клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья-пешеходы, а также чуткие к людям, честные и профессиональные инспекторы ГИБДД! Добрый день тем, кто не ноет, что у нас не нарушать правила невозможно. Приветствую тех, кто принципиально не нарушая, получает от этого удовольствие, потому что чувствует себя цивилизованным и сильным! С вами, как и всегда в это время, на волне «Авторадио» программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко. Когда наши люди советуются с друзьями, специалистами – какой автомобиль им купить, их требования к автомобилю начинаются с двух слов, которые могут меняться местами: «безопасность и надежность». Когда их спрашиваешь: «А что вы понимаете под безопасностью?», почти все отвечают: «Ремни, подушки безопасности», иногда вспомнят о краш-тестах и примерно половина опрошенных вспоминает аббревиатуру ABS – антиблокировочная система. Из этой половины меньше половины правильно назовут все её функции: предотвращение блокировки колес, обеспечение управляемости во время торможения и сокращение тормозного пути. Четверть водителей вообще не знают, что это такое, а остальные 32 процента будут путаться и бродить где-то недалеко от истины. Об антизаносной системе ESP - Electronic Stability Programme - знают всего 18 процентов российских мужчин и 8 процентов женщин. А о системе аварийного торможения BA (Brakе Assist) знают и того меньше - 4 процента россиян. И не просто россиян – водителей! И потому, покупая автомобиль, они выбирают любые опции: ксенон, музон, кожаный салон, коробку-автомат, кроме самых нужных, обеспечивающих настоящую, современную безопасность, которая как небо от земли отличается от той, к которой мы привыкли. Откуда эти цифры? Лидер и первооткрыватель этих систем немецкая фирма «Бош» совместно с компанией АС Nielsen в 25-минутном личном интервью опросили 1306 российских водителей, средним возрастом 35 лет, средний возраст их автомобилей 3 года, ежегодный пробег около 29 тысяч километров. В общей массе опрошенных - 28 процентов женщин и 72 процента мужчин, из них имели новые автомобили 70 процентов, подержанные – 30 процентов. Опрос производился в семи федеральных округах, от Дальневосточного до Северо-Западного. Подобные же опросы и исследования автомобильного рынка этими фирмами проводились в Китае, Бразилии, Японии, в странах Европы, в США. И мы теперь можем сравнить себя с другими. Итак. Начнем с того, что российские лидеры безопасности – ремни, подушки, краш-тесты – все это средства пассивной безопасности, а системы АBS, ESP, TCS и ВА – активной. То есть ремни, подушки, безопасность автомобиля при ударах, спасают жизни и здоровье во время аварии, а активные – активно авариям препятствуют, предотвращают их. (Отмечу в скобках то, что далеко не все водители знают – подушки спасают жизнь даже в самых страшных авариях, но могут убить человека при пустячном столкновении – если он не пристегнут ремнями. Его непристегнутое тело идет вперед, правее, левее – неважно, а выстреливающие навстречу с силой чемпионского боксерского удара подушки, перебивают шейные позвонки.) Принцип работы ABS: датчики, установленные в районе ступиц колес, получают и передают информацию 25 раз в секунду. И когда автомобиль движется, а колесо стремится перестать вращаться, они молниеносно снижают давление в тормозной системе, растормаживают колодки. И как бы остервенело вы ни давили на тормоз, колеса продолжают вращаться, обеспечивая при этом максимально возможное торможение. Таким образом, автомобиль одновременно получает и минимальный тормозной путь, и обладает управляемостью. Те же датчики обеспечивают и работу антипробуксовочной системы TCS – при резком нажатии педали газа или при застревании автомобиля в снегу, в грязи, автоматика отстраняет вас от управления педалью газа, а управляет двигателем сама: ровно столько дает ему топлива, чтобы колеса не пробуксовывали и ваш автомобиль смог выбраться на дорогу. Противозаносная система ESP или система динамической стабилизации гораздо сложнее, но строится она тоже на базе ABS и потому ESP без ABS не бывает, только добавлены датчики угловых скоростей. Как только ваш автомобиль получает хоть какое-то смещение относительно вертикальной оси, то есть – идет в занос – одни колеса подтормаживаются, другие ускоряются, и автоматика автомобиль выравнивает, одновременно уменьшая скорость. Напоминаю: скорость обмена информацией между датчиками на колесах и агрегатами систем активной безопасности последнего, девятого поколения – 25 импульсов в секунду! Недавно я побывал в Швеции, где неподалеку от Полярного круга семь лет назад "Бош" построил, а сам король Швеции открыл зимний испытательный центр именно этих, активных систем безопасности. Я летел туда шесть часов, двумя самолетами, второй был небольшой, двухмоторный, я зевал от недосыпа, вспоминал все, что знал об этих системах, все, что выудил из Интернета и думал: для чего такие муки? Я бы и без Швеции, не выходя из дома и Интернета, описал бы их все и их работу - в стихах и красках. Какой же я был дурак! Я в таком восторге от этой поездки – вы знаете, что я там ощутил? Я ощутил десятки раз (!) то, что никогда в реальной жизни не чувствовал – то, что обычный водитель чувствует за секунду до тяжкого ДТП или - до гибели. И десятки раз я этого ДТП и этой гибели избегал, включая кнопку ESP. А дело было так… Машины все БЕЗ ШИПОВ, на зимней резине: «Аudi А-4», «А-4 Quattro», то есть полный привод, кроссовер «Q-5» и «Toyota Yaris» Первое упражнение - разгон до девяноста. Впереди – левая полоса дороги - сухой асфальт, правая – лед, причем полированный! На спидометре 90, пускаю машину пополам – под левыми колесами асфальт, под правыми – полированный лед. Команда инструктора: «Стоп!» Бью изо всех сил ногой по тормозу. И обалдеваю – машина замедляется, словно вся на сухом, идёт ровно, чуть, правда, рыскает и я реагирую рулем, выравнивая ее, но чувствую, что автоматика это делает и без меня. Совершенно неведомые ощущения! Упражнение два: так называемый «лосиный тест» – то есть объезд неожиданно возникшего препятствия: на скорости 80 по плотному укатанному снегу – без шипов! - по команде «стоп!» одновременно: удар по тормозам и руль резко влево, вправо – едет! Объезжает!! Слушается, как покорная коровка. И это противоречит всем моим сорока водительским годам – нереальные ощущения! Третье упражнение: «переставка». Разгоняешься опять же по снегу, опять до 80, входишь на полосу из конусов слева и справа и, следуя им, - резко руль вправо, меняя полосу – выравниваешь и! – о, чудо: ни один конус не задет, двигатель сам сбрасывает обороты, «переставка» сделана. И это тоже не укладывается в мозги: ну, как?! Да, я всю жизнь ездил на машинах безо всех этих систем и только лет пять назад почувствовал работу ABS, а сейчас у меня машина и с ESP, и на тест-драйвах у меня были машины со всеми системами, но в тест-драйвовской жизни у меня, слава богу, не было пограничных ситуаций, да и не нужны они были сто лет в обед! А тут!.. Ведь потом все те же участки, те же упражнения я десятки раз проходил с отключенной ESP и КАЖДЫЙ этот раз должен был стать для меня последним: машина не слушалась - шла боком, улетала, вращалась, как волчок, вздымая облака снежной пыли. Я был бы трупом или, в лучшем случае, калекой, если б попал в такие ситуации на любой дороге, а не на полигоне, на севере Швеции, рядом с Полярным кругом... На сегодня достаточно, друзья, время истекло, продолжу в следующей программе. (Снимки испытаний будут опубликованы в разделе сайта ФОТОАРХИВ во вторник) * * * Клуб АВТОЛИКБЕЗ живет и процветает, чего и вам желает. В него вступают не только те, кто попал в ситуацию, а для того, чтобы не попасть в ситуацию, чтобы быть защищенным от произвола инспекторов, страховщиков и мошенников. Это наша автомобильная партия. Пилоты АВТОРАДИО принимаются в Клуб на льготных условиях, все подробности для всех на сайте Клуба - albz.ru Многоканальный телефон Клуба все тот же: 8-800-200-27-05. Удачи вам, друзья-автомобилисты, на дорогах страны и жизни и запаса тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее автор-ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!