клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Продолжаем и заканчиваем сегодня разговор о российском автоспорте – есть ли он вообще, каков он сегодня и каким ему быть завтра. В прошлой передаче мы выяснили с вами, что автоспорт Стране Советов был не нужен, поскольку проблем со сбытом машин не было – на них стояли по 5 лет в очереди, полжизни на них копили, а потом полжизни ездили. И, как утверждали вражеские голоса, СССР – единственная страна в мире, где старый автомобиль стоит дороже нового – действительно – в магазине «жигуль» стоил 5500 рублей, а на черном рынке – 9000. И остановились в прошлый раз мы с вами на том – стоит ли строить в России трассу «Формулы-1», если ее солнце, по двум причинам, катится к закату? Причина первая - Шумми и его «конюшня» вне конкуренции, то есть нет острой борьбы и равных по силам соперников. Поэтому зрелище, честно сказать, не супер-пупер: два часа гоняются с визгом машинки, обгонов мало аварий еще меньше, победитель один – Шумахер или Феррари. А вторая причина - в 2006 году вступает в силу запрет Евросоюза на рекламу табачной продукции, а посему гиганты табакоиндустрии перестанут вливать денежки в «Формулу», исключительно на которых она и держится. А ведь Европа – это 11 этапов из 18. И Экклстоун, предвидя это, носится по всему «нецивилизованному» и ещё «курящему» миру в поисках новых рынков сбыта своего шоу: Бразилия, Малайзия, Бахрейн уже подключены, Китай подключится этой осенью, США и Канада возвращаются, Россия и Турция на очереди. А нам оно надо? Ну, вбухаем мы 150 миллионов «зеленых» в какую-нибудь пойму. Ну, будут под Москвой или под Питером гоняться эти самые болиды - чужие машины с чужими гонщиками. Ну, будут прославлять и рекламировать они чужие моторы, шины, масла, автофирмы. Ну, пару дней в году будет эта трасса гудеть, а 363 дня пустовать – никого, кроме «Ф-1» на тот золотой асфальт не пустят. А нам-то что с этого!? Говорят, что Лужков в великое удивление пришел, когда после визита в Москву Берни Экклстоуна стало ясно, сколько Москва будет иметь прибыли от одного из 18 этапов «Формулы-1» в России - шиш с маслом! Потому что никаких особых денег стране-хозяину трассы гонки «Формулы-1» не приносят - только за билеты и прибыль той инфраструктуры, которая вокруг гонок, которая их обслуживает. А главными деньгами - за рекламу и право трансляции по ТВ - Берни ни с кем делиться не собирается. Исключительно китайцы, только что построившие в Шанхае трассу «Формулы-1», смогут получить «маней» побольше, поскольку их трибуны рассчитаны чуть ли не на полмиллиона сидячих мест и на полтора миллиона – стоячих. Но даже если 74-летнего Экклстоуна (или его наследников), что называется, припрет и они своей прибылью со зрелища начнут делиться, то стоит ли на это зрелище ставить? Нам, России, ставить? Стоит ли Питеру сражаться с Москвой за это право, стоит ли завидовать Турции, которую «король формулы» обещал облагодетельствовать раньше России? Стоит ли становиться последними в очередь за товаром, который завтра может быть уценен? Посмотрите на практичных американцев – они по «Формуле-1» с ума не сходят, потому что суперзрелищем ее не считают, как и наш футбол, кстати, предпочитая футбол американский – силовой. Не случайно в «Формуле» нет ни одного американского гонщика и ни одного американского болида. Много лет «Формула-1» в США вообще не проводилась. Канада, кстати, тоже от нее отдыхала. А гоняются янки в своем «формате» - индикар и наскар – в основном - по овалу, где каждый зритель видит за свои деньги ход борьбы от начала и до конца. Да, скорости там меньше, но борьба яростнее – а что нам мешает тоже своим путем в этом деле пойти? Кто нам мешает создать собственное автоспортивное шоу? Раскрутить его как следует в СМИ, национальными героями, модными людьми победителей сделать? ВАЗ, ГАЗ, ИЖ, УАЗ, Всеволжский «Форд» - вот конкуренция производителей. ИНКОМ-Авто, Ростокино-Лада, Лада-Фаворит, Элекс-Полюс, Автомир и еще с десяток фирм – вот конкуренция крупнейших продавцов автомобилей. Почти каждый из них имеет, кроме торговой еще и собственную производственную базу, осуществляет фирменный тюнинг. Конкуренция между ними – жесточайшая, рекламные бюджеты – сотни тысяч долларов в год и какая реклама может быть для них лучше, чем победа в гонках на «Большой Приз России» фирменной команды? Компаний-инвесторов, нуждающихся в рекламе (типа табачных на западе) – море. Осталось только своего Экклстоуна найти – эх, Абрамович, Абрамович!.. Ах, да – где же им гоняться? Ведь после распада СССР, в России не осталось ни одной (!) специально оборудованной кольцевой трассы! И вот тут те 150 миллионов долларов, которые Лужков собирается потратить на «Формулу-1», ох как бы пригодились! Аж 10 (десять!) трасс международного уровня, но, конечно, поскромнее «формуловской», можно было бы на эти деньги построить. Для России. И не простаивали бы они ни дня – говорить о значении массового «автоспортликбеза» в стране, где в год гибнет 36000 ее жителей и калечится четверть миллиона, в стране, по уровню аварийности входящей в африканскую группу, я принципиально не стану – нет до этого дела никому. Пусть хотя бы ключевые слова: «шоу» и «прибыль» сработают. «Кубок Президента России для… миллионеров» - вам нравится это сочетание слов? «Для миллионеров» или «По гольфу» - это одно и то же. Этот турнир у нас проводится. А почему не по картингу? Почему не по тому виду спорта, к которому молодежь тянется сегодня особенно, как и ко всему «адреналиновому»? Возьмите Татарию – почему сегодня КАМАЗ грузовик номер один в мире? Почему в одной Татарии кроссовых трасс в три раза больше, чем во всей России? Почему под Казанью проводится этап чемпионата Европы по кроссу? Да потому, что Айрат и Радик Шаймиевы, сыновья президента,- не просто гонщики, а неоднократные призеры и победители международных гонок. Потому что сам премьер-министр Татарской республики Рустем Миниханов - неоднократный чемпион России! Он и сегодня – пилот (!) сборной завода. Подведем итоги. Пропасть между технологиями «Формулы-1» и российского автопрома огромна. Как и между машинами. Трасса «Ф-1» в России ее не сократит и пилотов уровня «Ф-1» нам не воспитает. «Татарский» же вариант наоборот – эту пропасть сократит. Плюс к тому – даст на одно яркое зрелище больше. Еще плюс – многие тысячи простых автомобилистов смогут на этих трассах в их «нерабочее» время повышать свой уровень вождения – за деньги, разумеется. Вот вам и снижение аварийности. Уверен, что такой путь развития российского автоспорта, что называется, назрел. Его идея, его необходимость буквально «висят в воздухе» и уже начали материализовываться – в начале июня по спортканалу показали гонки второго этапа чемпионата страны из Питера с убогой трассы (по международным меркам) «Невское кольцо». И в нем впервые участвовали только что построенные болиды «LADA Revolution» - чем не зрелище? Но их было всего шесть и каждый этот аппарат гонщик берег, как зеницу ока, потому что денег у команд катастрофически мало, мощностей, производящих такие машины – тоже. Стоит, кстати, аппарат не миллионы долларов, как «Ф-1», а что-то около 70 тысяч. И это – почти опытный образец, а если дело на поток поставить? Отечественные моторы 1,6 литра мощностью от 170 до 210 л.с., максимальная скорость 250 км. в час, разгон от 0 до 100 км. в час за 6 секунд («Ф-1» - 3,5 секунд), эстетика форм – ну чем не зрелище? А, может, нам, «Российской газете», организацией этого благого и прибыльного дела заняться?.. В общем, российский Экклстоун, - ау-у, где ты?! Тут у нас денежки на дороге лежат! На сегодня достаточно – с вами была программа «Автоликбез» и ее рулевой Юрий Гейко – удачи вам на дорогах страны и жизни и запаса тормозного пути!
Где взять подлокотник не знаю!