клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Новая хронология Фоме́нко–Носо́вского — научная теория, созданная московскими математиками Фоменко А.Т. и Носовским Г.В., основанная на исследованиях числовых и качественных характеристик исторических сообщений повествовательной и астрономической природы. Эта теория опирается на математические методы и имеет два основных результата:
Ряд преимущественно гуманитарных академиков, не приводя серъёзных доказательств и демонстративно уклоняясь от научной дискуссии, объявляли математическую теорию Фоменко и Носовского лженаукой, признавая научный статус только за традиционной хронологией, созданной филологом Иосифом Скалигером и богословом Дионисием Петавиусом в начале XVII века.
В правильности исторической хронологии сомневались с середины XVI века, ещё при её создании. Так, французский учёный Ж. Боден критиковал астрологический метод датирования событий, применявшихся его современниками — Ю.Ц. Скалигером и Дж. Кардано; профессор Саламанкского университета де Арсилла тогда же утверждал, что вся античная история выдумана средневековыми монахами. В XVII—XVIII веках с критикой общепринятой хронологии выступали И. Ньютон, Ж. Гардуэн (1646—1729) и П.Н. Крекшин. В конце XIX века приват—доцент Базельского университета Роберт Балдауф оспаривал традиционную хронологию в своём труде «История и критика», первый том которого вышел в 1903 году. Аналогичные идеи высказывал Эдвин Джонсон.
Фундамент «Новой Хронологии» был заложен Н.А. Морозовым — русским учёным первой половины ХХ века. Именно он написал работы, переосмысливающие хронологию древней истории вплоть до XIII века и подтолкнувшие дальнейшие исследования в этом направлении. Н.А. Морозов первым из учёных применил в исторической науке естественно–научные методы исследования. Поначалу работы Морозова были встречены с интересом. Сам термин «Новая хронология» родился в 1925 г. в его дискуссии с историком Н.М. Никольским. Некоторые западные историки, например, Иммануил Великовский, использовали идеи Морозова для обоснования теории «катастрофизма», которая отчасти объясняла факты, указанные Морозовым, но придерживалась средневековой концепции цикличности и «смены царств». Начиная с середины 1930—х годов закулисными хлопотами традиционных историков интерес к историческим трудам Н.А. Морозова был погашен.
В середине 1960—ых годов математик М.М. Постников попробовал обсуждать хронологические идеи Н.А. Морозова с профессиональными историками, однако успеха в этом предприятии не достиг. Историки, к которым обращался М.М. Постников, не принимали математические методы как средство, полезное исторической науке.
В начале 1970—х годов проблемами хронологии заинтересовался сотрудник мехмата МГУ Анатолий Тимофеевич Фоменко. Занимаясь небесной механикой, он проанализировал непонятный феномен в движении Луны, описанный американским астрофизиком Робертом Ньютоном. Р. Ньютон восстановил движение Луны в прошлом по сведениям об античных солнечных и лунных затмениях и обнаружил, что это движение не согласуется с современными астрономическими моделями. На этом основании Р. Ньютон предположил влияние неизвестных доселе астрономических факторов. Изучив результаты Р. Ньютона, А.Т. Фоменко выдвинул гипотезу, что причиной непонятных результатов является ошибочная датировка древних затмений.
Профессор Постников, интересовавшийся вопросами хронологии в 60—ых, рассказал Фоменко о работах Н.А. Морозова, который также указывал на неверную датировку исторических событий. Проблема датировок показалась интересной, и А.Т. Фоменко совместно со своим коллегой А.С. Мищенко организовали спецсеминар по хронологии, на котором результаты Морозова подверглись серьёзному пересмотру. Фоменко согласился с Морозовым в том, что традиционная хронология неверна, но разошелся с ним в оценке того, сколь далеко она ошибочна. М.М. Постников же, в свою очередь, усомнился в этом радикальном пересмотре морозовской теории, и к тому же считал невозможным реконструкцию правильной хронологии без помощи профессиональных историков.
К началу 1980—ых вокруг А.Т. Фоменко стали собираться математики, историки, физики, заинтересовавшиеся хронологическими проблемами. Первоначально речь шла о новых методах датирования исторических событий и усовершенствовании методов Морозова. Тогда был разработан ряд новых статистических методов, позволявших восстановить правильную хронологию на основе формального анализа письменных источников. За 1980—е годы А.Т. Фоменко с коллегами опубликовали около двадцати статей в научных академических журналах, в том числе и исторических. Результаты докладывались на конференциях и семинарах и стали достаточно известны среди специалистов.
В 1990 и 1993 годах вышли две хронологические монографии А.Т. Фоменко (в приложении ко второй Носовский Г.В. датировал православную Пасхалию и Никейский собор), тогда ещё без упоминания термина «Новая Хронология». В 1993—94 годах в научных издательствах США и Голландии выпущены три книги Фоменко по хронологии и её новым методам, общим объёмом около 1000 страниц.
И только после этого, в 1995 году Носовский Г.В. и Фоменко А.Т. печатают в издательстве МГУ первую книгу по «Новой Хронологии»: двухтомник «Новая Хронология Руси, Англии и Рима». В следующем 1996 году там же выходит двухтомник «Новая Хронология Греции» и,— в издательстве «Факториал»,— первая хорошо иллюстрированная книга — «ИМПЕРИЯ». Начиная с 1995 года книги по «Новой хронологии» выходят регулярно. K настоящему времени общее число крупных публикаций составляет около семидесяти.
После выхода «НХ Руси, Англии и Рима» теория А.Т. Фоменко приобрела широкую известность и, вместе с тем,— скандальную славу среди ретроградов. Историки–профессионалы сначала не замечают Новую Хронологию, а затем устраивают ей обструкцию. В массовых и исторических изданиях из этих кругов последовал поток истерической ругани. После печально–известного антиновохронологического решения Президиума РАН 2000 года, противники Новой Хронологии из числа историков стали делать вид, что этой теории никогда не существовало. Ими принят негласный запрет на упоминание хронологических проблем в подконтрольных журналах.
Политический спектр идейных противников Новой Хронологии широк: от либеральной В.И. Новодворской (ответы на форуме Демократического Союза) до патриота В.В. Кожинова (Несколько слов о «Новой Хронологии Руси» в «Истории Руси и русского слова») и деятелей фашиствующего РНЕ ([1]).
С другой стороны поддержку Новой Хронологии публично высказывали шахматист Г.К. Каспаров (см. статью о его выступлении в СПбГУП), логик, философ и социолог А.А. Зиновьев (предисловие «A Global Falsification of History» к книге Фоменко «History: Fiction or Science?»), писатель и политический деятель Э.В. Лимонов («Другая Россия»).
В России возникло несколько «новохронологических» групп, которые со временем перераспределились на кружки по историческим интересам. Среди них продолжают существовать «Хронотрон», «Империя» К. Люкова, «Криптоистория», осколки «Проекта Цивилизация» Кеслера–Иванова, новохронологические форумы И. Колосковой, ассоциация «Арт&Факт» и другие. Исследованиями по альтернативной хронологии занимаются и в других частях света: Йордан Табов (Болгария), Евгений Габович (Германия), Уве Топпер (Германия), Ливрага Рицци, Радош Бакич, Ханс–Ульрих Нимиц, Гуннар Хайнзон и многие другие. Их выводы иногда противоречат друг другу и заключениям Новой Хронологии.
К настоящему времени материалы по Новой Хронологии составляют десятки тысяч страниц, заполняющих сотни томов. Наиболее плодовитые авторы в этой теме — Морозов Н.А., Фоменко А.Т., Носовский Г.В.. Новая Хронология их трудами стала целостной научной теорией, со своими методами, разработками и выводами, в значительной мере отличающимися от продукта традиционных историков.
Методы НХ являются логическим развитием идей Н.А. Морозова и заключаются в следующем:
Применение этих методов позволило обнаружить полную систему хронологических сдвигов в ТХ. Особенно впечатляющие результаты были получены в отношении Библейской, «Древне»—Египетской, Римской и Русской истории.
Как сказано выше, математико—статистические методы исследования исторических текстов были заложены в работах Н.А. Морозова в начале ХХ века, но в трудах А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского они приобрели логическую полноту и относительную завершённость. Надо учитывать, что во времена, когда жил Н.А. Морозов, ещё не существовало инструментов для проведения значительных вычислений, необходимых для решения хронологических проблем статистическими средствами, а сама статистическая наука находилась в стадии становления, и поэтому результаты Н.А. Морозова имели скорее предварительный характер, указывая на возможные направления исследований. С появлением компьютеров и с углублением математической статистики, как науки, эти идеи смогли быть реализованы на практике. Статистические результаты А.Т. Фоменко, лежащие в основе Новой Хронологии, публиковались в академических журналах и монографиях, докладывались на международных, всесоюзных и всероссийских математических конференциях, на научных семинарах в Математическом институте им. Стеклова. Суть их заключается в следующем:
В традиционной истории описан хаотический процесс накопления научных знаний: сначала в античные времена наука и культура достигла высокого уровня; затем, в период «Тёмных Веков» эти знания были почти полностью забыты; однако в эпоху Возрождения научные знания античности, её история, язык и литература были восстановлены из небытия с поразительной быстротой и полнотой. Наука вернулась к «классической» латыни, забытой средневековыми схоластами, архитектура и живопись — к «подражаниям античности», и так далее. При этом считается, что хранителями и переписчиками античных языческих трудов в течение тысячи лет забвения были христианские монахи, иудейские и исламские начётники, несмотря на то, что оргиастическая культура многобожия была неприемлема для них в силу религиозных запретов. Такая картина развития цивилизации в Новой Хронологии считается невозможной.
Новая Хронология рисует иную, по сравнению с традиционной, картину развития мировых религий. Она даёт иные датировки священных событий и взаимоотношения между различными культами.
В традиционной истории считается, что иудаизм, индуизм, буддизм, античное язычество появились задолго до христианства и развивались относительно независимо между собой, а христианство позднее заимствовало у них некоторые мифы и обряды. Это мнение опирается на значительной схожести культов и на скалигеровской хронологии их происхождения.
Новая Хронология предлагает другое объяснение схожести религий: исторически первой мировой религией было доиисусовское христианство (в терминологии Н.А. Морозова — «ааронство»), впоследствии (примерно в XII—XIII в. н.э.) породившее родовое и апостольское христианское православие и, как отрицательную реакцию на него, — современный иудаизм. Борьба с православием «Империи» привела к оформлению католицизма и протестантизма разных толков и ислама, а миссионерская деятельность христиан на границах ойкумены — к появлению индуизма, буддизма, вудуизма, как синтеза христианства с шаманскими культами в местных социальных условиях.
Не затрагивая догматические вопросы религиозных учений и не опровергая сакральные их основы, Новая Хронология подвергает научному сомнению религиозные предания и традиции, что для всякой религии явление более болезненное, чем даже сомнения в догматах. Ведь под вопрос ставится возможность сохранения памяти о времени священных событий, и если даже это оказалось неисполнимым, — то с какой достоверностью сохранилась память об их содержании? Понимая всё это, руководители всех конфессий демонстративно не замечают существование Новой Хронологии и её выводов, но на неофициальном уровне предают её осуждению. Такие негласные осуждения уже следовали от функционеров Московской патриархии и иудаизма. В связи с этим, не является корректным утверждение, о том, что Новая Хронология не оспаривает ни одной из религий и может с ними сосуществовать в единой мировоззренческой связи. Надо отметить, что противоречие между Новой Хронологией и любыми религиями — это частный случай антогонизма между рационально—научным мировоззрением и иррационально—догматическим.
Новохронологи не признают непредвзятость, достоверность и научную добросовестность физических методов датирования, применяемых традиционными историками для обоснования конструкций, заложенных задолго до каких—либо попыток использования естественно—научных методов:
Они также возражают тому мнению, что скалигеровская хроно—шкала имеет документальное историческое подтверждение, по следующим причинам:
На основании Новой Хронологии выстраивается совершенно иная версия мировой истории, существенно отличающаяся от истории традиционной. Первые попытки «реконструкции», то есть,— восстановления правильной истории, были предприняты Н.А. Морозовым в его многотомнике «Христос». Но он осмелился пересмотреть историю только до IV в. н.э., а для более радикального пересмотра исторических представлений («апперцепций», в терминологии Н.А. Морозова) в ту пору не хватало научных оснований. Фоменко А.Т. и Носовский Г.В. уже достаточно вооружены для того, чтобы сделать ревизию мировой истории до XV в. включительно.
Новохронологическая история мира — это насыщенная версия исторических событий, в которой отсутствуют многочисленные «тёмные века» и возрождения версии И. Скалигера. Многие известные события в Новой Хронологии имеют другое значение и смысл. «Древние» ученые, писатели, исторические деятели действительно жили, но не в то время и не в том месте, как считалось ранее. Многие из них известны под разными именами, этим разным именам в традиционной истории приписаны и разные деяния. Например, Иван Калита известен и под именем Батый; маршал Жиль де Ре — как библейский Самсон; Иисус Христос — как египетский бог Осирис, завоеватель Иисус Навин, библейский царь Давид, учитель Церкви Св. Отец Василий Великий, римский император Юлиан Отступник, папа Григорий VII Гильдебранд, византийский император Андроник I Комнин. Классические ученые, писатели, которые традиционно считаются разделенными множеством веков, на самом деле были современниками — так, первохристианские богословы спорили не с последователями давно умерших античных философов, а с этими философами, известными под другими именами.
Новая Хронология согласует историю с древними преданиями, например, о том, что Русь крестил апостол Андрей, о наличии в гробницах египетских фараонов христианских символов, и таким образом становится ясным происхождение и истинное значение многих мифов. Находит объяснение и тот важный для человечества факт, что в Новое Время ускорился темп развития цивилизации, в то время как в древние времена, якобы, уровень развития науки и техники тысячелетиями оставался неизменным, а то и снижался. Согласно Новой Хронологии и морозовскому принципу «непрерывной преемственности человеческой культуры», развитие человеческого общества в мировом масштабе идёт с ускорением и накоплением цивилизационного багажа.
Новохронологи считают, что эта теория даже в настоящем, незавершённом своём состоянии применима для исследования исторической динамики. С её помощью можно осуществлять прогнозирование общественно–исторических процессов. Таким образом можно пытаться предвидеть исторические перспективы. Некоторые из них следовали уже из морозовского «принципа непрерывной преемственности человеческой культуры», который отвергает хилиастические прогнозы противников технического прогресса. Из теории НХ следуют и обнадёживающие геополитические выводы в отношении России и стран «третьего мира».
Подобно всякой революционной научной теории, Новая Хронология вызвала расслоение научного сообщества. Она подверглась осуждению со стороны некоторых известных учёных, например,— академиков РАН историков В.Л. Янина и А.А. Фурсенко, филолога А.А. Зализняка, физиков Нобелевского лауреата В.Л. Гинзбурга, председателя Комиссия по борьбе с лженаукой Э.П. Круглякова, члена Бюро Научного Совета РАН по астрономии Ю.Н. Ефремова и некоторых других. Эта группа контролирует ряд порталов Интернета, консультирует некоторые газеты, радиостанции, телестудии, через которые разносит мнение о «лженаучности» Новой Хронологии. Журнал Вестник РАН в одностороннем порядке много лет дискутирует с академиком А.Т. Фоменко, лишь однажды предоставив ему возможность для ответа (2002, № 2, в этом же номере редколлегия журнала декларировала «окончательное опровержение Новой Хронологии»). Для того, чтобы это сообщество приняло Новую Хронологию в качестве альтернативной научной гипотезы, новохронологам придётся обеспечить приятное истолкование всех опирающихся на традиционную хронологию суждений, а также объяснить противоречия Новой Хронологии со считающимися общепринятыми концепциями в тех областях науки, которые опираются на традиционную хронологию. Разумеется, — такого синтеза Новой Хронологии и хронологии Ветхой не будет никогда, и поэтому идейное примирение этих ветвей современной науки невозможно. Содержательная часть возражений против Новой Хронологии заключается в следующем:
Где взять подлокотник не знаю!
Любой школьник скажет, что вектор может быть положительным, отрицательным либо нулевым, так выглядит система координат -n,-2,-1,0,1,2,n. Но почему то в истории дат 0 год отсутствует. Поэтому общепринято считать, что тысячелетие начинается после 1001, 2001 года, что математически неверно - в тысячелетии 1000 лет, а не 1001.
-
Если попробовать изложить на примере арифметики начальных классов школы, то выйдет примерно так:
1 - означает что у вас есть одно яблоко, 2 - два яблока
0 - нет яблок, впрочем как и конфет, игрушек, и т.п.
в тысячелетии 1000 лет и именно поэтому новое тысячелетие начинается с первого года следующего за ним, т.е. 1001, а если быть еще точнее, то с первой секунды.
в сутках тоже 24 часа и начало суток начинается не с 0, а с 00:00:01.
0 - показывает только начало координат и первым значением по любой оси будет 1 с любым знаком и в том разряде с какой точностью вычисляется значение.
чего это я? это к математикам, они все более правильно объяснят и умных слов наговорят
GeneREA:начало суток начинается не с 0, а с 00:00:01.
не согласен, а что было между 0 и 1? пустота? А в хронологии есть такие даты как до нашей эры, это то есть до 1 года.
Если мы считаем время, например 5 лет назад, то во 2 году согласно общепринятому это будет -4 год, что не увязывается с математикой, 2-5=-3
ааа... у меня взрыв мозга! Люди переведите на человеческий - о чем тут речь?
у меня как обычно, все отлично
Вот для тех кто слабо представляет картинка. Общепринято что новая эра началась с 1 года, что с математической точки зрения как минимум некорректно.
Мое мнение что эра началась с 0 года, соответственно тысячелетие с 2000 года, а не с 2001
KIRR: не согласен, а что было между 0 и 1? пустота?
не согласен, а что было между 0 и 1? пустота?
между 0 и 1, в нашем случае 00:00:00 (оно же 24:00:00) и 00:00:01, есть еще 00:00:00'01, 00:00:00'02 и т.д.
точность измерения можно (теоретически) продолжать до бесконечности
в летоисчислении, хронологии не может быть 0 года до Н.Э., т.к. это будет не что иное как 1 год Н.Э.
интересно на каких часах вы видели 24:00 есть 23:59, 0:00 и 0:01, т.е. Вы считаете что новый день начинается после 0:01?
KIRR: Вот для тех кто слабо представляет картинка. Общепринято что новая эра началась с 1 года, что с математической точки зрения как минимум некорректно. Мое мнение что эра началась с 0 года, соответственно тысячелетие с 2000 года, а не с 2001
что есть "0" ? "0" (ноль, нуль) - есть ничто, другими словами отсутствие чего бы то ни было.
Простой вопрос: сколько у тебя спектр? Попробуй ответить исходя из своего утверждения.
GeneREA:Простой вопрос: сколько у тебя спектр? Попробуй ответить исходя из своего утверждения.
было 0, а стала 1 - все начинается с нуля, а не с еденицы (соответственно и выражение - начать с нуля)
KIRR: было 0, а стала 1 - все начинается с нуля, а не с еденицы (соответственно и выражение - начать с нуля)
начинается-то как раз с единицы
к тому же 2 год Н.Э. не означает, что прошло уже 2 года, а только то, что прошел 1 год и продолжается второй.
1 января 2001 года не означает, что прошло 2001 год, а лишь только 2000 лет, и так будет включая 31 декабря 2001 года.
отсюда и выражение "в текущем году"
возраст человека тоже указывают исходя из прожитых полных лет.
Ну дошло наконец. Вот я и говорю что это две большие разницы - общепринятое наименование и математические расчеты.
Вот пример: допустим мы в 2001 году празднуем начало 3 тысячелетия.
какой год был 2 тыс. лет назад?
2001-2000=первый год
а какой год был 2001 год назад?
2001-2001=0
неа, в данном летоисчислении будет не 0 год, а год Рождества Христова
возвращаясь к спектре, еще раз повторюсь, начинается с единицы, т.к. владельцем спектры ты стал с появлением у тебя этой самой спектры.
KIRR:было 0, а стала 1 - все начинается с нуля, а не с еденицы
тут вопрос филосовский. Все зависит от того на каком языке вы общаетесь. Например в сишарп, все начинается с нуля, а с виби с единицы (раньше было). Надо признать, что виби теперь тоже с нуля начинается все. Видимо начинать с нуля - все правильно...
а насчет тысячелетия - все просто. Когда начинается 5й десяток лет? Когда вам 40 или когда 41 год?