клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Доктор Ларсен, - спрашивает собкорр «Комсомолки» в Штатах Андрей Кабанников, - в прошлой нашей беседе вы сказали, что агрессивность за рулем – болезнь наподобие алкоголизма и советовали водителям изменить образ жизни за рулем и получать от езды удовольствие. Хорошо, я пытаюсь ехать в свое удовольствие. Но все вокруг спешат, понукают и норовят меня подрезать... - Беда в том, что агрессивные водители провоцируют на то же окружающих. «Так же нельзя!» - восклицаете вы и приходите в ярость. Или еще хуже - решаете преподать урок нахалу. - Как же быть с теми, кто портит мне удовольствие от езды? - Прежде всего, надо быть психологически готовым к этому. Исходите из того, что хулиганы за рулем неизбежны. Не устанавливайте с ними визуальный контакт (я уже не говорю о жестах) и вообще не принимайте их поведение на свой личный счет - на вашем месте мог бы оказаться любой другой водитель. Скажите себе - это глупый, несчастный, отчаявшийся человек, у которого, вероятно, поехала крыша. Вы - умнее и рассудительнее его. - Вы полагаете, этого достаточно, чтобы унять клокочущие в вас страсти? - Если я все еще волнуюсь за рулем, то прибегаю к дыхательной гимнастике, которую всем рекомендую. Нужно медленно вдохнуть и выдохнуть через нос на счет пять. Потом так же вдохнуть, и выдохнуть на счет десять, пятнадцать, двадцать. При этом - расслабиться. В крайнем случае - остановить машину и отойти от нее метров на двадцать. Это моментально успокаивает. В конце концов я научился получать удовольствие от своего великодушного поведения за рулем. - У нас в России агрессивное вождение демонстрируют не только люди определенного психологического склада, но и, зачастую, водители определенных марок автомобилей, которые именуются «крутыми»... - Понимаю, в Америке существует та же проблема. Посмотрите на то, как автомобильные компании рекламируют свои спортивные машины или внедорожники. Посмотрите на сами марки – «Ягуар», «Пантера», «Неустрашимый», «Буйвол», «Буревестник», «Молот». Для них нет преград! Самые опасные водители Америки – «проблемная» молодежь от 18 до 26 лет, замученные работой клерки, люди с серьезными личными проблемами. Дорвавшись до руля, они берут реванш за все остальное и пытаются доказать хотя бы на дороге, что они - лучше других. - Как быть с ними? - Великодушно позвольте им это безумие! Подавите в себе гнев и азарт. Скажите себе, что в реальной повседневной жизни эти болваны – не конкуренты вам. Крайняя глупость - соперничать с ними в этой дешевой авантюре. Ни в коем случае не принимайте вызов, в случае эскалации конфликта старайтесь покинуть напряженную зону: вы - выше безобразной дорожной драки. Укрощением дорожных хулиганов должна заниматься полиция. - В какой мере, на ваш взгляд, она справляется с этим делом? - Ситуация улучшилась после того, как по всей Америке ввели единый номер, по которому можно позвонить прямо из машины и сообщить об агрессивном поведении на дороге. Во многих штатах водители возят с собою пачку открыток на этот случай. В случае инцидента нужно вписать номер автомобиля, поставить крестик против нарушения и - опустить в почтовый ящик. Одно такое послание ничего не значит. Но если их двадцать, полиция выносит вам предупреждение. После тридцати она начинает расследование. Вы не должны лично наказывать дорожных хулиганов, но можете бороться с ними. - Что делать, если вы спокойны за рулем, но ваша жена или ваш друг, с которыми вы часто оказываетесь в одном автомобиле, водят машину нервно и агрессивно? - Надо выбрать подобающий момент, когда вы все находитесь в добром расположении духа, и спокойно донести до них все, что я сейчас рассказал. Главный императив всего этого разговора - человеческая жизнь. На лучших в мире американских дорогах погибли уже более 3 миллионов человек. Помните - ближайший и самый нелепый путь к вашей скоропостижной смерти - безумие за рулем. Пять принципов доктора Ларсона: как изменить свое поведение за рулем. 1. Вместо «доехать как можно быстрее» - «доехать как можно комфортнее». Спланировать поездку с запасом по времени, получить удовольствие от расслабленной, спокойной езды, музыки в салоне и беседы с попутчиками. 2. Вместо «быть королем на дороге» - «быть на дороге королем». Получать удовольствие не от обгона всех и вся, а от спокойной езды в чистой, безупречно исправной машине, дополняющей ваше хорошее настроение. 3. Вместо «попробуй меня сделать» - «смотри, я – джентльмен». Обращаться с людьми на дороге так же, как вы обращались бы со своими пассажирами. Великодушно уступать им, испытывая удовольствие вежливого человека, но - не унижение. 4. Вместо «этого нельзя позволить на дороге» - «живи и дай жить другому». Признать, что вы не вправе контролировать поведение других за рулем. Вспомнить, что даже во время простой прогулки вы должны переступать лужи, обходить препятствия и движущихся вам на встречу людей. 5. Вместо «преподать ему урок» - «оставить наказание для полиции». Помнить, что обидевшие вас водители в подавляющем большинстве не ставили перед собой такой цели. Они просто превысили скорость, были невнимательны, усталы, злы. Со злостными хулиганами тем более опасно вступать в конфронтацию. Их не минует внимание полицейских. НАШ КОММЕНТАРИЙ ТАКОЙ: Я звонил и в ГИБДД России с его НИЦ - научно-исследовательским центром, и в ведущие психиатрические институты и клиники. Ответ один: «В России подобных исследований нет. А проблема есть, да еще какая!». На сегодня достаточно - удачи вам на дорогах и ни одной убитой нервотрепкой нервной клетки! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!