клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты, собратья пешеходы и честные, профессиональные инспекторы ГИБДД! Добрый день всем, кто знает и соблюдает главное правило жизненного успеха – занимается любимым делом и делает это изо всех сил. С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Первое использование автомобиля в военных целях в России датировано 1902 годом, когда в учениях под Курском приняли участие 10 автомобилей отечественного производства фабрики Петра Александровича Фрезе с французскими двигателями и трансмиссиями «Де Дион Бутон». Цитирую газету того времени: «Военная комиссия, осмотрев автомобили на площади, разместилась на автомобилях главного штаба и отправилась на Коломяжское шоссе, где их испытывали на крутейшем подъеме. После испытаний все автомобили были приняты комиссией в Военное ведомство. Груза на платформах было по 50 пудов. Этот груз рассчитан для грунтовых дорог, а для шоссе и города допускается нагрузка в 80 пудов. Скорость грузовых 8-сильных машин с полным грузом – 15 верст в час. Цена каждого автомобиля около 3 тысяч рублей.» Добавлю, что корова тогда стоила не больше червонца, лошадь – 40. Месячная зарплата учителя была около 20 рублей, рабочего – 30, полицейского – 40. Через два года, в 1904 году во время русско-японской войны для обслуживания штабов русской армии в нее было направлено… всего 10 легковых автомобилей. Потому что, видите ли, армия генерала Куропаткина растянулась на 20 верст. Естественно, что такую войну – без автомобилей - мы не могли не проиграть. Но и после поражения в ней российская армия очень тяжело и трудно автомобилизировалась и потому к началу Первой мировой главное военно-техническое управление императорской армии докладывало в Ставку, что автомобильные части укомплектованы автомобилями 214 марок, для которых требовались шины 139 типов и марок – а где их взять, если большая часть автомобилей русской армии была немецкого производства – страны, с которой воевали?! К тому же закупали в свое время что подешевле, а значит и постарее, и всего за 11 дней до начала первой мировой было утверждено «Положение о военно-автомобильной повинности», которое позволяло отправить на войну все гражданские автомобили – за 11 дней до войны! И, как вы думаете, сколько их, автомобилей, было мобилизовано? Всего 3562 легковых, 475 грузовых. И это было в России в то же самое время, когда одни только парижские таксисты сумели перебросить за пару суток на своих легковых такси целую армию! И как в такой стране большевикам не прийти к власти? Не сделали выводы из ситуации и большевики. Если в 28 году на вооружении Красной армии было всего 1050 автомобилей, через 9 лет, в 37 году, – 40 тысяч, то к началу второй мировой войны наша армия располагала 272 600 автомобилями. Причем, очень немалую их часть фашисты уничтожили в первые же месяцы войны. За всю войну наши заводы изготовили чуть больше 200 тысяч автомобилей. А знаете, сколько Красная армия получила автомобилей по ленд-лизу в основном из США? 401 тысячу! И потому мне хочется подробнее рассказать именно о ленд-лизе. А что вы о нем, собственно, знаете? Принято думать, что американо-английско-канадская помощь была настолько мизерной, что на исход войны никак не повлияла. Широко известна цифра – 4 процента. Мол, всего 4 процента от общего потенциала СССР она составила. Откуда взялась эта цифра? Ее впервые произнес председатель Госплана г-н Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Книга была опубликована в 1948 году. А через два года был арестован и расстрелян ее автор. Итак, правда об автомобильном ленд-лизе: «Ленд» - давать взаймы, «лиз» - сдавать в аренду. Помощь-то не бесплатная – за всю войну мы ее получили от Америки на 11,3 миллиарда тогдашних долларов, что равно сегодняшним 140 миллиардам. В законе о ленд-лизе было сказано, что имущество, утраченное в боях, выплате его стоимости не подлежит. Утраченным в войне Советский Союз посчитал около 99 процентов помощи. А оставшийся 1 процент мы выплачивали до 73 года, а потом просто отказались платить оставшиеся 680 миллионов из-за принятой в отношении нас дискриминационной поправки Джексона-Вэника. Англия последний платеж США за военную помощь произвела в позапрошлом году. Франция в 46 году компенсировала долг рядом торговых уступок, в числе которых прокат на территории страны американских фильмов. Долг Китая до сих пор покрыт плотным туманом. Но – по порядку. Итак: Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США и подписан Рузвельтом за три месяца до нападения немцев на СССР и назывался он на первый взгляд как-то странно: «Акт содействия обороне США». Но это только на первый взгляд. Согласно этому акту, президент США получил полномочия передавать военную технику, оружие, боеприпасы, стратегическое сырье, продовольствие, а также информацию правительству любой страны, оборону которой президент посчитает жизненно важной для обеспечения безопасности… США. Вот как надо жить и управлять страной, господа россияне! Как сказал о ленд-лизе президент Штатов Рузвельт: «Если у соседа пожар, то лучше дать ему шланг, чтобы пламя не перекинулось на твой дом». Как вы думаете, мог ли простить генералиссимус Сталин вот такие слова маршалу Жукову: «…Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии…» И я, ведущий «Автоликбеза», не случайно в канун Дня Победы, начав исследовать, если так можно выразиться, автомобильную составляющую Победы, подробно остановился на ленд-лизе. Потому что она, «материальная часть автомобильной составляющей» нашей Победы как минимум наполовину - от союзников. Но зато «человеческая» - вся наша, русских военных водителей, фронтовых шоферов. И, по-моему, точнее всех определил «вес» этой составляющей нарком внешней торговли страны в то время, руководивший с 1942 года приёмом союзных поставок по ленд-лизу, Анастас Иванович Микоян, цитирую: «Возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а…- задумчиво протянул Микоян.- Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали». А я добавлю – и сколько бы мы за этот год-полтора еще сотен тысяч или миллионов солдат потеряли? Ведь то, что полководческое искусство наших генералов, маршалов и одного генералиссимуса создавалось на преступных морях солдатской крови, когда в плену, в клещах оказывались многие армии, ни для кого сегодня не секрет. С Днем Победы, вас, друзья! Время программы, к сожалению, истекло, но все услышанное вы можете прочитать и подумать над ним на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, друзья мои, на дорогах страны и жизни, запаса вам оптимизма, весеннего настроения и, конечно же,- тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!