клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто не ждет милостей и порядка на дорогах от власти, а заботу о собственной жизни и безопасности сделал на дороге своими принципами вождения. С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. В прошлой передаче мы узнали о том, что ни один из пяти пунктов поручений президента правительству по безопасности дорожного движения выполнен не был. Два - с опозданием, три - не выполнены вообще. Мы узнали, что смысл целевой программы в том, чтобы через семь лет, к 2012 году, потратив почти 53 миллиарда рублей, уменьшить число погибших на наших дорогах с 34,5 тысяч в год до 23 тысяч. То есть сохранить 11500 жизней. Таким образом, одна спасенная жизнь на дороге обойдется налогоплательщику в 4,6 миллиона рублей. Мы знаем, что жизнь человеческая бесценна, но все же мы задались вопросами: а почему так дорого? И так долго? И еще мы вспомнили, что в 1997 году цифра погибших была очень близка к планируемой – 26,6 тысяч, а потом вдруг стала резко расти – почему? Да потому, вспомнили мы, что в 97 году были узаконены крупные штрафы, а потом власть перепугалась чего-то и вместе с ними отменила и балльную систему учета нарушений. И тогда мы впали в сомнения: уж не заложена ли в этой целевой программе не столько наша безопасность, сколько безбедное существование армии чиновников, «осваивающих» бюджетный пирог?.. Итак, программа. Она очень пухлая и состоит из четырех частей. Первая часть: «Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения» человека. Здесь 79 пунктов-способов воздействия на наше сознание с тем, чтобы убедить нас не нарушать ПДД. Стоит это убеждение почти 16 миллиардов рублей. Из 79 пунктов всего 30 содержат конкретику: «сделать», «построить», «приобрести», «оснастить», «создать видео и телепродукцию», а 49 – «провести научные исследования», «разработать методы», «провести анализ». Что же нам еще неизвестно в области безопасности дорожного движения? Из пунктов 16 и 17 следует, что в течение двух лет необходимо исследовать: нужны ли тахографы водителям автобусов (2 млн. руб.)? Нужны ли устройства, ограничивающие скорость грузовиков и автобусов (2 млн. руб.)? Нужны ли ремни безопасности в грузовиках и международных и туристических автобусах (2 млн. руб.), а также нужно ли заставлять народ использовать детские сидения (2 млн. руб.)? Тахограф это опечатанный прибор, который регистрирует все параметры движения автомобиля: скорость, остановки, путь. Инспектору не надо сидеть с радаром в кустах – он вставляет свою карту в тахограф и получает все нарушения и отклонения тут же. Тахографами давно уже пользуется весь цивилизованный мир, они обязательны для дальних перевозок не только пассажиров, но и грузов. Ремни и детские сидения - то же самое. Если автомобиль оборудован тахографом, устройства, ограничивающие скорость не нужны, а нужен контроль за целостностью тахографа и за его показаниями скорости, это любой специалист бесплатно скажет. Что тут исследовать целых два года? Не лучше ли было заложить в программу не исследование, а оснащение тахографами и ремнями грузовиков и автобусов дальних перевозок, а также всех маршрутных такси-убийц? На то, чтобы определить, наконец, опасен ли правый руль, выделяется два года и 10 миллионов рублей. Пройдет два года, исследователи потратят 10 миллионов и если даже они придут к выводу - опасен, то окажется, что проблема эта в России уже не техническая, а социальная. Так как за Уральскими горами говорят: «Хочешь заиметь Дальневосточную республику, - запрети правый руль»: около 10 миллионов населения страны, в той или иной степени живут праворульным бизнесом. Их - разорить? Вторая часть целевой программы – непосредственно то, что надо делать для уменьшения смертей и увечий на дорогах. 31 пункт предусматривает потратить около 29 миллиардов рублей. Из 31- 23 пункта (!) – опять исследования, разработка и т.п., на которые нужно 384 миллионов. И только шесть – конкретика. Я перечислю всё: строительство подземных переходов (1100 штук); дорожных ограждений на опасных участках (850 км.); модернизация автоматизированной системы управления движением транспорта; установка около 100 тысяч дорожных знаков; искусственное освещение опасных мест (620 км.) и оснащение ГАИ ста передвижными дорожными лабораториями. Первая «непонятка»: почему ответственным за первые четыре пункта назначено МВД? Оно копать подземные переходы будет? Столбы устанавливать, знаки вешать? Вторая «непонятка»: еще 100 тысяч знаков на наших дорогах?! Да, где-то их не хватает, особенно информационных, но почему ничего нет о расчистке дорог от непонятно почему установленных знаков? От забытых знаков, стоящих годами? Они ведь сводят на «нет» и «правильные» ограничения! А их у нас столько!.. Третья часть программы громадная: аж 120 пунктов стоимостью около 5 миллиардов рублей. Она посвящена спасению пострадавших в ДТП. Из 120 запланированных мер всего около 30 - конкретные, с капитальными затратами, остальные опять – «научно-исследовательские», «аналитические», «методические». И, наконец, четвертая часть – «нормативно-правовая»: 24 пункта, около 1 миллиарда 300 миллионов расходов. Она по сути вся – «исследование проблем». Итого: из 254 пунктов программы 182 – «научно-исследовательские». То есть – 71%! Как много, оказывается, мы еще не знаем о причинах гибели наших сограждан на дорогах! Общие затраты на исследования - 2,4 млрд. руб. А бюджетные деньги распределились так: МВД – 13, 5 млрд., Росавтодор – 2,15 млрд., Росздрав – 2,01 млрд., Рособразование – 1,99 млрд., МЧС – 1,9 млрд. Выводы. При изучении этой пухлой «целевой программы», создается впечатление гигантского, не спеша плывущего мегакорабля, у которого от поворота руля до его поворота проходит вечность. И это не удивительно – потратить такие деньги и обосновать эти траты - непросто. Эта программа – документ благополучного общества, не спеша плывущего к своему неизбежно светлому будущему. А в России по этому поводу надо в набат бить – пока за семь лет всё исследуем, все методики придумаем, отработаем, пока истратим 53 миллиарда и 11500 человек спасем,- за эти годы 200 тысяч похороним и миллион инвалидов получим. В программе нет главного, без чего невозможно наведение порядка на дорогах – не предусмотрено( в 21 веке!) создание единой компьютерной системы учета ВСЕГО в ГАИ: автомобилей, водителей, нарушений. Вот на что деньги и силы не жалко. Нет и механизма оперативного принятия четких и жестких законов, без которых тоже порядок не навести, потрать хоть 100 миллиардов на воспитание сознательности населения. А снизить число погибших не так уж и трудно - 100-процентное применение ремней безопасности, повышение штрафов и возвращение балльной системы учета нарушений ПДД – только три этих меры – дадут уже через 3 - 4 года снижение количества погибших близко к планируемым программой 23 тысячам человек. И тогда обо всем остальном в этой гигантской программе можно забыть и спокойно, под фанфары победителей, наблюдать, как её колоссальные деньги исчезают, как дым, как утренний туман…
Где взять подлокотник не знаю!