клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
ЧТО СОКРАЩАЕТ ЖИЗНЬ ВАШЕМУ АККУМУЛЯТОРУ
Покупая свинцовый стартерный аккумулятор, каждый автолюбитель мечтает о надежном и долговечном помощнике. Ведь именно аккумулятор помогает «оживить» машину до того, как она, урча и выпуская дым, тронется в путь. Надежность этого помощника зависит от многих факторов, в числе которых, конечно же, добросовестность контроля и соблюдение режимов технологического процесса производителем, условия и сроки хранения аккумулятора до момента его продажи и другие, не зависящие от потребителя. Но есть факторы, зависящие от потребителя, которые напрямую влияют на продолжительность жизни аккумулятора. Их не так уж и мало. Именно о них пойдет сейчас речь. Сразу хочу сказать, что устройство свинцовых аккумуляторов за последние десятки лет не претерпело кардинальных изменений в конструкции. Сегодня они стали краше дизайном, изменился химический состав решетки пластин, выверена до тонкостей рецептура активной массы пластин, пластины одного из знаков в каждой банке обернуты сепаратором в форме конверта.В числе других технических новшеств, практически во всех типах современных аккумуляторов исключена возможность их ремонта: все шесть (три в мотоциклетных) банок заключены в цельный корпус, именуемый моноблоком, сверху которого приварена крышка. Удаление крышки приводит к необратимому нарушению герметичности, после которого аккумулятор подлежит замене. Итак, хорошо это или плохо, но из «внутренних операций» потребителю оставлено лишь право измерения плотности электролита.Что же влияет на срок службы вашего аккумулятора?Пожалуй, самое основное: аккумулятор должен по номинальной емкости соответствовать вашему автомобилю. Совершенно недопустима установка аккумулятора малой емкости на автомобиль с большим объемом двигателя, особенно если он еще и дизельный. При этом необходимо помнить, что ситуацию усугубляют дополнительные «рты», требующие электропитания, установленные в вашем авто (климат-контроль и т.п.). Нежелательна также установка аккумулятора большой емкости на малолитражки.В обоих случаях несоответствия параметров автомобиля емкости аккумулятора режимы эксплуатации приводят к постоянному перезаряду или недозаряду аккумулятора, которые резко сокращают срок жизни, постепенно уменьшая его емкость в результате снижения количества активной массы в пластинах. И, если во втором случае ситуацию еще можно как-то исправить, периодически подзаряжая аккумулятор при помощи специального зарядного устройства, то бороться с перезарядом очень сложно.Как же выбрать аккумулятор, соответствующий по емкости вашему автомобилю? Этот вопрос давно решен серьезными производителями, которые выпустили каталоги с таблицами соответствий выпускаемых ими аккумуляторов и автомобилей практически всех впускаемых в мире марок. Если такого каталога в месте продажи аккумуляторов нет, то при покупке сообщите продавцу основные характеристики вашего автомобиля. Он обязательно поможет вам сориентироваться в выборе.Некоторые из аккумуляторов снабжены индикатором зарядки. По сути «волшебный глазок», как его окрестили некоторые производители, является простейшим индикатором уровня и плотности электролита в одной из банок. Остальные банки при этом остаются «без присмотра», а их состояние может отличаться от «глазастой». Как же быть в такой ситуации?Существует несколько выходов. Вы можете найти в продаже и установить на каждую из банок подходящие пробки со встроенным индикатором. Тогда ваш аккумулятор станет многоглазым. Однако при очевидных плюсах (возможность мгновенного текущего контроля за плотностью и уровнем электролита), установка подобных глазков заметно ударит по карману рядового потребителя. Другим удобным выходом может стать приобретение специального ареометра в виде пипетки, дающего возможность измерить плотность электролита поочередно в каждой банке.Держа в руках бытовой ареометр для измерения плотности электролита, следует помнить, что он градуирован для работы при 20 (25) градусах по Цельсию, что обязательно указывается на его шкале или в паспорте. Это температура электролита. Если вы измеряете плотность с пылу-жару или среди лютой зимы – учитывайте, пожалуйста, поправку. А она такова: при температуре электролита более 20 (25) градусов на каждые 10 градусов свыше добавьте к измеренной плотности 0,007 г/куб.см, при температуре менее 20 (25) – соответственно отнимите 0,007 г/куб.см. Итак, плотность электролита. В нормальном состоянии она должна составлять от 1,24 до 1,30 г/куб.см. Если плотность электролита меньше нижнего порога, то аккумулятор следует подзарядить. Если выше, то добавить дистиллированной воды. Ни в коем случае не добавляйте в аккумулятор электролит, если плотность даже после зарядки не поднимается до нижнего порога. Кроме вреда, вы ничего не принесете изношенному аккумулятору (чаще всего именно об износе говорит низкая плотность) – избыточные количества электролита, как, впрочем, и его повышенная плотность, ускоряют разрушение решетки положительных пластин.Другим сигналом для подзарядки служит напряжение на клеммах аккумулятора при разомкнутой цепи. В состоянии покоя оно должно составлять не ниже 12,5 В. Вы знакомы с термином «необслуживаемый аккумулятор»? Он отнюдь не обозначает полное отсутствие необходимости в обслуживании. Такой термин введен в рамках ГОСТ 959 в связи с появлением новых кальциевых сплавов, использование которых при изготовлении решетки пластины приводит к снижению «выкипания» воды в аккумуляторе до крайне низких значений, но никак не до нулевого. Однако в случае соблюдения правил эксплуатации аккумулятора, доливка дистиллированной воды может не понадобиться в течение всего гарантийного срока.Иногда потребители обращают внимание на мутный цвет электролита и решают заменить его чистым. Этого делать нельзя. Кроме нарушения более или менее точного содержания серной кислоты (основы электролита) в каждой банке, осадок со дна банки, попадая на верхнюю кромку пакета пластин, может привести к короткому замыканию.Мелькающие в продаже средства «для продления срока службы» аккумулятора не заслуживают внимания по причине несоответствия названия и действия на аккумулятор. Хорошо, если такие средства никак не влияют на срок службы! Эффект может быть и обратным. Ни один из производителей аккумуляторов не выпускает подобных средств.Еще одна беда, о которой временами забывают потребители – ни в коем случае нельзя хранить разряженный аккумулятор при отрицательной температуре. Если заряженный не замерзнет и при минус 60, то разряженный даже при минус пяти может превратиться в «ледяной кирпич». Замерзание электролита практически полностью выводит аккумулятор из строя. Причина – нарушение структуры активной массы и решетки пластин, а иногда и целостности моноблока.Резюмируем эту и предыдущую статьи. Причин старения и износа аккумуляторов несколько. Первая – выпадение активной массы из решетки пластины. Несмотря на добавление производителями в активную массу волокнистого материала, вибрация постепенно, но неизбежно творит свое черное дело, практически вытрясая активную массу из ячеек решетки.Вторая – коррозия решетки положительных пластин. В силу того, что, вообще говоря, положительная пластина работает в условиях постоянного окисления при зарядке, в процесс вовлекается не только активная масса, но и материал решетки. Одной из мер по снижению влияния коррозии является утолщение решетки положительных пластин по сравнению с отрицательными. К ускорению коррозии приводят постоянный перезаряд, а также повышенная плотность и температура электролита. Именно поэтому аккумуляторы в тропическом исполнении имеют штатно сниженную плотность электролита.Третья – сульфатация активной массы. Разряженный аккумулятор в составе положительных и отрицательных пластин содержит сульфат свинца. Это нормальное явление, оно называется обратимой сульфатацией. Но хранение или эксплуатация аккумулятора в разряженном состоянии приводит к кристаллизации сульфата свинца (необратимой сульфатации), после чего перевести его в исходное состояние практически невозможно.Пожалуй, это все, что может зависеть от потребителей при эксплуатации современных аккумуляторов. Не забывайте прочесть инструкцию, прилагаемую к аккумулятору, и ознакомиться с условиями обслуживания аккумулятора сервисной организацией. Помните, что несоблюдение правил эксплуатации является поводом для снятия вашего аккумулятора с гарантии.
Где взять подлокотник не знаю!