клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто не любит сидеть на месте, кто тащится от замечательной фразы великого Пржевальского: «Самый верный способ удлинить жизнь это - путешествия! С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Раньше хвалились: «Проехал всю страну от Бреста до Находки». А как сейчас говорят? Находка-то осталась, а что вместо Бреста? А вместо белорусского Бреста сейчас, как и раньше – российский Калининград, теперь имею право сказать: проехал всю Россию от Калининграда до Находки. И Литву заодно промахнул. Никогда раньше не бывал на колесах в этих краях, а этот «Автоликбез» передаю из уютной студии «Авторадио – Калининград». Сподобились мы с женой провести полторы недели на знаменитой Куршской косе, слышали о такой? Наверняка слышали: белый песок и сосны, и дюны; море справа, пресный залив слева; косули и кабаны, грибы и ягоды; и дача Геринга, и запретная, пограничная зона здесь при социализме была, и элитные санатории тоже были, в которые слуги народа как-то все же пробирались – ползком по дюнам, не иначе. В общем, выехали мы из столицы в будний день в шесть тридцать утра, а в девять по местному – час убавьте – прибыли в поселок Морское, проделав на автомобиле одну тысячу двести шестьдесят километров и преодолев три границы. Ну, по России-матушке, по Минскому шоссе, как вы понимаете, мы ехали без напряга и старались время по километрам не размазывать, а вот по Белоруссии – 115-120, строго по спидометру, поскольку батька Лукашенко сумел все же навести порядок, и штрафы почти такие же, какие ждут нас со следующего года. Поэтому ни скоростной режим, ни упаси бог, правил я ни разу не нарушил. Миновав Минск по объездной, мы устремились к Вильнюсу в ожидании почти западного автобана, который обещал нам атлас автомобильных дорог Европы. Не получилось – М-7, переходящая неподалеку от Литовской границы в А-3, и узкая, и вся в ограничениях «100», а главное – в ремонтах. Два платных участка белорусской трассы по 13 российских рублей каждый, белорусские заправки, работающие за рубли, и не забудьте при въезде в Белоруссию заплатить за транзитный проезд по ней – пять долларов. Мы забыли и пришлось платить задним числом при выезде, не без напряга. Но куда больше качества дорог волновала нас, конечно, Литовская граница, белорусскую-то мы и не заметили. И – вот он, конец единого таможенного пространства… Ни километровых очередей фур, ни полукилометровой очереди легковушек, ни снующих вдоль нее сомнительных типов, предлагающих за сто долларов другую, короткую очередь – никаких этих брестских реалий мы на трассе М-7 не увидели. А увидели очередь из четырех автомобилей: проверка паспортов, откройте багажник, закройте багажник, никаких проверок моей иномарки по Интерполу – и менее чем через час мы катились уже по Литве. Не желая заезжать в Вильнюс, а сразу выбраться на знаменитую скоростную трассу Вильнюс-Каунас, мы решили объехать его южнее, по желтой тоненькой ниточке на атласе и попали на окраине Вильнюса в полуторачасовую глухую пробку, езжайте через город, друзья. Да и скоростная, знаменитая нынче уже не та, вся тоже в ремонтах и ограничениях 100-110, а вот перед Каунасом и за ним, на Клайпеду, действительно мелькают зеленые квадратики знаков скоростной магистрали, на ней – 130. Мотелей здесь – море. В Белоруссии их мало. Бензин и все остальное только за литы, литр в пересчете на евро стоит евро, дешевле, чем в Европе, но нам белорусского бензина хватило, литы потребовались только в Клайпеде, при посадке на паром. В Клайпеде пару раз остановились, спросили, где паром, нашли аж два, ходят каждые 20 минут – 40 литов за машину с водителем, это 400 рублей, по 2 лита за пассажира, 15 минут подрагивания судна на мелкой волне и!.. Нет, еще 20 литов за въезд в национальный заповедник, и!.. И под колесами нашего «Лексуса» шелестит асфальт знаменитой Куршской косы! Уникальное, действительно, я доложу вам, явление природы. Когда-то, тысячи лет назад, когда человека здесь еще не было, Балтийское море намыло сюда песок, а ветры превратили его в дюны. Да не какой-нибудь песок, а чистый, легкий, почти белый. Он поет, когда по нему идешь. Да не как-нибудь намыло, а узкой полоской шириной от километра до трех, а длина этой дуги-полоски почти сто километров. А поскольку с суши стекало множество рек и речек, в том числе и полноводный Неман, то внутри косы вода пресная, а снаружи, естественно, морская, соленая. Ветер и птицы занесли на косу семена. Постепенно пески заросли травой, появились леса и кустарник, надежно укрывшие песок. Сюда потянулись птицы и звери, тысячи лет в лесу шумели кронами огромные деревья. А потом на косу пришел человек. Он стал вырубать леса, разводить скот, расширять пашни. И двести с лишним лет назад, когда пески двинулись на дома, человек понял, что совершил катастрофу: почти все деревья уничтожены, трава и кустарник вытоптаны, пески обнажились, и ветер погнал их от моря к заливу, через косу, через дома, поля и дороги. Половина поселений исчезла навсегда, а остальные стали убегать от песков. И только к концу 19 века косу начали понемногу-понемногу восстанавливать. И восстанавливают ее уже больше ста лет. И как, скажу я вам, восстановили!.. Дорога по косе – асфальтовая – идет одна-единственная, до половины косы литовская территория – граница – российская территория. Очередей никаких, проезд границы 15 минут. И там, и там коса – заповедник. За въезд на литовскую косу – 20 лит, 200 рублей за машину. После границы уже на российской территории въезд в заповедник те же 200 рублей за легковушку. Все шоссе извилистое, и настолько узкое, что каждый встречный грузовик или автобус заставляют искать тормозную педаль. Скорость – 60, в поселках 40, ГАИ бдит засадами, все съезды на грунтовки перекрыты шлагбаумами и строжайше запрещены. Дорога идет в сплошном лесу, причем, в Литве лес преобладает хвойный, сосновый, а в России к нему подмешивается и лиственный. Полно грибников и все что-то несут. Местные водилы советуют остерегаться выскакивающих на дорогу косуль и кабанов, но сами гоняют под сотню. Если по обочинам шоссе или на стоянках много легковушек, значит море близко. Пляжи широченные, песчаные и полупустынные. Песок, как я сказал, поет, когда по нему идешь. Постанывает. Отчего – никто объяснить не сумел, но такого я нигде больше не встречал. Заходить в море, чтобы поплавать, приходится далеко – мелко. В море купаются, в заливе ловят рыбу. Рыбы много и в заливе, и в магазинах, и в меню. Килограмм угря – 800 рублей. Цены в Литве НА ВСЕ заметно ниже, чем в России. Впервые в жизни я ощутил прелесть балтийского курорта – солнце здесь не враг, а друг, оно не жжет, не душит, не загоняет под кондиционер. Но если оно есть, а смази в голове нет, то сгоришь не хуже, чем в Эмиратах. Все поселки на косе – сплошные курорты, полно сдаваемых комнат, квартир и домов. Подробнее о калининградском и литовском быте в следующем выпуске, а пока о дорогах – они здесь построены еще немцами. Но если в литовской части дороги ухожены, обочины расчищены, то стоило только нам съехать с асфальта к своему отелю в поселке Морское, как подвески не застонали, а заорали. Да, сказали мы дружно: Россия все равно Россия, даже если это Восточная Пруссия! На сегодня достаточно, время мое истекло. Все услышанное вы можете прочитать на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, дорогие друзья, на дорогах страны и жизни, запаса тормозного пути и шикарного отдыха хотя бы этим летом! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!