клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Согласно статистики УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за 7 месяцев 2008 года в городе на Неве зафиксировано 5081 преступлений, связанных с посягательством на автомобили.
Это на 904 меньше, чем за аналогичный период 2007 года. 75% угонов и краж совершается от домов, где машины паркуются в вечернее и ночное время. Популярными моделями у угонщиков по-прежнему остаются Lada (25%), Mitsubishi (7,5%), Volkswagen (6%), Toyota (5%) и Mercedes-Benz (3,5%). Злоумышленники не брезгуют ни подержанными «десятками», ни дорогими Porsche, «вскрывая» автомобили в среднем за 1-2 минуты.
Угонам препятствуют, прежде всего, комплексные охранные системы, но даже они не способны защитить автомобиль на все 100%. И здесь на помощь приходит страховой полис КАСКО, который при наступлении страхового случая помогает компенсировать автовладельцу стоимость утраченной машины. О преимуществах комплексной защиты автомобилей от угона, способах противостояния угонам и о многом другом эксперты страхового рынка и операторы противоугонных систем рассказали на круглом столе «Максимизация защиты от угона для машин любого возраста: страховка и сигнализация», организованной агентством Shadursky Promotion.
Причин угона автомобилей множество: желание владеть эксклюзивными моделями, возможность перекупить быстро и недорого запчасти и т.п. Основной же причиной большинства угонов директор петербургского филиала СК «Асоль» Александр Баклушин считает попустительство со стороны ответственных лиц по следующему вопросу. «В России между различными регионами существуют различные базы ГИБДД постановки автомобилей на учет, - отмечает эксперт. - И на сегодняшний день каждый желающий имеет техническую возможность поставить несколько автомобилей с одним и тем же номером в разных городах страны. При желании государства вести борьбу с таким фактом путем простой сверки этих баз можно элементарно вычислить такие автомобили».
Застраховаться только по риску «угон» можно, было бы желание.
Далеко не все страховщики берут на защиту подержанные автомобили только по риску «угон». При этом интерес со стороны клиента на покупку страховки исключительно по данному риску присутствует. По данным заместителя гендиректора кредитно-страхового партнера «Нибелунг» Антона Барихновского, такие обращения в его компанию составляют порядка 5%. Поэтому компания идет навстречу клиенту, размещая подобные риски. Минимальная стоимость тарифа составляет 8%, максимальная – 25%. Если ставка более 20%, то клиенты сами отказываются от данного варианта страхования. Поэтому страхование только от риска «угон», хищения без ущерба мало популярно.
В то же время заместитель директора СК «Капитал-Полис» Юлия Николаева отмечает, что риск угона автомобиля все равно лежит на страховщике, поэтому навряд ли тариф упадет существенно и лучше покупать полный КАСКО по двум рискам – угону и ущербу: что называется, «оптом дешевле».
Сложнее обстоят дела с подержанными автомобилями, особенно теми, что старше 10 лет. Такие автомобили не то что по риску «угон», а вообще по КАСКО редко возьмут на защиту. Как сообщилруководитель отдела риск-менеджмента автострахования Северо-Западного дивизиона ООО «Группа Ренессанс Страхование» Андрей Морозов, в его компании застрахуют лишь грузовые автомобили и прицепы и только по риску «хищение и полное уничтожение». «Легковые же автомобили – ремонтировать достаточно сложно и убыточно», - отметил представитель компании.
«Я знаю компании, которые готовы взять на страхование автомобили 10 лет и старше, - парирует эксперту гендиректор Союза профессиональных брокеров Павел Кушковский. - Но все упирается в цену вопроса. Понятно, что автомобили 10 лет и старше относятся к достаточно дешевому классу машин. И за тариф в 20% от стоимости автомобиля страхователи, конечно, не в состоянии заплатить».
Директор управления автострахования ООО «Росгосстрах-Северо-Запад» Дмитрий Синишев связывает такие высокие тарифы со слишком высокой степенью износа (до 70%): «Страховые деньги зачастую не могут полностью покрыть затраты даже на несложный ремонт такой машины. Новые детали, особенно для импортных машин, будут несопоставимо дороже. Любое ДТП в такой ситуации становится критическим случаем, грозящим огромными убытками для страховой компании».
Скидка на страхование.
Повлиять на стоимость тарифа можно и при оформлении полного полиса КАСКО (угон плюс ущерб), но уже со скидкой, получить которую можно при установке дополнительной противоугонной системы. Скидки в некоторых случаях, по данным ГК «АРКАН», могут достигать 80% по риску «угон».
Применение мер в любом случае должно быть комплексным, говорят эксперты. По информацииАнтона Барихновского, страховые компании в своей работе применяют системы оценки степени риска. «Компании, которые принимают на страхование автомобили без противоугонного комплекса по низким тарифам, рискуют в перспективе работать себе в убыток», - констатирует эксперт.
«Стоит понимать, что при страховании машины без установленной сигнализации размер страхового тарифа может быть выше в 1,3-1,5 раза, чем при страховании того же самого автомобиля, оснащенного противоугонной системой, - говорит директор филиала ООО «Первая страховая компания» в Санкт-Петербурге Валентин Смышляев. - Правда, не все страховщики ответственно подходят к вопросу обязательного оснащения того или иного класса автомобилей дополнительными системами защиты. Угонщику такой автомобиль проще забрать, поэтому он и становится более рисковым».
Хотя, безусловно, не всегда наличие сигнализации приведет к тому, что страховая компания выплатит. Гендиректор Союза профессиональный брокеров Павел Кушковский привел пример, когда клиент попросту теряет ключи. При этом эксперт отметил, что вопросы борьбы с угонами должны решать не клиенты, а автопроизводители и автодилеры.
Кроме того, не все марки автомобилей требуют дополнительной охраны. В качестве примера заместитель директора СК «Капитал-Полис» Юлия Николаева приводит модель Volvo, где достаточно только штатных систем.
Операторы противоугонных систем советуют в случаях со старенькими машинами устанавливать бортовую сигнализацию вместе с иммобилайзером. Да и сами владельцы данного класса автомобилей новейшие разработки противоугонных систем и спутниковые сигнализации практически не покупают.
Противоугонные системы увеличивают жизнь автомобиля до 10 минут.
Для того, чтобы взломать "простенький" автомобиль, профессиональному угонщику потребуется 1-2 минуты. Если же его оборудовать иммобилайзером и замком капота, то время угона увеличится в среднем еще на минуту-полторы. «Если автомобиль оснащен кроме этого профессиональной системой и звуковой сигнализацией, то за счет реагирования этот автомобиль угону практически не подлежит. Время его жизни возрастает до 7-10 минут, за которые органы правопорядка успевают приехать на место происшествия, либо задержать угонщика, либо угонщики сами бросают автомобили" - делится информацией и.о. руководителя отдела безопасности и мониторинга мобильных объектов ГК «АРКАН» Иван Вадэк.
Эксперты советуют внимательнее относиться к своим автомобилям и помнить о правилах, выполнение которых поможет избежать неприятных ситуаций. В частности, Иван Вадэк рекомендует не носить иммобилайзер вместе с ключами и не оставлять его в сервис-центре. Это обезопасит собственника машины от того, что вместе с ключами у него вытащат из кармана и иммобилайзер или снимут копию с него в сервисе. Такое безответственное поведение может послужить законным основанием для отказа в выплате.
«Относиться к своему автомобилю нужно соответствующим образом. Если система охраны не активируется, - говорит Андрей Морозов, то лучше переставить автомобиль в другое место, подальше, где активация пройдет успешно. Такая ситуация может быть признаком того, что в непосредственной близости от вашего автомобиля злоумышленники проводят сканирование сигнализаций машин с целью их дальнейшего оперативного отключения».
В свою очередь Дмитрий Синишев рекомендует автовладельцам быть внимательными при выборе центра для оборудования автомобиля противоугонными устройствами: «Страховщики имеют дело только с теми компаниями, у которых нет высоких показателей по угонам и именно их рекомендуют своим клиентам». Помимо этого следует всегда активировать противоугонные устройства, даже если владелец автомобиля уходит всего на 5 минут. Ведь значительная часть угонов происходит тогда, когда автомобилист вышел из машины в аптеку, ближайший магазин или пункт оплаты мобильной связи.
«Мы все занятые люди и должны заниматься своей работой, а не мучаться паранойей угона», - подытожил Павел Кушковский.
Где взять подлокотник не знаю!