клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Баллончик с составом для устранения прокола покрышки - пустая трата денег или всё-таки реальная альтернатива запасному колесу?Таким вопросом задались мы, специалисты экспертной группы «Несколько Недоверчивых Парней», занимающейся потребительскими тестами автомобильных компонентов.Ответ мы решили найти, проведя сравнительные испытания нескольких образцов герметиков в условиях, максимально приближенных к реальности.Вопрос о том, насколько работоспособны и удобны в применении аэрозольные составы для «лечения» проколов, отнюдь не праздный. Всё больше и больше автопроизводителей лишают новые модели своих автомобилей не только полноразмерного запасного колеса, но и так называемой «докатки». А в нишу на дне багажника укладывают лишь компрессор и баллончик со специальным средством для устранения проколов. Но и те, чья машина укомплектована пятым колесом, наверняка, вспомнят не один случай из своей практики, когда одно из колес проколото и заменено запасным. Дальнейший путь в таком случае проходит в очень нервозной обстановке с мыслью о том, чтобы не дай бог не проколоть еще одно колесо, ведь его заменить будет уже нечем. И хорошо, если в такой ситуации шиномонтаж находится близко… А что если до него, как говорится, ехать и ехать? Быть может для тех, кто часто ездит вдали от цивилизации всё-таки стоит иметь в багажнике баллончик с герметиком? Позволит ли он заделать прокол?
Помочь нам провести сравнительные испытания согласились в Санкт-Петербурге. Специалисты шинного центра Tyre Plus на Петровском острове предоставили в наше полное распоряжение нужное количество новеньких одинаковых покрышек размерности 175/65R14 и шиномонтажное оборудование. Условие о том, что покрышки должны быть одинаковой размерности и новыми, мы при поиске возможности для проведения этого теста поставили изначально. Ведь только в таком случае условия сравнительного теста будут максимально корректными и воспроизводимыми для всех испытываемых образцов. Ведь в покрышках разной размерности герметик будет растекаться по-разному и в большой покрышке состав банально растечется по её недрам и к месту прокола попадёт в меньшем количестве, чем в маленьком колесе. Повлиять может и большая разница в возрасте колёс.Ведь резина внутренней поверхности старой покрышки неизбежно испещрена сетью микротрещин. И по такой поверхности герметик будет течь совсем по-другому, нежели в абсолютно новом колесе.
AbroЦена – 217 руб.Указанный производитель – Abro Industries, Inc. (США) Состав баллона смог поднять начальное давление в колесе до отметки 0,7 бар. В то время, как надпись на баллоне обещала, что колесо будет накачано до 2,4 атм! Обманывает инструкция и с обещанием ликвидировать прокол колеса в течение 1 минуты. Утечка воздуха не прекратилась ни после первой, ни даже после десятой минуты. Более того, за это время через контрольный прокол из покрышки вытек весь герметизирующий состав. В результате образец был снят с испытаний.
AuchanЦена – 163 руб.Указанный производитель - Car Plan Тетросил ЛТД (Великобритания) Хоть на этикетке этого образца и есть бравурное обещание «мгновенно ликвидировать любой прокол», в реальности всё обстоит гораздо печальнее. Долгих 10 минут потребовалось пене на то, чтобы загустеть в отверстии контрольного прокола и остановить утечку воздуха из колеса. Колесо было подкачано лишь до 0,6 атм. Кроме того, пена из этого баллона настолько сильно липнет к рукам, что мы рекомендуем одеть перчатки перед его использованием. Герметик, попавший в колесо вызвал его сильный дисбаланс – 65 грамм. Движение со скоростью выше 50-60 км/ч может вызвать повреждение элементов подвески.
Итак, площадка для корректных сравнительных испытаний подготовлена. И мы отправились закупать образцы. Не будем скрывать своего разочарования. Мы рассчитывали найти и сравнить не менее 7–8 образцов герметиков. Но каково же было наше удивление, когда в нескольких десятках магазинов Москвы и Санкт-Петербурга перед нашими глазами представали баллоны с герметиками от одних и тех же производителей. Наиболее распространенными оказались составы от фирм Abro, Hi-Gear, Holts и Liqui Moly. Их мы и купили. А совершенно неожиданно компанию этим известным брендам составил герметик Auchan, купленный нами в одноименном супермаркете.
Программа испытаний для этих 5 образцов, разработанная нами, была весьма проста. На противоположной от вентиля стороне протектора делается прокол диаметром 6 миллиметров, который мы попытаемся ликвидировать, введя герметик в недра колеса. Наиболее удаленная точка колеса выбрана для того, чтобы максимально усложнить задачу донесения состава герметика к проколу. Ремонт колеса будет проделываться в строгом соответствии с инструкцией на баллоне. Ну а мы будем наблюдать, способен ли состав заделать отверстие прокола. Измерим мы и то давление, которое создадут газы, закачанные в баллон с герметиком в проколотом колесе при том, что сразу после прокола давление в нем будет доведено до нулевой отметки. Ну а в финале испытания те колеса, которые остановят утечку воздуха, будут проверены на дисбаланс, на основании чего будет сделан вывод о том, можно ли на них продолжать нормальное движение.Кстати, сразу стоит отметить тот факт, что все производители дают разные рекомендации о том, в каком положении проколотого колеса в него надо вносить спасительный состав. В инструкции Abro сказано, что вентиль надо расположить в пределах от 5 до 7 часов по циферблату. Holts предлагает поднять его в диапазон от 10 до 2 часов. В инструкциях к Hi-Gear и Auchan об этом нет вообще ни слова. А наиболее продуманной в этом плане нам показалась инструкция Liqui Moly, в которой советуется сориентировать колесо так, чтобы прокол в нем находился в нижней точке колеса. Логично, ведь в этом случае состав, попав в шину, быстрее всего попадет к месту прокола и «примется за работу».А вот дальше в инструкциях начинается полнейшая вакханалия. И у нас сложилось мнение, что вся эта неразбериха – следствие слишком вольных, а порой и абсолютно поверхностных переводов инструкций. Советуем всем производителям вдумчивее и внимательнее подходить к этой процедуре. Ведь соблюдение потребителем рекомендаций неграмотного перевода в лучшем случае не даст ему никаких результатов, в худшем – принесет еще больший, чем было, урон. Одни производители советуют, едва залив в колесо герметик, тут же подкачивать его до рекомендованного давления. Другие оптимистично заявляют о том, что баллон, содержащий герметик, восстановит давление в покрышке, если вы пустить его содержимое в колесо полностью. Но в случае серьезного прокола, который мы собираемся имитировать, обе эти рекомендации по сути бессмысленны. Ведь требуемое давление в шине не сможет создать ни компрессор, ни избыточное давление газов в баллоне. Воздух будет беспрепятственно покидать колесо через незаделанное еще отверстие.Читаем дальше. Все производители герметиков рекомендуют незамедлительно после опустошения баллона начать движение автомобиля «с умеренной скоростью». Расстояние «ремонтной» поездки предлагаются разные. Hi-Gear просит проехать 1–2 км, а Abro – 3. Все остальные производители еще оптимистичнее. По их мнению на шине, в которую только что выпущено содержимое баллона с герметиком, надо проехать 10–15 км. Общий смысл рекомендаций понятен. Состав герметика, попавший в колесо, растечется по его недрам, клеящий состав будет доставлен к проколу и герметезирует его. А излишки герметезирующего состава под действием центробежной силы максимально равномерно распределятся по внутренней поверхности колеса, не вызывая его дисбаланса.Всё так. Вот только если на покрышке, давление в которой не дотягивает хотя бы до отметки 1 атм, проехать даже пару километров, то ее боковины неизбежно разрушатся. И колесо будет непригодно к дальнейшей эксплуатации… Пена герметиков Holts и Auchan долго сочилась через прокол, сделанный 6-ти миллиметровым шилом. Но он все же был заклеен. А вот Аbro вытек весь безрезультатно...
Пена герметиков Holts и Auchan долго сочилась через прокол, сделанный 6-ти миллиметровым шилом. Но он все же был заклеен. А вот Аbro вытек весь безрезультатно...
Поэтому для проведения испытаний мы выработали следующий алгоритм действий. Колесо прокалывается и после того, как давление воздуха в нем падает до нуля, в него вводится состав герметика. Сразу после этого мы фикси руем, какое давление воздуха в колесе смогли создать газы баллона с герметиком. Затем, если давление в колесе меньше нормы в 2 атм, мы его подкачаем и на машине, подвешенной на подъемнике, имитируем движение на расстояние 2 км со скоростью 40 км/ч. После этого мы проверим, восстановлена ли герметичность колеса и оценим его дисбаланс. И на основании этих данных сделаем вывод о том, пригодно ли колесо к дальнейшей полноценной эксплуатации. Итак, пять покрышек собраны на дисках и отбалансированы. Колесо устанавливается на автомобиль и в нём делается контрольный прокол. Воздух со свистом покидает покрышку, которая достаточно быстро полностью спускается и обод диска касается опорной поверхности.Первым в бой мы отправили состав Hi-Gear. Пенный состав по прозрачной трубке ринулся в колесо, которое в течение минуты, пока пустел баллон, заметно приподнялось от пола. Замеряем давление. Манометр показывает 0,7 атм. Для движения этого явно недостаточно. К тому же пенный состав стремительно покидает колесо через прокол. Через пару минут «езды» на машине было слышно, что воздух по-прежнему уходит из покрышки, но все менее активно. Снимаем колесо и помещаем его в ванну с водой, где сразу становится видно, что на месте прокола образуются небольшие пузыри воздуха. Но буквально через три минуты исчезли и они. Колесо вновь обрело герметичность! Можно ли на нем ездить? Вполне, как показала проверка на балансировочном станке. Дисбаланс колеса достиг 20 грамм – показатель приемлемый при движении со скоростями до 100 км/ч.
Hi-GearЦена – 272 руб.Указанный производитель – Hi-Gear Products, Inc. (США) Этот состав загустел в проколе достаточно быстро. Хотя производитель честно сообщает о том, что этот герметик поможет справиться с повреждениями в колесе размером лишь до 4,5 мм. В нашем же случае герметик справился с задачей посерьезнее, ликвидировав отверстие 6 мм. Дисбаланс колеса оказался вполне приемлемым для дальнейшего движения автомобиля – 20 грамм. Но, увы, только летом. На морозе в минус 20 состав попросту замерз внутри покрышки. Но и в этом моменте производитель столь же честен с нами - в инструкции сказано, что состав должен иметь температуру не ниже плюс 15 градусов…
HoltsЦена – 369 руб.Указанный производитель – Хольт Ллойд Продактс (Великобритания) Баллон поднял давление в проколотом колесе до 0,9 атм. Рекорд нашего теста. Но при этом надпись на баллоне обещает давление как минимум от 1,2 до 2,5 атм! Особо отметим и крайне удачную конструкцию клапана на крышке баллона – его достаточно лишь повернуть и ждать пока состав поступает в колесо. Очень удобно. Но вот густел состав долго – более 10 минут. А дисбаланс колеса оказался наибольшим в нашем тесте – 75 грамм. Это неприемлемо для нормального дальнейшего движения автомобиля.
Ligui MolyЦена – 435 руб.Указанный производитель – Ликви Моли ГМБХ (Германия) Начальное давление в колесе после введения в него содержимого баллончика достигло незначительных 0,4 атм. Но со своей прямой задачей герметик справился отлично. Прокол был заклеен очень быстро – менее, чем за 5 минут. Дисбаланс колеса был крайне незначительным и составил лишь 10 грамм. На таком колесе вполне можно продолжить движение с любыми, даже очень большими, скоростями. Этот образец мы и признаем победителем нашего теста.
Вторым проверке подвергся состав Liqui Moly. Колесо он смог накачать лишь до отметки 0,4 атм. Впрочем, и это давление тает буквально на глазах. Газ из баллона безо всяких препятствий покидает покрышку вместе с рабочим составом герметика. Подкачиваем колесо, «проезжаем» 2 километра. И получаем результат аналогичный первому образцу – небольшая утечка воздуха, которая постепенно ликвидировалась густеющим в проколе составом в течение трех-четырех минут. Колесо надо лишь подкачать до рабочего давления и на нем вполне можно ехать дальше! Причем, как оказалось, с любой, даже самой высокой скоростью. Дисбаланс составил едва уловимые 10 грамм.Образец Holts, ставший третьим в наших испытаниях, мы признаем самым удобным в обращении. Он снабжен удобным клапаном, регулирующим введение состава герметика в покрышку. Небольшая поворотная ручка сводит у нулю все проблемы – повернул ее и жди, пока не опустеет баллон. В то время как у остальных четырех баллонов в течение полутора-двух минут необходимо пальцем нажимать и удерживать достаточно тугую клавишу на его крышке. Задача, прямо скажем, для крепкой мужской руки. Женская, с ней если и справится, то не без ущерба для маникюра. Holts поставил и промежуточный рекорд нашего теста. Он смог накачать колесо до 0,9 атм. Давление, конечно, низкое, но в случае крайней необходимости, например, если компрессор вы шел из строя, несколько километров на предельно малой скорости на таком колесе можно проехать. А затем последовало разочарование. При имитации двухкилометрового заезда пена герметика так активно покидала колесо через прокол, что ей оказалась перепачкана вся колесная ниша нашего агрегатоносителя. Покрышка активно травила воздух с пеной и после остановки машины. И лишь минут через десять, когда мы собрались уже снимать этот образец с дальнейшей проверки, утечка воздуха прекратилась. Впрочем, дисквали фикация все равно последовала. Дисбаланс колеса оказался совершенно неприемлемым и составил 75 грамм! Еще один рекорд нашего теста. Увы, со знаком «минус». С таким дисбалансом движение можно будет продолжить лишь до ближайшего шиномонтажа. Да и то со скоростью не выше 50– 60 км/ч. А иначе ремонта подвески и рулевого механизма не избежать…Неприятный сюрприз преподнес и герметик Auchan. Дело в том, что остатки состава неизбежно попадают на руки при откручивании шланга от вентиля колеса после того, как баллон опустошен. Но если у всех образцов герметик, попавший на руку легко смывался водой, то пена образца Auchan оказалась насколько липкой, что отмыть ее удалось с большим трудом. Вывод один – работайте в перчатках… Давление в колесе Auchan поднял лишь до 0,6 атм. А густел в отверстии прокола и ликвидировал утечку воздуха так же медленно и неохотно, как предыдущий образец. Когда же, наконец, пена заклеила прокол, выяснилось, что дисбаланс колеса тоже неприемлем для нормальной дальнейшей эксплуатации – 65 грамм.
Мнение специалиста
Василий Гаврилов, мастер смены Петровского шинного центра Tyre Plus:
«Я скептически отношусь к подобным баллонам с герметиками. В случае серьезного прокола или пореза колеса, а также при повреждении боковины они будут абсолютно бесполезны. Но при незначительных проколах такой баллончик вполне сможет помочь. Из тех образцов, которые мы проверили, я рекомендую Liqui Moly – он и прокол быстро заклеил и последующего дисбаланса колеса не возникло. Это средство можно возить с собой в багажнике. Hi-Gear с проколом колеса тоже справился на отлично и дисбаланс был небольшой. Но, как оказалось, он боится мороза и очень быстро замерзает. На таком колесе зимой далеко не уедешь. Составы Holts и Auchan тоже могут заклеить прокол. Но с таким дисбалансом максимум, на что в дальнейшем способно колесо, которое отремонтировали этими герметиками – позволить потихоньку доехать до цивилизации и уже там на шиномонтаже делать полноценный ремонт колеса. А вообще советую всем иметь в автомобиле набор ремонтных жгутов. В применении они очень просты и удобны. К тому же в отличие от жидких герметиков смогут заделать прокол в боковине. Ну а справиться с этими жгутами сможет любой, кто держал в руках отвертку или гаечный ключ.»
Ну а пятый образец – Abro – мы сняли с дистанции. Он так и не смог остановить утечку воздуха из колеса. За время «заезда» и в течение нескольких минут после него через прокол из покрышки «выгнало» практически весь герметизирующий состав.Итак, два образца – Hi-Gear и Liqui Moly – справились с поставленной задачей. Большой 6-миллиметровый прокол удачно заклеен, дисбаланс вполне примлем. Но… Почему в инструкциях на баллонах производители рекомендуют использовать эти составы только в разогретом виде, разогревая их зимой, например, печкой в салоне машины. Как они поведут себя на морозе? Проверим! Благо на улице минус 20. Обоих претендентов на победу в нашем тесте на улицу! Результат поверг нас в шок. Hi-Gear начал моментально густеть и уже через 15 минут замерз. Портить один из балансировочных станков Петровского шинного центра мы не стали. И так было понятно, что дисбаланс будет запредельным. На колесе, внутри которого появился такой огромный сгусток льда, попросту нельзя будет ездить выше первой передачи – подвеску моментально разобьет.Победителем нашего теста мы признаем Liqui Moly.Баллончик этого герметизирующего состава мы рекомендуем на всякий случай возить в багажнике, даже если там и лежит запасное колесо. В случае небольшого прокола Liqui Moly позволит обойтись без громоздкой процедуры смены колеса и, в принципе, последующего посещения шиномонтажа. Хотя немцы в финале инструкции на баллоне честно просят «не забыть квалифицированно отремонтировать шину в мастерской».//www.motorpage.ru
Где взять подлокотник не знаю!