клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Гибель телеведущего Геннадия Бачинского, случившаяся на прошлой неделе, стала больше чем просто трагедией. Широкий общественный резонанс вызван не только личностью погибшего, но и тем, что это первая громкая автокатастрофа в России после ужесточения наказаний за нарушения ПДД. Вместе с тем, если посмотреть на случившееся без эмоций, то весь ужас этого печального события в том, что оно предельно банально: типичное нарушение правил (выезд на встречную полосу), типичная расплата за него (1 труп, 3 инвалида), типичные последствия (поплакали и забыли). Таких происшествий в России ежегодно происходят десятки тысяч. Дождавшись, когда смолкли траурные речи, но еще свежо в памяти потрясение от случившегося, "Известия" сочли необходимым показать эту трагедию глазами пострадавших, о которых почему-то мало кто вспомнил в эти печальные дни, - тех троих пассажиров микроавтобуса, которые ехали по своей полосе и вдруг увидели перед собой желтый "Фольксваген". Мы уверены, что если бы Геннадий остался жив, он одобрил бы эту публикацию.
"96 раненых, 19 убитых..."
На обочине рядом со знаком, который обозначает 69-й километр трассы Сергиев Посад-Калязин, нелепо торчит пара высоких валенок. За 5 дней их никто из проезжающих мимо не увел. Вся страна знает, что здесь случилось, а забирать вещи с места аварии - плохая примета. Вдруг на обочине тормозит точно такой же "Фольксваген-Транспортер", в который врезался Геннадий Бачинский. Из него выходят двое мужчин и валенки забирают. Осознав, что их действия выглядят двусмысленно, они поясняют:
- Это нас Таня Осипова попросила забрать. Она сейчас в больнице лежит вся переломанная, но про валенки свои вспомнила. "Жалко, - говорит, - вещь хорошая, вам по пути - заберите". Вот и забрали.
Двоих мужчин зовут Алексей Меньшов и Роман Белов. Это ближайшие друзья Андрея Вихарева - водителя того самого микроавтобуса, в который врезался Бачинский. Алексей и Роман говорят, что мы - первые журналисты, которые всерьез заинтересовались его судьбой.
- Гибель человека - это, конечно, трагедия, но стать калекой тоже неприятно, - говорит Роман. - Андрюхе в эти дни не звонили ни родственники Бачинского, ни друзья, а журналисты раза 2-3 обращались, да и то спрашивали только про обстоятельства ДТП. Разве это нормально?
Участок дороги, где произошла автокатастрофа, на первый взгляд не производит впечатления опасного. Дорога в этом месте уходит в небольшую ложбинку, но видимость достаточно неплохая, более того - за первым пригорком идет следующий, и встречные машины видны на достаточном удалении. Еще один нюанс: на спуске, где Геннадий Бачинский оказался за несколько секунд до своей гибели, разметка прерывистая, но буквально метров через 200 она переходит в сплошную. Это достаточно коварная штука. Увидев, что разделительная полоса разрешает обгон, водители выходят на встречку, а когда полоса вдруг неожиданно становится сплошной, уже поздно: справа стеной стоит фура, а значит, надо либо завершать маневр, либо резко тормозить и возвращаться на свою полосу. По предварительной версии, которую озвучили все СМИ со слов сотрудников Калязинского районного отдела ГИБДД (как удалось выяснить "Известиям", эта версия не подтверждается), именно в такой ситуации оказался Бачинский: первые две машины, которые вместе с ним вышли на встречку, успели завершить обгон, а Бачинскому не хватило для этого нескольких секунд. Если бы такая картина происшествия подтвердилась, вряд ли у кого-то, кто имеет российские водительские права, хватило совести упрекнуть Геннадия Бачинского в злостном нарушении правил.
- Товарищ старший лейтенант, - интересуюсь у Павла Горивщенко, и.о. начальника отделения ГИБДД Калязинского района. - А вам не кажется, что дорога в этом месте действительно оборудована по-дурацки. Знака "Обгон запрещен" нет, разметка обгон разрешает. Вот я по правилам начинаю обгон - откуда мне знать, что через 200 метров линия станет сплошной?
- А разметка тут вообще ни при чем, - отвечает Павел и берет в руки ПДД. - В условиях недостаточной видимости правила однозначно обгон запрещают. Разметка и знаки в этой ситуации имеют второстепенное значение.
Со знаками в Калязинском районе вообще все не просто. Например, если бы Бачинский попал в аварию ночью, был ранен и его бы привезли в Калязин, то районную больницу пришлось бы искать очень долго. Мы и днем-то еле-еле нашли. Отделение ГИБДД тоже надо еще поискать.
- 79 ДТП, 96 раненых, 19 убитых, - Горивщенко дает районный расклад по 2007 году. За его спиной висит плакат под названием "Топографический анализ аварийности". Больше всего он похож на тяжелую виноградную гроздь. В дороги, которые изображены на этих картах, впиваются десятки синих и красных канцелярских кнопок. Синие кнопки - это раненые, красные - убитые.
"Он завершил обгон, а потом снова вылез на встречку"
Простых смертных, которые пострадали в аварии на 69-м километре, зовут Юлия Меркулова, Татьяна Осипова и Андрей Вихарев. Все трое - жители райцентра Кесова Гора, расположенного в 70 километрах от Калязина. На всех троих теперь килограммы гипса: Татьяна лежит в кесовогорской районной больнице, Юлия, которой досталось больше всего, в тверской областной, Андрей пожелал выздоравливать дома. Меркулова и Осипова - вольные предприниматели. Помимо основной работы занимаются тем, что скупают у местных жителей молоко и творог и возят его в Москву продавать. То есть воплощают в жизнь не вполне удавшуюся идею "партии и правительства" расчистить на городских рынках место для отечественных крестьян. Андрей занимается частным извозом, стаж вождения 15 лет. В тот день Меркулова наняла его в качестве водителя своего автомобиля, поскольку боится сама ездить по Москве.
В поселке Андрея знают как человека честного, добродушного и любителя похохмить. Вот только теперь по нему этого не скажешь.
- У меня двое детей, жена в отпуске по уходу за ребенком, - вздыхает Вихарев. - Официально я работаю водителем в "Снабагросервисе", но на это не очень-то проживешь. Основные доходы у меня были от частного извоза, а их теперь нет. Живем на ежемесячное пособие и больничные.
- У Андрея очень неприятные оскольчатые переломы обеих стоп, - говорит заведующий хирургическим отделением кесовогорской больницы Андрей Сасов. - На одной ладьевидная кость практически разлетелась вдребезги, на другой - перелом таранной кости. Кроме того, у него глубокая рана коленного сустава, но вроде - тьфу-тьфу - она оказалась не такой страшной, как мы предполагали.
- Новости про гибель Бачинского смотреть не обидно? - спрашиваю Вихарева. - Про вас троих там ведь ни полслова.
Андрей морщится и машет рукой куда-то вдаль. Что-то среднее между "да ну их!" и "что теперь поделаешь?!"
- Мне только вот непонятно, почему все СМИ неправильно описывают происшествие, - Вихарев и не подозревает, что рассказывает сенсационные подробности. - Якобы Геннадий не успел закончить обгон. Я ведь все прекрасно помню! Я эти три машины еще издалека видел и желтый "Гольф" тоже - все-таки цвет довольно редкий, поэтому в глаза бросился. Помню, как они вышли на "встречку", как обогнали грузовик и все трое вернулись в свой ряд. То есть маневр Бачинский закончил, скрылся за этими двумя машинами полностью и несколько секунд ехал в своем ряду - это сто пудов. А вот потом вдруг ни с того ни с сего снова выскочил на встречную полосу - уже в том месте, где была сплошная. Расстояние между нами оказалось метров 50, не больше. Тут уж ничего нельзя было сделать, я даже на обочину уйти не успел, только чуть-чуть дал вправо, поэтому удар оказался не строго лобовым, а пришелся немного левее. Зачем он это сделал - уму непостижимо. Решил обогнать еще 2 машины и не заметил встречную? Но в момент маневра я его видел - значит, и он меня видел. Погода была пасмурная, солнце его ослепить не могло. Уснул? Исключено, ведь за несколько секунд до этого он совершил осмысленный маневр. Я до сих пор в непонятках. Может, хоть следствие разберется? Я и в протоколе всю эту картину происшествия изложил, а потом смотрю телевизор - и глазами хлопаю. Хочется позвонить и спросить: "Ребята, вы чего?"
По всей видимости, версия с незавершенным обгоном родилась очень просто: самые предварительные данные с места происшествия журналистов устроили, а подробно поговорить с "простым смертным" никому в голову просто не пришло. На самом деле детали, которые изложил "Известиям" Андрей, имеют принципиальное значение. В первом случае Геннадий Бачинский, хотя юридически и не прав, но от такой неправоты никто не застрахован. Во втором - речь идет либо о злостном нарушении, либо о технической неисправности. На днях стало известно, что именно переднее левое колесо следствие сочло необходимым отправить на экспертизу.
"Мы не люди, а призраки"
Факты, изложенные Андреем, в пресс-службе ГУВД Тверской области комментировать отказались, сославшись на тайну следствия. Зато их полностью подтвердила Юлия Меркулова. Третья пострадавшая - Татьяна Осипова - не может их ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку задремала и очнулась лишь за несколько секунд до столкновения. Все трое пристегнутыми не были.
Заведующий хирургическим отделением кесовогорской больницы Андрей Сасов пытается что-то разглядеть на рентгеновских снимках, которые сделали в Калязинской больнице, и чем больше пытается, тем больше раздражается.
- Качество отвратительное! Мы уже сделали новый рентген, с минуты на минуту должны принести. Да и гипс в Калязине наложили кое-как - особенно Андрею. Когда опухоль спадет, будем все переделывать.
В это трудно поверить, но Андрей Викторович приехал работать в Кесову Гору из Москвы. У него 20-летний стаж в системе здравоохранения РЖД, но попал под сокращение и в поисках новой работы задумался, а не свалить ли вообще из мегаполиса. И свалил. В Кесовой Горе местные власти положили ему эксклюзивную зарплату и предоставили жилье. Жить без хорошего хирурга - хуже, чем без отопления. Мало ли что, все под Богом ходим.
- Но даже по этим снимкам я могу сказать, что у Татьяны Осиповой сотрясение головного мозга, переломы лучевых костей обеих рук, причем с угловой деформацией, оскольчатый перелом правого бедра - и вот здесь у меня есть подозрения, что диагноз гораздо хуже, чем поставили в Калязине.
- Инвалидность неизбежна?
- Если все срастется правильно, Андрей и Татьяна смогут восстановиться, но посттравматический артроз гарантирован обоим. То есть всю оставшуюся жизнь у них будут боли в суставах. Штука очень неприятная.
Татьяне Осиповой 50 лет. Всю жизнь она проработала судебным исполнителем, но пару лет назад в результате какого-то конфликта с работы ушла и устроилась уборщицей в местной ветлечебнице. Подрабатывает тем, что помогает творить бизнес подруге Юлии Меркуловой. У Татьяны взрослая дочь Жанна с ребенком на руках. Она работает, но средняя зарплата в Кесовой Горе - 3-4 тысячи рублей, поэтому Татьяне приходилось постоянно помогать дочери. Теперь наоборот - Жанна сутками сидит возле матери.
- Оказывается, погибать в катастрофе совсем не страшно, - говорит Татьяна. - Я не почувствовала ничего - даже треска не услышала. Просто на сознание упал занавес и все. Страшно было, когда я потом очнулась и почувствовала адскую боль. И сейчас страшно, потому что не знаешь, когда это кончится и чем это кончится. И еще есть ощущение, что все наоборот - Бачинский живой, а мы не люди, а призраки. Про него все говорят, а нас в упор не замечают.
"Слезы текут, значит, глаза заработают"
До Твери 180 километров. На этом пути мы встретили 24 придорожные "могилы" и один раз чуть не отправились на тот свет сами. Из-за пригорка нам навстречу вылетела "Хонда" и успела уйти на свою полосу буквально в нескольких метрах от нас. Оказалось, что водитель просто послушался разметки, которая по ту сторону пригорка почему-то разрешала самоубийственный обгон в гору.
Татьяна Осипова скорее всего окажется в областной больнице в одной палате со своей подругой, 35-летней Юлией Меркуловой, которая пострадала сильнее всех: кроме черепно-мозговой травмы и многочисленных переломов у нее химический ожог роговиц обоих глаз и тела. Юлия ехала на правом сиденьи и, когда микроавтобус перевернулся, она оказалась внизу, а разбитый аккумулятор прямо над ней. Из него потекла жидкость ей на лицо. Увернуться она не могла, потому что оказалась зажата со всех сторон деформированным металлом.
- Ей предстоит операция, - говорит травмотолог-ортопед Наталья Янченко. - Остосинтез бедра. Сейчас Меркулова лежит на вытяжении. Это когда нельзя даже на бок повернуться. Люди воют уже через пару дней, а ей в таком положении придется оставаться несколько месяцев. Колем ей обезболивающее, противошоковое. С глазами вроде оказалось лучше, чем мы думали. Зрение скорее всего вернуть удастся, но, возможно, видеть она будет немного хуже, чем до аварии.
- Когда ее сюда привезли, у нас был шок, - рассказывает соседка по палате. - Сейчас Юлька хоть немного стала на человека похожа, а была просто живой кусок мяса.
Дома у Меркуловой остались двое детей под присмотром родственников и брошенный бизнес. Ее автомобиль не подлежит восстановлению. Но с тех пор как она оказалась в палате, здесь у всех хорошее настроение. Юля юморит с таким энтузиазмом, что иногда язык не поворачивается назвать ее пострадавшей.
- Я вот сейчас вас вижу маленько. Вот ты в белом свитере, а фотограф твой в черном и небритый. Я тут всех мужчин разглядываю, которые сюда заходят. Так, глядишь, и зрение себе верну.
Взрыв хохота.
- А сама плачет по ночам, - вздыхает женщина на койке у окна.
- Раз слезы есть, значит, глаза заработают, - опять шутит Меркулова. - Я ведь уже не первый раз замужем. 6 лет назад точно в такую же аварию попала. Тоже из Москвы ехала, тоже на "Фольксвагене-Транспортер" и тоже на "встречку" машина вылезла - только грузовик. Вот тогда мне было хреново - я ведь еще не знала, что все будет хорошо. А теперь знаю, поэтому не волнуюсь. Вот мама ко мне из Ленинградской области приехала, на нее тут уже санитар заглядывается. Короче, жизнь налаживается: кости срастутся, машину новую куплю и еще на могилу к Бачинскому схожу обязательно, цветы принесу, вы случайно не знаете, какие цветы он любил?Погиб из-за лопнувшего колеса?Максим МартемьяновКартина аварии, в которой погиб Геннадий Бачинский, может оказаться совершенно иной. Следствие изъяло на экспертизу переднее левое колесо автомобиля радиоведущего. Оно оказалось лопнувшим. Теперь эксперты должны ответить на вопрос, когда лопнуло колесо - во время столкновения или до него. И не стало ли именно лопнувшее колесо причиной трагедии.
До сих пор в качестве причины аварии на 69-м километре трассы Сергиев Посад - Калязин называлось нарушение правил обгона самим Геннадием Бачинским. Женщины, сидевшие в микроавтобусе, с которым столкнулся Бачинский, помнят, что его желтый автомобиль выскочил на встречную неожиданно - времени уклониться от столкновения не оставалось. Но по своей ли воле шоумен оказался не на своей полосе?
Следователи обратили внимание, что левое переднее колесо "Гольфа" Бачинского лопнуло. Его диск разбит, но на покрышке есть глубокий порез, словно кто-то вырвал кусок резины.
- Действительно, это колесо будет направлено на экспертизу, - заявил "Известиям" старший следователь УВД по Калязинскому району Тверской области Роман Репин. - Она должна дать ответ, когда лопнуло колесо - во время удара или раньше.
Результаты экспертизы могут кардинально изменить картину происшедшего. Исходя из новой схемы аварии (см. материал на этой полосе), Геннадий Бачинский вслед за двумя автомобилями обогнал грузовик, вернулся на свою полосу, но потом снова резко пошел на обгон. Однако, возможно, обгона не было - при повреждении левого переднего колеса машину резко кидает влево. Именно это могло произойти с Бачинским. А поскольку он не был опытным водителем, то справиться с ситуацией не успел и вылетел на "встречку".
Казалось бы, разбитый диск колеса может свидетельствовать о том, что разрыв шины произошел во время удара. Но, с другой стороны, удар мог произойти уже после "взрыва" покрышки.
Кстати, по одной из версий машина Бачинского задела фуру, которую обгоняла. Однако в ГИБДД Калязинского района это не подтвердили.
- Грузовик никак не участвовал в этом ДТП, - заявил и.о. начальника ГИБДД города Калязин Павел Горивщенко. - Он уехал, и никто его не осматривал.
Один из самых важных уроков, которые я получила в своё время от инструктора: никогда, никогда, никогда не повторяй манёвры впереди идущих автомобилей. У них своя жизнь, у тебя своя. В твоих манёврах должна быть уверена ТЫ. Никогда не иди на обгон вслед за вереницей, дорогу видит только первый, он может рассчитать и вернуться в полосу, когда ему необходимо. А ты?
А что там произошло, мне кажется мы не узнаем.
Меня другое удивляет: ну сколько можно полоскать эту историю??? Двое человек умерли, двое серьезно пострадали. Сколько еще это всё обсасывать нужно???
Женщины - это те же мужчины. Только лучше.
Но ведь в этих статьях очень мало говорят о том, что людям, пострадавшим в аварии, нечем заплатить за лечение. Опять же, так подходить... Много аварий происходит, в результате которых присутствуют простые люди, которым нечем платить за лечение и у которых семьи остаются... А тут я вижу именно обсусоливание аварии.
Dale:Не согласен. Надо писать. Может, это кому-то жизнь спасет. В последний момент передумает идти на обгон, вспомнит статью.
Тогда, действительно, надо писать про все аварии. И социальную рекламу делать, направленную на соблюдение ПДД.
Natik: Dale:Не согласен. Надо писать. Может, это кому-то жизнь спасет. В последний момент передумает идти на обгон, вспомнит статью. Тогда, действительно, надо писать про все аварии. И социальную рекламу делать, направленную на соблюдение ПДД.
ну и что от того, что кругом висят щиты (по крайней мере в мск), пьяным за руль не садись, пристегни ремни и т.д и т.п... от этого меньше нарушений нет, да и венки на дорогах не особо то дают возможность людям задуматься, здесь уже менталитет, видимо..
Щитов мало. Хотя то, что они есть, это уже хорошо. Это лучше, чем совсем ничего. Венков на дорогах никогда не понимала и не понимаю. И понимать отказываюсь. Нужно показывать ролики. Очень хороший ролик видела, показывающий разницу при аварии на 60 км/ч и 65 км/ч. Очень наглядно. По крайней мере, меня это заставило задуматься. После роликов с краш-тестами на примере пристегнутых и непристегнутых манекенах я стала пристегиваться даже на заднем сиденьи. Всё это наглядно. Показывать жестокие (может быть) ролики надо. Чтобы людей торкнуло. Чтобы в голове мозг зашевелился. Не знаю, мне кажется, это психологи с социологами должны продумывать содержание роликов, чтобы это действительно давило на людское сознание.