клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Представление о том, что в любом государстве, кроме официальной системы власти, есть ещё и тайная, является достаточно распространённым. Будем считать (чисто гипотетически), что оно так и есть. Внешняя власть – все эти премьеры-президенты – ширма, а правят совсем даже другие люди.
Вопрос в том, где этих людей искать. Обычно предполагается, что «тайные правители» — это именно что ДРУГИЕ люди. Которые не показываются на телеэкранах, не появляются в Кремле или в Белом Доме (разве что под большим секретом), чьи имена никому не известны, и так далее. Сидят они где-нибудь на Мальдивах (или на тайной базе в Антарктиде) и оттуда дёргают за ниточки. На самом деле это неудобно и небезопасно.
Держать «тайные» структуры слишком далеко от явных – значит, лишать себя ценной информации, а то и провоцировать легальную власть на попытку отложиться и взбунтоваться. Управляемых нужно держать поближе, чтобы всегда знать их планы. Иначе «тайные правители» могут в один прекрасный момент оказаться в положении Горбачёва в Форосе. Книгу лучше всего прятать в библиотеке, труп среди трупов. Тайную власть лучше всего прятать внутри явной. Поэтому тайные правители, если они и есть, находится точно там же, где и явная – более того, состоит из тех же самых людей. Просто, помимо официальных отношений, их связывают ещё и отношения иного порядка – сообщничество.
То есть «тайная власть» — это не параллельная система власти, а «система, нарисованная на системе». Можно ли их, однако, вычислить? В общем, да. По одному признаку: несменяемости. Тайные правители несменяемы не только потому, что это приятно – вечно править, пока не накроет Альцгеймер. Просто они должны иметь какие-то преимущества перед правителями легальными и общепризнанными. Самое первое, что приходит на ум – опыт. «Официальный правитель» либо живёт недолго (как в старые добрые времена), либо быстро сменяется «демократическим путём» (как это принято сейчас). Тайного же правителя начинают готовить с младых ногтей (лет этак с пяти) – а правит он до глубокой старости.
Понятно, что если у человека за спиной лет сорок практики принятия решений высокого уровня, то он обыграет любого «прижыдента», которого годика на четыре подпустили к рулю. Обыграет просто за счёт огромной практики. Из несменяемости вытекает ещё одно – принципиальная безответственность. Криптократ никогда и ни за что не должен отвечать – ну разве что перед такими же криптократами. Впрочем, ворон ворону глаз не выклюет: если цена ошибки криптократа – миллион жизней лохов, то товарищи по клубу его в худшем случае слегка пожурят. «Быстро и страшно» карается только нелояльность криптократии в целом, а таких дураков в системе нет…
Так что криптократ обычно непотопляем. Безответственность же может быть обеспечена только на вполне определённых позициях. Достаточно высоких, чтобы быть встроенным во властный механизм. Но – всегда таких, чтобы в случае любого облома остаться чистеньким: «я просто исполнял приказы» (которые, разумеется, отдал какой-нибудь «законно избранный прижыдент» или «великий фельдгенералиссимус»).
Иной раз криптократ может даже некоторое время погреть заметное кресло – но недолго. В большинстве же случаев он всегда наверху – но никогда не на виду. В таком случае логичнее всего предположить, что основу тайной власти составляют неснимаемые чиновники высокого уровня. Поэтому на том же Западе криптократов стоит поискать, например, среди судейских. В ту же систему входят сотрудники спецслужб, разных уровней, но тоже достаточно высокого – и опять-таки несменяемые. Всякие «технические люди», «секретари» (почему-то переживающие всех своих начальников). Какое-то количество «политических пенсионеров»: уход от дел – тоже неплохая маскировка, зато связи и контакты такого политического старичка могут простираться на весь шар земной.
Допустима кооптация некоторых видных деятелей «на вольных хлебах»: не исключено, что какой-нибудь популярный телеведущий, десятилетия не слезающий с экрана – один из криптократов. Впрочем, имеет смысл также присмотреться к владельцу телеканала. Туда же — всякого рода «попов, раввинов и мулл», не всех, а «влиятельных». И так далее. Разумеется, криптократия имеет не только верх, но и низ.
Какой-нибудь там старший архивариус отдела документации в серьёзной конторе, симпатичнейший старичок в поношенном чёрном сюртуке, про которого никто не знает, откуда он, собственно, взялся (ибо вышел на работу полвека назад), зато всем известно, что он абсолютно незаменим – потому что только он разбирается в запутанной архивной системе и знает, где какие папки лежат. И на него все молятся — «что бы мы все делали без старой архивной крысы Джонса». А что Джонс начальнику серьёзной конторы «тыкает», а начальник иной раз перед стариком Джонсом вытягивается по струночке – ну так это, наверное, у него уважение к старым проверенным кадрам. «У нас культурная страна».
Логично также предположить, что часть «низшей криптократии» составляют всякие «специальные слуги» — те же секретари (личные), семейные врачи и даже повара. Иной старый добрый «доктор Ватсон» обслуживает три-четыре поколения двадцати очень важных семей, за всеми присматривает, про всех всё знает (включая очень интимные тайны), «и вообще». Кстати, уже двадцать лет лечит геморрой у генпрокурора, заодно пользует простатит начальника отдела спецопераций в каком-нибудь интеллигентном сервисе. Очень хороший специалист, старая школа, знаете ли.
Да, кстати, к теме всяких «тайных обществ» и «масонских лож». Всё это, разумеется, существует. Вот только не нужно думать, что «ложи» ПРАВЯТ. Они ОБСЛУЖИВАЮТ криптократию, это да. Но если кто-то воображает, что Великий Ахредуптус Ложи Внутреннего Востока может отдавать приказы какому-нибудь входящему в ложу какому-нибудь средневысокопоставленному закоренелому холостяку (ЕВПОЧЯ), это вы сильно ошибаетесь. Ибо этого самого Ахредуптуса в случае чего «закоренелый холостяк» вызовет к себе в кабинетик и омужичит без вазелина. Ибо дело Ахредуптуса – поддерживать функционирование системы, а не «править». В лучшем случае его можно сравнить с шофёром, который везёт честную компанию куда-то вдаль. Он, конечно, «за рулём» — но не он решает, куда ехать. А как раз компания. Впрочем, не будем останавливаться на этой теме – «не пора» (с).
Промежду прочим, подобная система власти описана в отечественной литературе – у Стругацких. Так, в «Обитаемом острове» именно по таким принципам функционирует власть «неизвестных отцов»: это группа товарищей, занимающих вполне официальные посты (типа генпрокурорского), но связанные ещё и «особыми отношениями». Правда, у Стругацких об их существовании местное население хотя бы знает. Но это на неприличной планете, где диктатура и излучатели. На приличных планетах неприличия не допускается – как на Земле. Где, конечно, есть Мировой Совет – а в Мировом Совете есть дедушка Горбовский, очень старенький, со странными привычками (в том числе с привычкой выживать во всех масштабных катастрофах). «Самый добрый из людей». Лежит себе на кушеточке, а перед ним начальство КОМКОНа по струночке тянется. Кстати, закоренелый холостяк. Что касается реальности нашей грешной. Поскольку Эрефия — "страна" ещё менее приличная, чем Саракш, и всё делается очень грубо и банально, то и наши криптократы плавают на самой поверхности.
Например, абсолютно непотопляемый Чубайс, который «во всём виноват», которого полстраны ненавидело люто – и который ВСЕХ ПЕРЕЖИВЁТ, причём это «все понимают». «Известный отец».
К.Крылов
http://krylov.livejournal.com/1945532.html
http://nnm.ru/blogs/Lynx91/sekret_realnoy_vlasti/#cut
Где взять подлокотник не знаю!