клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто любит Россию, а не вытирает о нее ноги, добрый день тем, кто верит в Россию и делает ее хоть чуточку лучше и совершеннее! С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. В прошлой передаче я рассказал об автомобиле в жизни последнего русского царя Николая Второго. А сегодня расскажу о том, какую роль играл автомобиль в жизни царского двора, русской аристократии, о том, кто первый из русской знати купил автомобиль, как автомобиль завоевывал Россию. Если вы захотите узнать об этом подробнее, то в марте ищите в продаже книгу под броским названием «Россия: гении и дороги». Заметьте, речь идет о России, которую Гоголь навсегда припечатал «дураками и дорогами». А здесь - гении и дороги! Книгу выпускает издательство «Инфо Медиа Паблишерз», серия «Люди и бренды». Итак, первый автомобиль в России был куплен и привезен из Европы… Нет, - вовсе не царем или придворным вельможей. Гордитесь, журналисты и газетчики! Потому что первым владельцем автомобиля в России был наш коллега – издатель и редактор «Одесского листка» Василий Васильевич Навроцкий! И случилось это грандиозное событие в 1891 году, на 10 лет раньше того дня, когда русский император Николай Второй впервые приблизился к автомобилю. Целых шесть лет Навроцкий в одиночестве раскатывал по Одессе, а в 97-м году на одесситов нападает настоящий автомобильный бум: паровик г-на Севастопуло, «Линон» господ Мирасхеджи и Анатра, трехколеска «Дион-Бутон» и электрическая самоходка городского головы г-на Маразли! Плюс еще пять-шесть автомобилей известных людей Одессы. Не отстстает от Одессы и Петербург – первыми, как я уже сказал в прошлой передаче, при дворе паровые самодвигатели марки «Серполе» приобрели великий князь Дмитрий Константинович и министр императорского двора барон Фредерикс, ставший впоследствии Президентом Императорского автомобильного общества и получивший за свои автомобильные заслуги перед Отечеством титул графа. Фредерикс был первым, кто попытался приобщить к автомобилю императора, но две его попытки кончились неудачей – вы узнали об этом в прошлой передаче. А вот князю Орлову это удалось в немалой степени потому, что князь был фанатом автомобиля разбирался в марках и устройстве не хуже, а то и лучше профессионалов и сам – сам!- управлял автомобилем, что было чрезвычайной редкостью в те времена. Вслед за Орловым приобрел самоход и великий князь Михаил, он тоже возил и императора, и членов его семьи. Долгое время считалось, что правящая в начале позапрошлого века элита России относилась к автомобилю несерьезно. В особенности это касалось машин отечественного производства. Некоторые историки так и писали: «Преклоняясь перед иностранцами, «затирали», мол, собственное автомобилестроение…» Утверждение, мягко говоря, странное, потому что уже на примере царя мы убедились, что дела обстояли как раз наоборот: у автомобиля было множество поклонников именно в правящих кругах, среди людей богатых и влиятельных. Одним из них был министр путей сообщения князь Хилков: сослуживцы даже ревновали его к новому виду безрельсового транспорта – увлечение князя автомобилем дошло до того, что он сам, лично совершил поездку по Военно-Грузинской дороге! Вы ездили по ней? Я ездил, так там даже сейчас, сто лет спустя, от страха мурашки по коже бегут, когда колеса в полутора метре от пропастей, а уж тогда, на тех автомобилях!.. Граф Витте не только регулярно пользовался своими автомобилями, но и охотно и часто посещал заседания ИРАО – Императорского Автомобильного Общества. А если посмотреть список его учредителей и руководства, то обнаружим там элиту царской России: кроме перечисленных, камергер Высочайшего двора Шубин-Поздеев, флигель-адъютант Свечин, граф Гудович, граф Стенбок-Фермор, генерал-майор Безобразов и другие. Не отставали от аристократов и крупные промышленники – купцы Солдатенковы, например, один из которых был просто отчаянным гонщиком. Братья Нобель создали по стране десятки бензиновых станций, правда, не для автомобильных целей, для чистки одежды и бытовых нужд, но с появлением автомобилей братья Нобель разрешили обслуживать их на своих станциях по предъявлении клубного билета. Великий князь Кирилл Владимирович председательствовал в Балтийском автоклубе. Почетным председателем Киевского автоклуба был знаменитый генерал Сухомлинов, председателем Екатеринославского автоклуба был вице-губернатор Татищев… Если посмотреть, кто в большинстве случаев давал заказы отечественным заводам на производство автомобилей, то это будут высокопоставленные чиновники, госучреждения, муниципалитеты, военные министерства. Именно по их заказам «Пузырев», «Лесснер», «Фрезе» м другие выпустили большую часть своих машин. Не говоря уже о «Руссо-Балте», который постоянно имел государственные заказы. Кстати, автомобили русского производства имелись и у многих тех людей, которых до недавнего времени было принято обвинять в отсутствии патриотизма. Если взять проспект «Руссо-Балта» в Риге за 13-й год, в котором перечислены самые крупные и именитые его клиенты, то мы увидим, что список возглавляет гараж Его Императорского Величества. Затем следуют четыре имени с титулом «Высочество», полтора десятка особ княжеского и графского достоинства, с пяток крупных чиновников и длиннющий список организаций, начиная от Генштаба, кончая земскими управами и пожарными обществами. Но в России всегда, во все времена автомобилей требовалось больше, чем в ней производилось. И потому недостающую часть и в те, царские времена, покупали за границей. И не соверши Николай Второй 9 января пятого года роковую, непростительную ошибку – не расстреляй Крестный ход народа к себе… Позвольте помечтать! Не расстреляй в тот день монархия веру в царя и в Бога, не случилось бы двух революций, большевики не подобрали бы, как площадную девку, валяющуюся в грязи власть, и Россия бы непременно победила в Первой мировой войне. А в самом начале Первой мировой, как я уже говорил в прошлой передаче, государством было принято решение о строительстве шести автозаводов! И промышленникам, пожелавшим строить эти заводы, были выданы миллионные кредиты – какой бы сейчас была автомобильная Россия?.. Да и не только автомобильная… Ну не сложилось! На сегодня достаточно, дорогие друзья. Все услышанное можно прочитать на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам на дорогах страны и жизни, запаса жизненных сил и тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!