клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также честные и профессиональные инспекторы ГИБДД! С вами программа «Автоликбез» на «Авторадио» и ее автор-ведущий Юрий Гейко. Ну, вот и дождались! Большая радость пришла в Россию – «Формула-1», «королевские гонки», «второй по зрелищности вид спорта после футбола», как утверждают СМИ. Да я почти и не иронизирую: королевские, так королевские, второй, так второй. Просто хочется присесть на какую-нибудь выброшенную шину на обочине той сочинской трассы, которая будет под это дело строиться и в тишине – пока в тишине – спокойно поразмышлять.... Второй подвиг премьера-Геракла, что ни говори. Осталось еще пять (спасибо за подсказку - классику запамятовал, старый стал - не пять, а десять подвигов Путину совершить осталось). Трассу «Амур» сорок лет строили-строили, а достроил ее Путин. Хоть и сдана она в эксплуатацию при Медведеве, но это целиком заслуга Путина - он еще в самом начале своего президентства, в 2001 году, проводил по этому поводу совещание в Благовещенске – именно с той поры и началось там настоящее «шевеление» техники и людей. Кто бы как бы к нему не относился – молодец! Дорога, соединяющая огромную, да еще и вытянутую страну, нужна. Хотя бы одна. И хотя бы такая. Сорок лет мурыжился вопрос о создании трассы для формулы один сначала в СССР, потом в России, чуть ли уже не первый камень закладывали в какой-то там пойме, еще Брежнев Экклстоуна уговаривал, а Путин – раз! - с ним по рукам ударил и - готово! В общем-то, радостный факт: народ чего хочет? Правильно, но это раньше считалось - хлеба и зрелищ. А сейчас, если уж честно, – хлеба, зрелищ и секса. Ну, секса у нас теперь завались на каждом углу, а вот с «хлебом» проблемы: треть страны живет не более, чем на 5-6 тысяч рублей в месяц, а половина населения считает себя людьми бедными. И тут им в самую пору добавить зрелищ. И, слава Богу, что добавляется не такое мерзкое, как «Детектор лжи», а вполне целомудренное. Вот только хочется понять: выгодное ли это приобретение? Для мирового автопрома – да, выгодное. Потому что множество оригинальных конструкторских решений дала формула. Но болиды на пустом месте не создаются, под каждой «конюшней» за рубежом автогиганты, автоиндустрия и ее технологии: Феррари, Мерседес, Рено… А в России? Сначала немного истории. В 1977 году Берни Экклстоун заплатил деньги за показ своего шоу по телевидению. А сейчас он - один из богатейших людей мира, потому что за то же самое платят ему. Годовой доход его - до 800 миллионов долларов, личное состояние - около четырех миллиардов. В начале нынешнего тысячелетия формулу стало лихорадить: тут и недовольство команд распределением прибылей с телетрансляций, и лимитом их годовых бюджетов, установленных на планке 40 миллионов долларов. Да и главного формула в те годы лишилась – интриги: победитель один – Шумахер и Феррари, и никто больше. Самый болезненный удар по формуле был нанесен в 2006 году – запрет на ее этапах рекламы главных спонсоров - табачной и алкогольной продукции: заметьте, ни «Мартини», ни «Мальборо» ни на болидах, ни на трассах мы уже давно не видим. Но Экклстоун не сдавался - к тому времени он уже начал расширять сферы влияния своего детища в Азию, в страны так называемого третьего мира – Турция, Малайзия, Бахрейн, Китай, только что гонки впервые прошли в Южной Корее, сейчас на очереди, кроме России, Индия. Итак, трасса формулы один нам обойдется в сумму 150-200 миллионов долларов. Пройдет четыре года, и будут в Сочи гоняться эти самые болиды - чужие машины с чужими гонщиками. Ну, будут прославлять и рекламировать они чужие моторы, шины, масла, автофирмы. Ну, три дня в году будет эта трасса гудеть, а 362 дня пустовать, а кого в России пустят на тот золотой асфальт? Говорят, что Лужков в великое удивление пришел, когда после переговоров с Берни Экклстоуном стало ясно, сколько Москва будет иметь прибыли от одного из этапов "Формулы-1" в России, - шиш с маслом! Потому что никаких особых денег стране-хозяину трассы гонки "Формулы-1" не приносят - только за билеты и прибыль с той инфраструктуры, которая вокруг гонок, которая их обслуживает: гостиницы, майки, бейсболки, пиво, гамбургеры. А главными деньгами - за рекламу и право трансляции гонок по телевидению - Берни с хозяевами трасс не делится. Исключительно китайцы, построившие в Шанхае трассу, смогут получить "маней" побольше, поскольку их трибуны рассчитаны чуть ли не на полмиллиона сидячих мест и на полтора миллиона - стоячих. Но даже если 80-летнего Экклстоуна (или его наследников), что называется, припрет и они своей прибылью со зрелища начнут делиться, чтобы его не потерять, то стоит ли нам в это зрелище вкладываться, не имея своей современнейшей автоиндустрии для создания базы русской команды? За кого нам там болеть? Была «русская команда» в формуле в 2006-м году – «Мидланд», в которой русскими были только деньги, выступала она бесславно, без единого очка за год - вылетела. В принципе, русских пилотов можно «воспитать», как воспитали Петрова и Алешина, и наши точно так же «оседлают» формулу один, как в свое время «оседлали» большой теннис и взлетят на вершины мировых рейтингов, заставляя весь гоночный мир изумляться: «Русские идут!». Только это будет стоить гораздо дороже тенниса – не сотни тысяч долларов на иностранных тренеров, а десятки миллионов, причем - ежегодно. Вон, одно только участие на чужих болидах будет стоить Михаилу Алешину в год более 20 миллионов долларов. Но что мы, Россия, за них поимели? Смешную наклейку «Лада», как на желтом болиде Виталия Петрова? Кстати, не случайно Петров оказался в конюшне «Рено», которая имеет в России приличный рынок сбыта - победные заезды русского гонщика на «Рено» ей очень кстати. Но – не везет Виталию. Пока. Можно, конечно, свистнуть еще раз Абамовичу, своих олигархов построить – нам не привыкать вбухивать деньги в заграницу, во дворцы, яхты, челси, в газеты, куршавели, в суперотели – там. А, может, пора уже о своих нищих подумать? О тех десятках миллионов, что едва сводят концы с концами? Вообще-то, я формулу один ярким зрелищем не считаю: носятся пару часов с визгом десятка полтора болидов, обгоны редки, аварии еще реже. Так почему же весь мир это зрелище смотрит? Да потому, что оно "раскручено", потому что долгие годы и регулярно в это шоу вкладывались миллиарды. Посмотрите на практичных американцев - они по "Формуле-1" с ума не сходят, потому что суперзрелищем ее не считают. Не случайно в "Формуле-1" нет ни одного американского гонщика и ни одного американского болида. Много лет "Формула-1" в США вообще не проводилась, да и сейчас не проводится. Канада, кстати, тоже от нее отдыхала. А гоняются янки в своем "формате" - индикар и наскар - в основном по овалу, где зритель жует попкорн и видит ход борьбы от начала и до конца. Да и скорости там больше, и борьба во много раз яростнее, зрелищнее. А, может, был бы смысл эти многие миллионы долларов потратить на доступные секции картинга для ребятишек, как это было «при социализме»? И на десяток трасс и автодромов для россиян, а не для формулы один? Для миллионов своих водителей, для трасс картинга – молодым, чтоб учились ездить. Потому что сейчас картинг – дорогое удовольствие. А «Кубок президента России по гольфу» переименовать в «Кубок президента России по картингу»: гольф – спорт нескольких десятков миллионеров, картинг – спорт десятков тысяч молодых, завтрашних водителей в стране, где в год гибнет под 30 тысяч человек и калечится 150 тысяч? А? Время программы истекло, но ее текст и аудиофайл вы найдете на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, друзья, на дорогах страны и жизни, запаса вам здоровья, оптимизма и, конечно же,- тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» на «Авторадио» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!