-4 года назад в регионе продавались подогреватели «Теплостар» — отечественная копия Eberspacher. Однако из-за низкого качества устройств и многочисленных отказов зимой завозить их постепенно перестали. Периодически в продаже появляются еще и российские, а также китайские подогреватели, но пока они славятся своей ненадежностью.
В связи с этим в данном разделе говорить придется в основном о подогревателях Webasto. Как рассказал директор екатеринбургского филиала ООО «Вебасто Рус» Роман Макарихин, подогреватели для двигателей этой марки имеют общее обозначение — TermoTop и различаются по своей мощности. Основным спросом пользуются TermoTop E — для двигателей объемом до 2-2,5 литров и мощностью 4 киловатта в час, а также TermoTop С — для более мощных машин объемом до 5 литров и мощностью 5 киловатт в час. Есть и еще более «серьезные» устройства, но их, как правило, устанавливают уже на грузовики и другую крупную технику.
Принцип действия всех автономных подогревателей достаточно прост. Они представляют собой «ящичек» размерами 20 на 15 сантиметров, внутри которого располагается небольшая камера сгорания автомобильного топлива, а вокруг нее — полость для охлаждающей жидкости. Кроме того, устройство обладает своей небольшой помпой для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости и бензонасосом для подачи топлива. Воспламенение топлива, как и в любом двигателе внутреннего сгорания, производится за счет электроэлемента — свечи или в случае с Webasto керамического штифта накаливания, которая подсоединена к аккумуляторной батарее. Действует система так — двигатель прогревается за счет разогрева охлаждающей жидкости, пропускаемой через кожух вокруг камеры сгорания.
Работа Webasto регулируется либо через таймер установленный внутри салона автомобиля, либо через пульт дистанционного управления. Они бывают нескольких видов — самый простой обладает только функцией включения/выключения системы и индикатором ее запуска. На более сложных пультах можно выставлять даже температуру прогрева салона. Кроме того, управление обогревателем можно подключить и к сотовому телефону владельца.
Плюсов у такого типа подогревателей достаточно много: это и автономность их работы, это и низкий затраты на прогрев двигателя (около 200-250 грамм топлива), это и широкий температурный режим работы (работоспособность того же Webasto испытывают при 60 градусах ниже ноля), это и длительный срок службы устройств. Гарантия на Webasto составляет 2 года, а заявленный срок службы — 10 лет. Поэтому и пользователей автономных систем подогрева с каждым годом становится все больше, а очереди на их установку с началом первых серьезных морозов — все длиннее.
Однако и этих систем есть целый ряд минусов. Прежде всего, это их высокая стоимость. Самый простой Webasto — TermoTop E обойдется в 24-25 тысяч рублей, плюс 10-11 тысяч за его установку. На дооборудование его пультами дистанционного управления потребует дополнительных затрат (самый простой из них повысит стоимость системы на 13-14 тысяч рублей). «Бывают даже случаи, когда люди экономят на пульте и подключают подогреватель к дистанционному управлению сигнализации. Правда, в таком случае их снимут с гарантии. Есть примеры и того, как владельцы Webasto снимают их со своих старых машин и переставляют на новые»,— рассказал Андрей Привалов.
Да и размеры самого устройства не позволяют его устанавливать на все машины. Особенно это касается некоторых современных японских и европейских авто, где под капотом настолько тесно, что установить туда еще и подогреватель бывает просто невозможно.
Помимо этого автономный подогреватель требует весьма щепетильного отношения к самой машине: на ней должна стоять хорошая аккумуляторная батарея (АКБ), в баке должно быть несколько больше чем 2-3 сантиметра топлива, а охлаждающая система быть полностью исправной. По словам Романа Макарихина, при падении напряжения в АКБ ниже 9,7 Ватт подогреватель не запустится, не запустится он и если в баке слишком мало топлива или в системе охлаждения нет циркуляции жидкости. Кроме того, в течение лета систему необходимо несколько раз запускать. «Она обладает автономным топливопроводом и летом, когда подогреватель не используется, топливо там испаряется. Потом просто у некоторых бывают затруднения с запуском системы»,— пояснил Роман Макарихин.
К тому же об установке Webasto стоит позаботиться еще до наступления зимы — накануне в фирменном центре завершилась запись желающих на этот год. Стоит иметь в виду, что и сама операция по установке займет 1-2 дня, так как связана с вмешательством во внутренние органы машины и последующей проверкой работоспособности устройства.
Стоит добавить, что несколько лет назад в Екатеринбурге в продаже можно было найти еще одну систему для облегчения зимнего пуска двигателя — так называемые «термосы». Производители заявляли, что в этих устройствах будет храниться часть «горячей» охлаждающей жидкости с момента остановки двигателя до его нового запуска. А в момент старта горячая жидкость будет смешиваться с холодной, повышая общую температуру двигателя. К сожалению, уральские холода полностью развенчали эти заявления. Жидкость в термосах за морозную ночь все равно остывала практически до нуля, и эффекта разогрева не происходило.
Таким образом, можно смело сказать, что сейчас на рынке остались только проверенные системы подогрева двигателя. При этом они обладают рядом плюсов и рядом минусов. Следовательно, к их выбору нужно подходить очень вдумчиво, учитывая собственные потребности и возможности, в том числе и материальные. В конце концов «дедовские» электротэн или паяльную лампу еще никто не запретил.
Где взять подлокотник не знаю!