клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также честные и профессиональные автоинспекторы! Добрый день тем из вас, инспекторы, кто не делает из невиновного водителя виноватого, кто не вымогает, а несет службу честно. С вами, как и всегда в это время на волне «Авторадио», программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий, только что вернувшийся с новой трассы Чита-Хабаровск, или, как ее уже окрестили в народе – с «путинской дороги» - Юрий Гейко. Дед Матвей, белогвардейский недобиток и дальневосточник по рождению, разговорился только при Ельцине, когда стали поливать Ленина и дед уверовал, что за антисоветчину ему ничего не будет. И знаете, что он однажды мне, уже журналисту, сказал? «Царь-то,- говорит,- о Рассее пёкся – за двадцать пять лет всего хребет ее железный выстроил, - это дед Транссиб имел в виду.- А ваши уж космос весь загадили, а главной дороги - через всю страну - как не было, так и нет, позорище-то какое! Ты вот весь мир на машине объехал, скажи мне – хоть где такое есть?» Я не знал тогда, что ответить деду Матвею: может, и есть страны, разделенные бездорожьем на живые, густонаселенные куски - в автомобильный-то век. Но то, что это позор, я понимал всегда. Даже ДО того, как грузил свой кругосветный автокараван в Улан-Удэ в транспортные военные самолеты, чтобы долететь до Хабаровска, в августе 1989 года. И вот… Только что вернулся из Хабаровска. Голова гудит после восьмичасового перелета. Позади пронизывающие читинские, амурские, еврейские ветры, выдувающие тепло из любой куртки со свитерами за пять минут, позади снег, ночевки в строительных вагончиках и дорога, дорога, дорога. Это – особенная дорога. И для страны, и для меня. Для страны потому, что ждали ее лет сто, строили почти полвека, а закончили в прошлую пятницу, 24 сентября 2010 года. В полдень, в славном городе Хабаровске, на центральной площади, с отлитой в бронзе нулевой отметки взмыл в небо прикрывавший ее российский флаг из сотен воздушных, скрепленных между собой шариков, грохнули салют и военный оркестр – дорога есть! А для меня эта дорога особенная потому, что я по ней ездил дважды – когда… ее еще не было. В четвертом году это был пробег «Авторадио» на «Лэнд Крузерах», а в шестом – моя вторая кругосветка на «Киа Спектре». Но то была не дорога. И даже не ужас. Это было несколько километров асфальта, тысячи полторы километров зубодробиловки и сотни километров геморроя со средней скоростью 7-8 километров в час. Путин проехал здесь за месяц до нас - от Хабаровска до Читы. Мы – в обратном направлении. «Мы» - это три десятка журналистов из самых разных изданий, которым Минтранс решил продемонстрировать – дорога готова. И должны были мы закончить свое инспектирование как раз к моменту торжественного открытия автодороги «Амур» в Хабаровске, на центральной площади в полдень пятницы 24 сентября – нет, правда, - исторический день. И что же из себя эта дорога представляет? Всего – 2100 километров, которые раньше преодолевали только зимой, по «зимнику», потому что на сотни километров здесь тянутся болота. Из этих двух тысяч ста километров около пятисот – старые асфальтовые покрытия, положенные около двадцати лет назад. Это, в основном, дороги от Благовещенска и Белогорска через Биробиджан к Хабаровску. Немногие их участки обновлены, но и асфальто-бетонное покрытие старых кусков - сносное даже для легкового автомобиля - оставить здесь подвеску или пробить картер невозможно, но потрястись потрясешься. Это их наш премьер-министр окрестил «проселочной дорогой», потому что с них начался его автопробег. Это здесь в колесо его жёлтой «Калины-Спорт» попали камешки и ему дали другую, из-за чего вся журналистская братия решила, что «Калина» сломалась и тут же взвилась: вот, мол, какой наш отечественный автопром! Тем более, что весь интернетовский мир увидел еще две «Калины» жёлтые – запасные. Я бы и придумщика такой супер антирекламы отечественного автопрома, и того, кто молниеносно заменил премьеру машину, а не потратил десять минут, чтобы поднять ее на домкрате, камешки вытащить и на той же машине путь продолжить, - я бы их обоих уволил в три минуты. К термину «проселочные» относился еще и тот факт, что по ходу автопробега Путина еще многие участки асфальтировались или не были обновлены. Но между премьером и нами, журналистами, прошел целый месяц! И потому мы асфальтоукладку за всю дорогу увидели только один раз. Сейчас дорога действительно полностью готова к эксплуатации. Её же куска от Читы до Белогорска длиной полторы тысячи километров ранее вообще не существовало. И вот он-то произвел на нас сильное впечатление. Да – всего один ряд в каждом направлении. Но – идеальное по качеству покрытие, лучше, чем в Штатах и не хуже, чем в Германии: ни тебе волн, ни колебаний, ни стыков. То и дело – в продуманных метах - расширения дорожного полотна до трех рядов: обгоняй, пожалуйста. Отбойники со светоотражающими катафотами – везде. И четкая, грамотная разметка – как же удобно тут себя чувствуешь в темное время суток! Ни одного так называемого «дурного», необоснованного знака: под знаком запрещения обгона обязательная табличка зоны действия запрещения, да, помимо таблички, через обозначенное расстояние - еще и знак «конец запрещения обгона». И нигде, представьте, знак запрещения обгона разметке не противоречит, надо же! В общем, душа радуется. А вот грустит она оттого, что машин тут едет очень-очень мало. Нам сказали официальную цифру – тысяча в сутки. При пропускной способности – три тысячи. Мы же насчитали раза в два меньше, хотя считали в рабочие дни. Правда, по ночам мы спали. Ну, где-то один автомобиль в три минуты. Праворульных японок с заклеенными скотчем мордами идет раз в двадцать меньше, чем шло их мне навстречу четыре года назад. Заклеивают, видно, по привычке – сейчас уже можно этого не делать. Ближе к Биробиджану интенсивность движения нарастает. Но до среднероссийской ей еще очень-очень далеко. И потому у нас не раз и не два возникал вопрос, который мы задавали и губернаторам тех регионов, которые проезжали, и министру Левитину, и руководителю Росавтодора, которые ехали с нами: «А не станет ли эта дорога вторым БАМом? Строили-строили, убухали море денег, а она никому не нужна?» Конечно, ответы руководства были оптимистичные – нужна, мол, такая дорога. Вот, например, после пуска Транссиба, при царе, население этих краев аж утроилось! Такой же процесс неизбежен и с появлением автодороги. Честно говорю: я этот вопрос ни одному руководителю не задал ни разу – я спрашивал людей. Да и то только для того, чтобы еще раз подтвердить истину: дороги – кровеносные сосуды страны. Житель Благовещенска рассказал, как он не смог заказать билеты на поезд за сорок восемь дней (!) до начала путевки. Оператор мобильной связи из Жирекена едва довез опять же на поезде на операцию мать, а молодые на байках хотят и на Байкале отдохнуть, порыбачить, и аж до Москвы добраться. Да, в театры, в гости, за покупками и на пикник на поездах не ездят. А края здесь поавтомобильнее будут, чем центральные российские – и зарплаты выше, и дешевых японок «бэ у» пока хватает, так что… А время программы истекло. Но ее текст и аудиофайл вы найдете на сайте avtolikbez.ru В следующей программе, в пятницу, я продолжу рассказ о своей поездке по новорожденной дороге «Амур», о ее природе и о встречах на ней, расскажу, во сколько она обошлась и даже предложу объективное решение «непоняток» между президентом и нашим дорожным ведомством на тему: «Почему наши дороги в разы дороже и американских, и европейских, и даже китайских». А сразу после моего рацпредложения начнется новая часовая программа прямого эфира АВТОФОРУМ и тема ее та же – дороги России. Удачи вам, друзья, на этих самых дорогах! И на дорогах жизненных! Запаса вам на них и бензина, и тормозного пути и главное – оптимизма. С вами была программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!