клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день честным и профессиональным инспекторам ГИБДД! Добрый день всем, кто на дороге великодушен и терпим, кто, не нарушая Правила, получает от своей цивилизованности удовольствие. С вами, как и всегда в это время на волне «Авторадио», программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко. Обещал я в прошлой программе поговорить об особенностях автомобильной жизни в сильный мороз, но… Во-первых, рановато еще про морозы, а во-вторых, озадачили меня неделю назад организаторы Международного конгресса по безопасности дорожного движения, который в третий раз пройдет в конце октября в Питере, – меня попросили выступить там на одном из семинаров и высказаться на тему: «Молодые за рулем». Это я уже сам добавил к ней три слова, которые должны меня спасти в случае неудачи: «Попытка исследования проблемы». И вот хожу и с утра до вечера думаю: а о чем я буду говорить? Проблема молодых за рулем есть и - огромная. А - решаемая? Как себя самого вспомню – молодым, за рулем – так волосы дыбом и почти уверенность в том, что ничего с ними поделать невозможно. Молодости естественно стремиться к риску, к новым и острым ощущениям, собственно, это и есть познание мира. Но только не за рулем, это я теперь понимаю, меня годы, миллионы километров и полтора десятка аварий мудрым и опытным сделали, А КАК ИМ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ? Нет, можно хлебнуть адреналина и за рулем, но не на дорогах и не в потоке, а на специальных трассах, полигонах, автодромах – безопасных при всех ошибках, которые там можно совершить – А КАК ИМ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ? К сожалению, не получается, к сожалению, молодые водители насыщаются адреналином до тех пор, пока сама жизнь их не вразумит – жаль только, что на дороге этой много будет у молодых потерь. Вплоть до самОй жизни… Однако, попробую! Давайте стремление к адреналину у молодых примем за данность, с которой придется мириться, и будем думать о том, как это стремление если и не искоренить, то укротить или, хотя бы, направить в безопасное, цивилизованное русло. Для того, чтобы они не погибали и не калечились на дорогах в таком количестве и не убивали бы и не калечили других. Первое, что приходит на ум – ужесточение наказания. Как, например, в США: за одни и те же нарушения, там наказания для молодых жестче, чем для взрослых. И не только жестче, они очень велики по российским меркам. За каждое нарушение водителю начисляются «пойнты». Суд штрафует и лишает прав водителя до 18 лет за 6 «пойнтов». С 18 до 21 года – за 8 «пойнтов». А взрослый водитель – 12 «пойнтов». Тронулся с места с пробуксовкой, с визгом, сразу весь лимит - 12 «пойнтов» долой. Устроил гонки на улице – тоже 12. И так далее. Если ты набрал критическое количество баллов в год, но нарушитель не злостный, то тебе судом может быть разрешено выдать так называемые «ред лайсенс» – красные права, которые позволят тебе ездить только по самой жизненной необходимости: в институт, на работу, в маркет – и больше никуда. Если тебя поймала полиция пьяным, то готовь около 10 тысяч долларов на адвокатов и штрафы. И еще готовься к пятну на электронной репутации, которое никогда не позволит тебе стать, например, летчиком или получить престижную, ответственную работу. Есть и поощрения – если ты примерный ученик колледжа или университета, да еще и не имеешь за год ни одного нарушения за рулем, то страховка твоего автомобиля будет существенно дешевле. А почему бы не перенять нам этот американский опыт?.. Очень важна здесь не только строгость, но и неотвратимость наказания. И я этой потрясающей американской неотвратимости – свидетель: проехав в общей сложности по городам и дорогам США около 30 тысяч километров, я могу вспомнить всего один-два случая, когда лихач, «нанизывающий» на шоссе, с рёвом, один автомобиль за другим через пару-тройку километров не стоял бы на обочине рядом с полицейским автомобилем. Как они это чудо делают – я рассказывал в своих кругосветных репортажах четыре года назад. Чем и как еще можно воздействовать на молодых водителей, стремящихся к адреналину и считающих, что носиться по дорогам и улицам, плюя на все и на всех, это доблесть, а не дебилизм? Рассказывать им на водительских курсах, что автомобиль – источник повышенной опасности, что за рулем все равны и что и тюрьма, и увечья, и смерть ни от кого так близко не ходят, как от водителя автомобиля – на 90 процентов бесполезно. Еще один фактор, действующий на психику молодого водителя и меняющий ее к лучшему – общение с себе подобными. Такой вывод я сделал, когда шесть лет назад открыл свой сайт и начал общаться на его форуме со всякими, с молодыми тоже. Это знаете, как общество анонимных алкоголиков – ничего зазорного нет в том, что люди объединившись, избавляются от пороков, так легче. С тех пор, как мы начали разговаривать, мы стали замечать в себе перемены: мы стали терпимее, мудрее, этичнее на дороге. Потому что, когда ты говоришь, что надо пристегиваться, - не пристегиваясь, чувствуешь себя предателем. Потому что, когда ты говоришь, что сильный пропускает, не пропустить самому – предательство. Потому что, когда ты говоришь, что любишь свою страну, - выбросить окурок из окна – тоже маленькое предательство. А чувствовать себя предателем, трепачом – кому ж приятно? Тут уж хочешь, не хочешь – становишься лучше. И последний способ воздействия на молодых, он – самый главный. 16 октября я был приглашен Подмосковной ГИБДД на праздник закрытия байкерского сезона. (Кстати, 15 мая я также принимал участие в его открытии.) Это были действительно праздники. И знаете, для кого, кто сидел на трибунах? Сотни ребятишек-школьников всех возрастов со многих районных центров Подмосковья. Закрытие сезона проходило на частном автодроме «Драйв-Лэнд», что в поселке Путилково. Но как проходило! Какие были показательные выступления! Тут и мотовзвод ГИБДД – рыцари на мощных БМВ, и несколько настоящих байкерских клубов с очень колоритными личностями и техникой, тут и мотокросс, и минибагги, и верещащие до восторга на трибунах «дрифтовые» монстры с дымом из-под колес, и катание детей на всем, что каталось и катилось, и детские игровые зоны, и детский миниавтодром, и венчала весь этот праздник – дымящая походная кухня, раздававшая каждому желающему миски гречки с тушенкой – как они ели! Какие были восторженные глазенки! Но байкерский сезон, его открытие и закрытие, дружба байкеров с ГИБДД, – не самоцель. В этот процесс вплетена постоянная, круглогодичная работа с детьми в области безопасности дорожного движения. Министерство образования Московской области здесь же – в школах проходят уроки по БДД, которые ведут профессионалы-инспекторы. На тетрадках, закладках, школьных принадлежностях, на ранцах и рюкзачках - красочные, яркие рисунки, доходчивые, простые тексты правил поведения на улицах, дорогах и в автомобилях. В каждом выступлении, прозвучавшем на празднике, в том числе и в детских выступлениях, красной нитью проходила только эта тема. Я подходил и заговаривал со многими ребятишками – и каждый из них мог иного взрослого научить, рассказать, что и как надо делать, чтобы не случилось на дороге беды. Я такое видел впервые в жизни. И очень этому порадовался. Конечно, дети пока не сидят за рулем, но совершенно очевидно, что впитанное с младых ногтей мощное «дорожное воспитание», да еще и таким ярким образом, даст нам поколение, которое наверняка не будет искать адреналин в потоке машин и людей. Которое не сможет считать доблестью хамство на дорогах. Вот самый верный путь, если говорить о молодых за рулем. В общем-то не такое уж это безнадежное дело – воспитать грамотную, не отмороженную молодежь. И за рулем тоже. Если только как следует захотеть – на государственном уровне. Вот такое получится у меня выступление на Международном конгрессе по безопасности дорожного движения в Питере 29-го октября на тему: «Молодые за рулем. Попытка исследования проблемы». Как вы считаете – попытка удалась? Какие еще будут предложения? Время программы истекло, но ее текст и аудиофайл можно найти на сайте avtolikbez.ru Удачи вам, друзья, на дорогах страны и жизни, запаса вам здоровья, оптимизма, и, конечно же,- тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» на «Авторадио» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!