клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Аккумуляторные батареи выходят из строя по вполне естественным причинам. Жизнь аккумулятора – это непрерывный процесс заряда-разряда, который в конце концов и истощает батарею. При запуске двигателя, работе на малых оборотах и при слишком большом количестве потребителей идет разряд. Как только мотор набрал достаточные обороты, чтобы генератор мог обеспечить энергией все приборы, происходит зарядка. Во время бездействия аккумулятора возникает процесс саморазряда, который тоже отнюдь не продлевает жизнь батарее.
При необходимости доливать дистиллированную воду в аккумулятор желательно при работающем двигателе, это обеспечит ее перемешивание с кислотой. В противном случае из-за разности плотностей в слоях электролита происходит саморазряд, а зимой вода может просто замерзнуть. Зимой хранить батарею лучше на автомобиле, проведя предварительно полную зарядку, а не уносить ее в теплое помещение. В сильные морозы перед запуском желательно прогреть электролит, включив на некоторое время дальний свет (на дизелях такой нагрев происходит автоматически, поскольку сначала в работу включаются свечи накаливания). Необходимо следить, чтобы заливные отверстия были плотно закрыты пробками, а вентиляционные отверстия в них не забивались грязью, а зимой – льдом от замерзшего конденсата.
Плотность электролита выбирают в зависимости от условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Зимой при пониженной начальной плотности электролита и большой разряженности аккумулятора возможно замерзание электролита. Например, при начальной плотности 1.28 г/см3 в полностью разряженной батарее электролит может замерзнуть при -14 0С, если же начальная плотность электролита 1.24 г/см3 , то разряженная батарея замерзнет уже при -50С. Оптимальной считается плотность от 1.26 до 1.28 г/см3. Изготовители АКБ считают недопустимым использовать в зимнее время аккумуляторы с заряженностью ниже 75% (плотность электролита 1.24 г/см3 , напряжение 12.6 В).
Степень заряженности, напряжение при различных температурах
Аккумуляторы подзаряжают на зарядном устройстве в следующих случаях: при вводе в эксплуатацию, когда батарея хранилась более 12 месяцев, номинальное напряжение на клеммах ниже 12.5 В, а плотность электролита меньше рекомендуемой хотя бы на 0.03 г/см3 ; когда батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом; батарея эксплуатировалась, а затем находилась в бездействии более 4 месяцев.Обычно подзарядку производят током, не превышающим 10% от величины номинальной емкости. Это значит, что для аккумулятора емкостью 60 А.ч величина зарядного тока не должна превышать 6 А. С целью сокращения времени зарядки допускается увеличить зарядный ток в 1.5 раза, но как только плотность электролита достигнет 1.22-1.24 г/см3 , ток необходимо снизить до нормальной величины.
Для заряда батарей различной емкости и напряжения используются зарядные устройства. Их основные характеристики: номинальное напряжение аккумулятора, на работу с которым они рассчитаны, 6, 12 и 24 В; диапазон зарядного тока (от него зависит минимальная и максимальная емкость заряжаемых аккумуляторов). Пускозарядные устройства способны обеспечивать токи более 100 А. Они могут помочь запустить двигатель при разряженном аккумуляторе. При выборе устройства необходимо ориентироваться на емкость аккумулятора. В инструкции к устройству указываются диапазоны либо емкостей батарей, на которые оно рассчитано, либо зарядных токов. Чем шире этот диапазон, тем лучше. Чем меньше емкость аккумулятора, тем ниже величина тока, которую должно обеспечивать устройство, и наоборот, для больших батарей необходимы высокие его значения. Если батарея разряжена и с помощью имеющегося пускозарядного устройства не удается запустить двигатель, то нужно предварительно подзарядить аккумулятор форсированным методом. После этого, как правило, двигатель запускается.
Перезаряд может наступить в случае неисправности электросистемы (генератор, реле-регулятор напряжения). При перезаряде происходит вскипание электролита, увеличивается его плотность и уровень. Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабления ремня генератора, окисления контактов, а также замыканий на корпус. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя и уменьшению плотности электролита. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением причины потери тока. Снижение емкости батареи при длительном хранении называется саморазрядом.
Саморазряд увеличивается, когда грязь и разлившийся электролит покрывают поверхность аккумулятора, происходит короткое замыкание между клеммами. Разрушение или коробление пластин также приводит к преждевременному выходу из строя аккумулятора. Пластины коробятся при увеличении силы зарядного тока, при коротком замыкании, понижении уровня электролита, частом и продолжительном включении стартера, когда батарея нагружается разрядным током большой силы. И разрушаются при замерзании воды в электролите, при нарушении креплений аккумулятора, когда он начинает испытывать удары и вибрации, вследствие коррозии решеток пластин (особенно положительных) из-за загрязнения электролита.
Срок службы батареи полностью зависит как от ее качества, так и от условий работы автомобиля, а также наличия дополнительного (нештатного) электрооборудования. Наиболее короткий срок жизни у аккумуляторов, установленных на автомобилях, работающих в режиме такси. Интенсивный режим эксплуатации таких машин создает ускоренный, пропорциональный пробегу износ электродов батареи, который по времени может составлять всего лишь около полутора лет.
У автомобилей с пробегом 15-20 тысяч км в год срок работоспособности аккумуляторов может доходить до 4-5 лет. На практике имеют место случаи, когда отдельные батареи на легковых автомобилях успешно работают 6-8 лет. На продолжительность работоспособности аккумулятора влияют плотность и температура электролита, сила тока и продолжительность разряда и заряда, уровень вибрации и тряски, продолжительность перерывов в эксплуатации и качество технического обслуживания.
Клемму, соединенную с массой автомобиля, отсоединяют от клеммы батареи и в разрыв цепи включают амперметр (до10А). При этом все потребители, в том числе сигнализация, должны быть отключены. При исправном электрооборудовании и отсутствии утечки показание амперметра будет равно нулю. В зависимости от особенностей электрооборудования конкретных автомобилей возможны схемные решения, при которых может иметь место ток в пределах 1-2 мА. Такая утечка не оказывает вредного влияния при бездействии автомобиля в течение 1-3 месяцев, поскольку за это время батарея потеряет всего 0.7-4 А.ч.
При включенной сигнализации потребление тока может вырасти до 20-30 мА. Это значит, что в таком состоянии время бездействия автомобиля не должно превышать 3 недель в летнее время и 10 дней зимой. Иначе батарея разрядится от сигнализации настолько, что не сможет запустить холодный двигатель. Если ток утечки больше 30 мА, необходимо найти и устранить причину этой утечки.
Подготовил Павел ДРУЗИН. По материалам российской прессы
http://kolesa.kz/content/article/3799.html
Где взять подлокотник не знаю!