клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также честные и профессиональные инспекторы ГИБДД! Добрый день тем, для кого бензин пахнет, а не воняет, для кого сто километров не крюк и у кого проходит любая болячка, когда садится он за руль! С вами, как и всегда в это время, на волне «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко. Учитывая, что через час в прямом эфире «Авторадио» начнется новая часовая программа «Автофорум» на тему: «Автошколы. Как стать хорошим водителем», я решил этот выпуск «Автоликбеза» посвятить той же теме, так сказать, в поддержку новой программы. Тем более, что я об этом сотни раз писал, говорил, размышлял. А сегодня, в этой программе, – самое главное, выборки, квинтэссенция. Предваряя все страхи и трудности овладения профессией водителя в наступившей, наконец, в России автомобильной эре, – а вы приобретаете именно профессию водителя! – я скажу о том главном, ради чего это стоит делать: экономия времени и сил? Да. Только не в мегаполисах типа Москвы. В Москве водительство стало сегодня настоящей пыткой, из-за чего столицу начинаешь ненавидеть. Главное – вождение автомобиля это одно из самых мощных наслаждений в жизни, стоящее рядом… сами понимаете с чем. И водительский оргазм тем больше, чем совершеннее вы автомобилем владеете. Но предупреждаю заранее: учась вождению, вы испытаете не раз и панику, и паралич воли, и отчаяние, и ужас, и беспомощность, уверенность в том, что НИКОГДА! вам этого ремесла не осилить, но… Чем талантливее, терпеливее, мудрее будут ваши учителя, тем меньше отрицательных эмоций вам доведется испытать на этом пути. Вы получили права, но чувствуете себя еще «полуфабрикатом». Главный признак этого – вы боитесь, побаиваетесь садиться за руль. В этом случае не начинайте ездить самостоятельно. Аналогия с не умеющим плавать, которого идиоты бросают в воду, и он поплыл – здесь неуместна, она в большинстве случаев приведет к аварии, и не одной. Такой способ доучивания может иметь место на даче, в сельских местностях, на незагруженных дорогах и улицах. В городе найдите инструктора, не пожалейте денег на него и продолжайте обучение. Тем, кто ездит с инструктором (неважно, есть права, нет их) – когда можно от инструктора отказываться и пускаться в дорогу самостоятельно? Нет, не тогда, когда автоматизм управления автомобилем у вас налицо и все свое внимание за рулем вы расходуете только на отслеживание ситуации вокруг автомобиля, этого достаточно для незагруженных городов и дорог, а для мегаполиса мало. В железном и плотном, в суетливом потоке мегаполиса, прежде, чем выезжать самостоятельно, вы должны научиться чувствовать свой автомобиль в пространстве, то есть – уметь, глядя в зеркала, определять расстояние до сзади идущих автомобилей и их скорость – обязательно! И от инструктора можно отказаться тогда, когда вы с ним накатаете свои обычные маршруты: на работу, на дачу, в супермаркет, в детский садик за ребенком, когда инструктор станет вас уже тяготить, и вы начнете даже подлихачивать за рулем, зная заранее, каких знаков и какой разметки ждать за поворотом, на следующем перекрестке. Отказавшись от инструктора, начинать самостоятельную езду надо ни в коем случае не в часы пик, а рано утром или поздно вечером, в выходные, но обязательно – КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Полчаса, час - максимум. Начав ездить самостоятельно, при освоении новых, незнакомых маршрутов, старайтесь выбрать тихоход-грузовик, идущий в нужном вам направлении, и, следуя за ним, изучайте дорожную инфраструктуру: знаки, разметку, где, как и куда можно повернуть. А теперь – формула идеального водителя, я ее вывел. Для водителя смерть от жизни отделяет только прослойка опыта. В первые месяцы вождения она тонкая, как полиэтиленовый пакет. С годами и километрами - утолщается. Но какой бы толстой она ни была, прослойка опыта начинает уменьшаться при увеличении скоростей. Потому что скорость ошибки не смертельные (и чужие, и свои) превращает в смертельные. Проехав за сорок лет более двух миллионов километров, дважды обогнув за рулем Земной шар и побывав в полутора десятках аварий, я честно и объективно ощущаю свой опыт - одеялом. Может быть, пуховым. Но не более. Заметил закономерность: ЧЕМ ОПЫТНЕЕ ВОДИТЕЛЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ОСТОРОЖНИЧАЕТ. И не потому, что в себе не уверен – в себе-то он как раз уверен: дай ему перекрытую трассу - равных не будет. Но вокруг него не перекрытая трасса, А ОГРОМНЫЙ, ЖИВОЙ, ЕЖЕСЕКУНДНО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР. И опытный водитель, настоящий профессионал, едет осторожно потому, что в каждое мгновение движения ВИДИТ БОЛЬШЕ ВАРИАНТОВ ЧУЖИХ ОШИБОК, чем их видит менее опытный водитель, и едет так, чтобы быть защищенным и от них. Что такое идеальный водитель? Первое и самое простое – уметь хорошо управлять автомобилем. Второе – уметь прогнозировать опасность. Третье – объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. И четвертое, обобщающее все эти умения, – умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности. И тот водитель, который ездит хуже вас, не умеет входить и выходить из заносов, как вы, но у него лучше вашего развито чувство опасности, он объективнее, чем вы, свое мастерство оценивает и умеет вовремя противопоставить риску адекватную безопасность, - этот водитель лучше вас. Первая, составляющая понятна: уметь хорошо управлять автомобилем. Тут впереди всех спортсмены, профессионалы – потому что это умение - пропорционально опыту, то есть – пройденным километрам. Можно кое-что из приемов вождения изучить и в классе, на тренажере, но очень мало. Главный учитель в умении хорошо управлять автомобилем – сама дорога. Вторая составляющая - уметь прогнозировать опасность. Другими словами – уметь правильно оценивать степень риска в каждое мгновение движения автомобиля. А для того, чтобы прогнозировать опасные ситуации, предсказывать, их надо знать – чувство опасности, оказывается, можно и нужно тренировать. В принципе, типичных, самых распространенных, аварийных ситуаций не так уж и много – несколько сотен. И почти все можно и нужно постигать в учебном классе, а не на собственной шкуре за рулем. Третья составляющая – умение объективно оценивать собственные навыки управления автомобилем. А вот здесь без опытного не только инструктора, но и без психолога не обойтись. И, наконец, четвертое, чем обладает в полной мере идеальный водитель. Оно обобщает все эти три умения и как раз и является формулой идеального водителя – УМЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ РИСКУ КАЖДОЙ СЕКУНДЫ ДВИЖЕНИЯ ДОСТАТОЧНЫЙ ЗАПАС БЕЗОПАСНОСТИ. Тут уж никаких ни курсов, ни обучений не надо – если предыдущие три составляющие у водителя есть, то умение противопоставить риску каждой секунды движения достаточный запас безопасности приходит как бы само собой, с опытом, с пройденными километрами. Сначала у такого человека будет слишком большой запас надежности, безопасности, потом все меньше и меньше, но всегда – достаточный для того, чтобы не попасть в ДТП. Причем, не только по своей вине, но и по чужой. Время программы «Автоликбез» истекло, но через час вас ждет программа «АВТОФОРУМ», где с интереснейшим и компетентнейшим гостем и с моим соведущим Юрием Новиковым мы «подымем» тяжелейшую и важнейшую тему: «Автошколы. Как стать хорошим водителем» - что мы имеем в автошколах, чего нам в них не хватает, стоит ли покупать права и т.д., и т.п. Удачи, друзья, на дорогах страны и жизни! Запаса оптимизма, здоровья и. конечно же – тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» на «Авторадио» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!