клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также честные и профессиональные сотрудники ГИБДД! Добрый день тем, для кого слово Родина не пустой звук, кто умеет быть благодарным старшим поколениям, веря в жизненное правило: как мы с ними, так и наши дети – с нами. А с вами, как и всегда в это время на волне «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко. В прошлом году перед Днем Победы у меня была программа с таким же названием. Но тогда речь шла главным образом о ленд-лизе, потому что его составляющая в нашей Победе 65 лет назад была гораздо большей, чем собственная, то есть – производство отечественных автомобилей. 600 тысяч автомобилей воевало с фашистами на стороне русских за все 4 года войны. Из них 400 тысяч приплыло из-за океана и из-за Ла Манша, причем, первоклассных, как вы понимаете, автомобилей и всего 200 тысяч произведено было на территории Советского Союза. И я повторю два главных момента прошлой программы, о ленд-лизе, они очень важны. Как вы думаете, мог ли простить генералиссимус Сталин вот такие слова маршалу Жукову: «…Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии…» И Сталин Жукову не простил не только этих слов, но и его бешеной популярности - она становилась опасной для вождя. По-моему, точнее всех определил «вес» именно автомобильной составляющей Победы нарком внешней торговли страны в то время, руководивший (с 1942 года) приёмом союзных поставок по ленд-лизу, Анастас Иванович Микоян, цитирую: «Возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути, около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а…- задумчиво протянул Микоян.- Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали». А теперь я расскажу вам о российских, о советских автомобилях, которые привезли нас к Победе. Но сначала несколько цифр. Если за один – за один предвоенный 38 год в СССР было произведено 212 тысяч машин всех типов – грузовых и легковых – то за четыре года войны – на 7 тысяч… меньше. А почему так? Как вы уже знаете – из-за ленд-лиза. И уже к середине войны на наших автозаводах сложилась уникальная ситуация: на них стекались образцы машин со всего света – американские, английские, трофейные немецкие, чешские, итальянские и прочие. Их разбирали, изучали и, обобщая передовой мировой опыт, делали свои. Нет, делали-то автомобили максимально простые и даже примитивные: с деревянными кабинами, подножками, со сварными, а не штампованными крыльями, потому что прокат металлического листа с юга страны немцы отрезали, с одной фарой – на войне много света – вредно. А вот начинали делать – начинали делать машины, изменившие мир. В частности – «Победу». Кстати, знаете, когда в Москве, на ЗИСе – заводе имени Сталина, а ныне – на ЗИЛе – заводе имени Лихачева, – начали проектировать представительский автомобиль – большого черного крокодила для первых лиц страны? В 42 году! А уже через три месяца после Победы он пошел с конвейера. А знаете, когда на ГАЗе начали рисовать на кульманах легендарную «Победу»? В начале 43-го ее главный конструктор Андрей Александрович Липгарт уже докладывал правительству о ходе работ над ней! А 6-го ноября 44 года, за полгода до дня Победы, он сам, лично, впервые вывел «Победу» через заводские ворота. Чем же еще славен советский автопром в период Великой Отечественной войны? ГАЗ-67 в конце 42 года создали, помните,- легендарный американский «Виллис» без дверей? Наш тоже был без дверей, похож на «Виллис» как брат родной, но когда бойцы на фронте – было такое – сцепляли тросом задки нашего «газона» и «виллиса», наш без труда американца перетягивал, поскольку развивал тяговое усилие больше того почти на 20 процентов. Когда немцы решили накануне Курской битвы сровнять ГАЗ с землей и за июнь совершили 25 налетов на него и каждый – несколькими эскадрилями, то американцы, чье оборудование стояло на ГАЗе и многие наши специалисты сказали: «На восстановление завода потребуется самое меньшее - год». «Что?!- не поверил им Иосиф Виссарионович: - Акопова ко мне!» И нарком среднего машиностроения товарищ Акопов после разговора с вождем поехал лично в Горький, и привез с собой 35 тысяч ремонтников, и работали они без выходных по 18-19 часов в сутки (!) и знаете, за сколько развалины опять превратились в завод? Догадайтесь с трех раз. Ровно за сто дней! В октябре 43-го конвейеры заработали! А когда в конце 42 года московский ЗИС однажды, к концу рабочего дня, остался без рулей, таких черных, как бы из эбонита, помните, - завод немцы разбомбили? Что тут сделаешь? Не квадратные же рули из прутков железных гнуть? Двадцатидвухлетний фронтовик (!) Иван Лихачев, директор ЗИСа, дал команду и сам засучил рукава – уже к утру были готовы не только чертежи и технология деревянного руля, но и изготовлен был к утру (!) его опытный образец! А через три (!) дня с конвейера сходили ЗИСы с деревянными рулями. Рулями, которые сейчас – высший шик и меньше 300 баксов не стоят. А когда весной 42 года, в распутицу, стало ясно, что артиллерию по нашему бездорожью таскать нечем, уже в сентябре первая партия колесно-гусеничных ЗИС-42 была отправлена на Сталинградский фронт. А ее создатель инженер Сонкин получил Сталинскую премию. Еще один выдающийся автомобиль войны – «БА-64» – бронеавтомобиль на базе… того самого первого советского джипа, о котором я уже говорил. Бронеавтомобиль получился на славу – проходимый, двухместный – водитель и командир-стрелок. Защищен броневик был не столько броней, которая всего-то толщиной была около сантиметра, ну - полтора, сколько ее наклоном – рикошетили и пули, и осколки даже после прямого попадания. Да и красивым броневичок оказался, даже по нынешним временам – такой лапа-ребристый Чебурашка – Сталинскую премию за него Виталий Андреевич Грачев, конструктор, получил. В мире есть только одна страна, где существительное Победа пишется с большой буквы. Та страна, которая отдала за нее 27 миллионов жизней. С Днем Победы, вас, друзья! Напоминаю вам, что ветераны Великой Отечественной принимаются в наш Клуб АВТОЛИКБЕЗ бесплатно, и необязательно в качестве водителей – пешеходами, пожалуйста. Сайт Клуба albz.ru, телефон 8-800-200-27-05. Время программы истекло, но ее текст и аудиофайл имеются на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, друзья, на дорогах страны и жизни, запаса вам здоровья, оптимизма, и, конечно же, тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!