клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Давно, очень давно мне хотелось поговорить с вами, дорогие друзья «Авторадио», об автоспорте. Для того чтобы не просто развлечь вас, рассказать что-то новое и интересное, а подумать вместе о проблемах нашего, российского автоспорта с тем, чтобы они хоть немного продвинулись на пути к их решению. Сначала немного истории. Девять лет понадобилось человечеству для того, чтобы осознать, что же такое оно родило? И если в начале этого периода газеты писали примерно так: «Кто же озаботится этими грохочущими, вонючими и медленными существами пока в продаже есть лошадные экипажи?», то после первых в мире автогонок, а точнее – после «Конкурса безлошадных экипажей» по маршруту Париж-Руан (Руан?)-Париж 22 июня 1894 года, интонация поменялась на восторженную: «Это было безумие – мы за час промчались целых тридцать километров!» И хотя лошади пока еще бежали быстрее, все понимали, что время их почти уже прошло. Да и адреналина «безлошадные экипажи» давали несравнимо больше. Оценивалась не только быстрота прохождения, но и простота конструкции, удобство управления, внешний вид. Кстати, первыми призерами первых в мире гонок оказались две машины, вернее – два аппарата: «Пежо» и знаменитый тогда «Панар-Левассор». Их средняя скорость составила 22 км. в час, а мощность двигателей была в пределах 2,5 лошадиных сил, что современникам казалось верхом прогресса: целых две с половиной лошади! Через год уже погнались друг за другом и итальянцы, но настоящие гонки на максимальную скорость состоялись от опять же Парижа до Бордо и обратно. Пройдено было 1200 километров. Американцы с этими делами слегка припозднились – первые гонки там состоялись спустя полтора года после парижских из Чикаго в Эванстон и обратно, маршрут был длиной меньше ста километров и на старт вышли всего… шесть машин. И поскольку американцы действительно «другие», эти гонки закончились полным провалом: они оказались незрелищны и не принесли никакой прибыли, что в Соединенных Штатах означало им смертный приговор. Но кто-то все же догадался пустить безлошадные экипажи по лошадному кругу ипподрома и вот тогда!.. Уже через год зрители видели все перипетии борьбы, они платили за зрелище, борьба была, машины бились, дымились, загорались, побеждали – автоспорт победил на двух континентах. В Россию же все новое как всегда приходило с опозданием. Но при царском режиме – с небольшим: первый автомобиль спустя 6 лет после его создания, а первые гонки спустя 4 года после первых гонок в Европе. И первый купленный на Западе автомобиль появился … где бы вы думали? Нет, не в Петербурге. Нет, тем более не в Москве – в этой большой деревне. В Одессе, конечно же – в Одессе! Это был «Бенц» с мотором в полторы лошадиных и одесские газеты просто издевались, называя его так: самоход, самокат, автогон, мотор, механический экипаж, безлошадная повозка, самобеглая коляска и другими всякими словами, которые повторять в эфире неприлично. Всего 4 года спустя после Европы и Россия провела свою первую автогонку, благо собственный автомобиль Яковлева и Фрезе уже имелся к тому времени а вообще в Петербурге в том же 1898 году было зарегистрировано около трех десятков автомобилей. В Париже их было примерно в десять раз больше. Называлась первая русская гонка Гонкой моторов, дистанция от станции Стрельна под Питером до станции Александровская, длина – 40 верст. Примерно до начала 20 века специальных гоночных машин не существовало – что выпускалось, на том и гонялись, но когда победы в той или иной гонке резко увеличивали спрос на эту машину, производители стали интенсивнее придумывать то, что хоть ненамного позволяло увеличить скорость машины, а также устойчивость, управляемость и так далее. Вот тут-то как из ведра посыпались изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор – пневматические шины, электрическое зажигание, карданная передача, колодочные тормоза… Спортивные успехи становились для покупателей гарантией надежности приобретаемого экипажа. Когда в 1903 году в гонках Париж-Мадрид погибло сразу 9 человек, они перестали проводиться по дорогам общего пользования, а переместились на специальные, закрытые трассы с той безопасностью, которая казалась максимальной для того времени. С гоночных трасс исчезли паровые и электрические автомобили, а первым, кто создал автомобиль специально для гонок, стал Вильгельм Майбах, технический руководитель «Даймлера». На это его подвигла гибель на трассе еще одного гонщика – Брауна, заводского гонщика в 1900 году, но уже в следующем году Майбах создал автомобиль, с которого по мнению французской прессы началась эра «Мерседес». На сегодня достаточно, дорогие друзья «Авторадио». В следующей передаче мы поговорим с вами о российском автоспорте. И еще о том, почему не нужна нам трасса «Формулы-1», а что нужно вместо нее? Почему бы кубку президента быть не для миллионеров – по гольфу, а для молодежи, рвущейся сейчас к адреналиновым видам спорта – по картингу? И о многом, о многом еще. С вами была программа «Автоликбез» и ее рулевой Юрий Гейко. Удачи вам на дорогах страны и жизни и запаса тормозного пути!
Где взять подлокотник не знаю!