клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, для кого удар камня по защите картера – это удар не по железу, а по собственному сердцу. С вами, как и всегда, как и везде, если вы слушаете «Авторадио», путешествующая по всему миру программа «Автоликбез», добравшаяся-таки, но не до края, а до начала России, и ее ведущий Юрий Гейко. Я не оговорился – здесь начало России. Потому что здесь всходит солнце, здесь начинается ее день. Со времени последнего «Автоликбеза» из Благовещенска, мы с Евгением Калугиным, славным корреспондентом славного журнала «За рулем», закончили свои более чем двухтысячекилометровые муки трассой Чита – Хабаровск, добравшись до сего славного города. Здесь мы были чрезвычайно тепло встречены хабаровчанами, переночевали и наутро рванули за 400 километров – в Комсомольск-на-Амуре. Он был не запланирован в нашем маршруте, в стороне от него, но там есть «Авторадио»! Исключив запланированные, но не имеющие пока авторадийной волны города, мы выкроили время для Комсомольска, общением с которым остались чрезвычайно довольны. Вернулись в Хабаровск, провели там день, встретились с наркорами «Авторадио» на их слете и приближаемся сейчас к Владивостоку. Мы проехали кусок дороги Чита – Хабаровск, которой раньше не было. Мы сделали это! Пройдут годы. Супертрасса Москва – Владивосток оденется в шикарный асфальт. С мотелями, смотровыми – тут и там – площадками окрестных красот. Множество турфирм станут предлагать иностранцам экзотику под названием, скажем, «Русский экстрим» или «Русская рулетка»: «Захватывающее автомобильное путешествие Москва – Владивосток!» И они, иностранцы, поедут. А потом будут с квадратными глазами говорить в телекамеры журналистов о том, какие они герои, какие ужасы они пережили в России. А мы с Калугиным будем сидеть у телевизоров и улыбаться… И еще мы будем вспоминать. Не переименовывайте, пожалуйста, речки: Каторжанка, Пьяная, Блудная, Улётка, Похабиха. Обязательно сохраните и вагончик под поселком Ерофей Палыч с самодельным плакатом «Интимные услуги». А главное – пенек с топором под ним. И оставьте для потомков кусочек той «дороги», что была. Хотя бы метров триста. Можно даже сделать его платным. А теперь без лирики. Строящуюся трассу Чита – Хабаровск здесь все гордо называют – «федералка». «Сквозное движение» по ней, которое два года назад торжественно открывал Путин, – есть. Грузов – нет, потому что с грузом здесь не проедешь. В основном, «сквозят» экстремалы-перегонщики японских праворулек. Их процентов 5-10 от общего потока японской праворульной реки, впадающей в Россию. Остальные перегонщики этот кусок преодолевают на железнодорожных платформах. Ездит по «федералке», естественно, строительная техника. Немного джипов. Очень редко – пустые грузовики. И мы – кругосветчики. Цитирую по Интернету опасения министра обороны Сергея Иванова на апрельском заседании правительства (источник «Аутоньюс»): «…автомашины с полным приводом и даже грузовые фуры начинают по этой дороге ездить, дорога уже перемалывается… Затраченные деньги на строительство дороги начинают проседать». Не согласен с министром – даже незавершенную дорогу легковушками, джипами и очень редкими пустыми грузовиками не испортишь. Вероятно, от чего-то другого «проседают» ежегодные 6-7 миллиардов рублей, тратящихся на «федералку». Может быть, наша встреча под Жерекеном с экскаваторщиком местного дорожного хозяйства даст ответ? У него был самый конец мучительного выхода из запоя, он трясся весь, но уже соображал: «Поплывет федералка, как построим», – насколько мог уверенно топнул экскаваторщик ногой по гравию. «Почему?» – спросил я. Мы стояли в сторонке, один на один. «Потому что только у нас уже шесть трупов. От пьянства». Нового – подчеркиваю – нового, качественного асфальтового покрытия мы видели два куска под Читой 10 и 30 километров, километров 40 под Благовещенском и пятикилометровый кусок с мостом через Амур – въезд в Хабаровск, который показывали Путину. Все. На двухтысячекилометровой трассе. Всего около ста километров. Как я уже говорил в прошлой передаче, процентов 70-80 земляных работ выполнено, покрытие – гравий, тип дороги – грейдер, по которому можно идти со скоростью 60-70 километров в час, но – глядя в оба глаза, потому что – ямы и камни. И не просто камни, здесь сплошной гранит, его грани торчат вверх, словно ножи. Колеса здесь спускают мгновенно, потому что не прокалываются, а пробиваются. Иногда – разрываются. Видели мы не одну перевернувшуюся из-за этого машину. Два года назад по обочинам этой дороги я наблюдал горы убитых покрышек – теперь их нет. Вероятно потому, что в Хабаровске догадались открыть предприятие по их измельчению и добавке в асфальтовую смесь для ее лучшего сцепления и противостояния морозам – молодцы. И самое главное, самое тревожное. Слегка неточны – скажем мягко – и другие слова министра обороны о том, что – цитирую: «Спецстрой завершил грунтовые работы по строительству дороги Чита – Хабаровск». На самом деле на «федералке» осталось десятка два-три участков, где еще идут взрывные работы, отсыпка основания дороги, укладка в трубы речек и ручьев. Эти участки машины преодолевают по объездным – нет, не дорогам, – по объездным многокилометровым буеракам. Залезала наша «Киа-Спектра» в огромные лужи по пороги – дважды. Билась защитой картера о камни восемнадцать раз – мы считали, не могли не считать, потому что каждый удар – по сердцу. Бывало, мы выходили из машины и разбрасывали камни сами – иначе не проедешь. Подводя итог увиденному на «федералке», трудно сказать: в каком году, и какой президент России откроет уже не «сквозное движение», а саму дорогу. Кусок, которого раньше не было, Чита – Хабаровск, может быть, он откроет при таком мощном финансировании и в 2010-м году. А всю супертрассу Москва – Владивосток? А когда начнут делать очень плохие километры в Чувашии? А полуубитую дорогу Красноярск – Иркутск? А «внедорожные» 200 километров дороги Хабаровск – Владивосток?.. Гениальный создатель государства Сингапур китаец Ли Куан Ю в свое время предугадал мощнейшее нарастание морских перевозок Запад – Восток и обратно. И загодя построил в своем крошечном государстве современные и громадные контейнерные терминалы. И поэтому грузы пошли через Сингапур. Сейчас у Сингапура золотовалютные запасы одни из крупнейших в мире. Хорошая, качественная дорога Москва – Владивосток если и не разорит Сингапур, то сильно его расстроит. Потому что сократит втрое-вчетверо сроки доставки контейнеров с Запада на Восток и обратно. А время, как известно, – деньги. Но не это нас радует. Такая дорога станет и «позвоночником» России, и ее главной артерией, и ее «кошельком». Она наполнит жизнью пока еще мертвые пространства страны и оживит умирающие. Она станет допингом в развитии десятков городов, улучшит жизнь миллионов их жителей. Эта дорога очень нужна. И нужна она была еще вчера. На этом я свой выездной автоликбез заканчиваю. Совсем чуть-чуть нам с Евгением Калугиным осталось проехать по гигантской России-матушке. Владивосток. Столица не только Приморья, но и всей праворульной России. Царство японского автопрома... Удачи вам, дорогие друзья, на дорогах страны и жизни и запаса не только тормозного пути, но и сантиметров под картером! С вами была программа «Автоликбез», заехавшая – повторю – не на край, а в начало России, потому что – здесь всходит солнце над страной и здесь начинается ее день. С вами был ведущий – впереди идущий, Пржевальский 21-го века, как меня обозвали «Мурзилки», – Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!