клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Автомобилисты придерживаются диаметрально противоположных точек зрения о шипованных покрышках: оптимисты считают их самым эффективным средством для преодоления «ледяных проблем», пессимисты же утверждают, что шипы создают немало проблем, главные из которых — разрушение дорог и повышенная шумность.
Достоинства
Главный плюс шипованных покрышек в том, что они повышают сцепные свойства автомобиля на обледенелой дороге. Машина остается управляемой, а водитель всегда имеет возможность маневра в аварийной ситуации. Согласитесь, лучшее по сравнению с обычными шинами сцепление на скользкой дороге — это существенный плюс. Шипы способны еще и разрушать ледовый панцирь и корку укатанного снега, что также значительно повышает сцепление с дорогой и, соответственно, безопасность движения. Сцепление на льду лучше, если шипов на шине больше и они шире рассредоточены по всей ее поверхности.
Динамические характеристики автомобиля на шипах на скользком дорожном покрытии лучше, чем на обычных шинах: тормозной путь уменьшается в среднем в 2—2,5 раза, а скорость прохождения поворота возрастает на 45—70%. При этом возникающий занос остается контролируемым. Еще одно важное преимущество шипованных покрышек — лучшее боковое сцепление, что обеспечивает более безопасное управление автомобилем в неожиданных ситуациях. Исследования, проведенные в Швеции, показали, что при использовании шипованных зимних шин риск ДТП снижается на 25% на загородных дорогах и на 20% в черте города.
Недостатки
Эффективность шипованных покрышек на сухом асфальтовом покрытии снижается на 5—10% по сравнению с аналогичными нешипованными. Дело в том, что из-за шипов площадь контакта протектора с дорогой уменьшается, да и коэффициент трения у пары асфальт-металл гораздо ниже, чем у пары асфальт-резина. Это коварство может проявиться при резком торможении при заблокированных колесах — даже на сухом асфальте машина прокатится «лишние» метры.
Но еще более опасны шипы при езде вдоль трамвайных путей, находящихся на одном уровне с проезжей частью (обычная курская ситуация, не правда ли?): при торможении машину может снести в сторону, или она вяло отреагирует на нажатие педали тормоза, в результате чего может случиться непоправимое.
Шипованные шины требуют особого отношения. Протектор зимних шин сам по себе гораздо мягче летних, и поэтому при частом торможении «на юз» покрывается пятнами неравномерного износа. Для шипованных шин особенно неприятно торможение с заблокированными колесами на сухом асфальте — мало того, что протектор интенсивно изнашивается, так еще и шипы вылетают из гнезд, вырывая клочки протектора.
Учтем стиль езды
Шипы могут оказаться более полезными спокойному водителю, нежели исповедующему агрессивный стиль езды. Ведь шипы, образно говоря, стесняют движение: они более шумные, да и если не соблюдать скоростные ограничения, то уже спустя месяц с начала эксплуатации на протекторе вместо шипов останутся пустые отверстия с рваными краями. К тому же водителя с агрессивным стилем езды шипы могут и подвести — слишком понадеявшись на них и неправильно выбрав скорость, можно вляпаться в большую неприятность. А обычные зимние шины заставляют водителя быть более благоразумным.
мнение
Арнас Стасевичюс, торговый представитель компании Michelin в странах СНГ: «У шипованных шин достоинств гораздо больше, чем недостатков. Так что если не забывать о перечисленных в статье отрицательных моментах, то использование шипованных шин позволит избежать многих зимних проблем. И если вы «переобули» свою машину в шипованные шины, не забудьте наклеить на заднее стекло специальный знак. Едущие сзади водители должны знать о том, что тормозной путь у вашего автомобиля благодаря шипам в несколько раз короче, и поэтому им необходимо держать большую дистанцию».
Советы по эксплуатации ошипованных шин
1. Ошипованные шины следует ставить на все четыре колеса — тогда их поведение будет одинаковым и предсказуемым. Установка ошипованной резины только на одну ось может создать очень опасную ситуацию, даже если машина имеет полный привод.
2. Новые ошипованные колеса должны пройти 500-километровую обкатку на скорости 50—70 км/час. Тогда шипы окончательно встанут на свои места и будут готовы к работе. В период обкатки следует избегать резких торможений и динамичных стартов.
3. После усадки шипов у покрышек может возникнуть некоторый дисбаланс, так что после обкатки не помешает лишний раз проверить балансировку колес.
4. Необходимо следить за давлением в шине. Езда на приспущенных ошипованных шинах приводит к быстрому износу или выпадению шипов.
5. Шипованная резина в большей мере, чем обычная, подвержена воздействию влаги. Поэтому во время мытья машины, особенно под высоким давлением, не «подставляйте» протектор под прямую струю воды. Попав в пространство между шипом и резиной, она на сильном морозе способна вызвать разрушение протектора.
6. При перестановке ошипованные колеса должны сохранять направление вращения. Поэтому менять их местами можно лишь «вдоль борта». А при летнем хранении колес необходимо помечать направления вращения.
Михаил БОРИСОВСКИЙ, www.domlv.eu
Где взять подлокотник не знаю!