клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто знает и верит в то, что сильный это не тот, кто подрезает, влезает и нанизывает, а тот, кто пропускает и уступает! С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Вы никогда не задумывались над формулировками в милицейских протоколах ДТП: «водитель не справился с управлением»? Что такое «не справился с управлением»? Почему «не справился»? А не справился, и все. Кто там, в груде искореженного металла, будет выяснять причины гибели человека: не справился, и все, сам виноват: занесло, вышел на «встречку», может, уснул, может, с сердцем плохо. И никто не знает, никто не считал и не исследовал – как часто причиной аварии, гибели становятся неисправные тормоза. А вот у моей машины тормоза исправные, подумали вы, прекрасно работают, да и за уровнем тормозухи я всегда слежу, доливаю. Давайте выйдем на улицу и спросим у автомобилистов, имеющих автомобили с пробегом более 50 тысяч километров: «Когда вы в последний раз меняли тормозную жидкость?» -Да, я недавно взяла свежий "Пассат" с пробегом всего 70 тысяч километров, у него тормоза в порядке, уровень жидкости в бачке нормальный, а зачем ее менять, если она чистая? -Все собираюсь поменять, но некогда. Да и тормоза работают прекрасно. -А это где? Да, опросы и исследования, охватившие около 3 тысяч водителей, проведенные в 2000 году, показали, что каждый второй автомобилист находится в «группе риска»! Каждый второй не знает, что тормозную жидкость надо не только доливать, но и полностью менять каждые полтора-два с половиной года или каждые 30-40 тысяч километров пробега. Масло меняют, фильтры меняют, колодки тоже, а «тормозуха» – она есть в бачке, уровень нормальный, тормоза работают значит, все в порядке! Особенно это касается тех, кто покупает подержанные автомобили, в том числе и иномарки: а когда в них менялась тормозная жидкость? А ведь она постепенно набирает влагу из воздуха, особенно осенью и весной, в дожди, и всего 3,5 процента воды в ней заставляют и закипать ее от высоких температур, и провоцируют ржавление металлических трущихся сочленений тормозной системы, в том числе - зеркал тормозных цилиндров: ржавело, ржавело, а потом – бац! И заклинило! Или наоборот – от высокой температуры вода в тормозной жидкости превратилась в пар, в пузырьки пара и педаль в самый нужный момент – бац! - провалилась! Итак: тормозная жидкость. Красная тормозная жидкость БСК содержит пополам касторового масла и бутилового спирта. Кстати, касторку мы закупаем в Индии, так как своей не имели (и не имеем). Потом появилась ЭСК - «желтая жидкость», где присутствовало 60% масла и 40% этилового спирта. Оба продукта обладают отличными смазывающими свойствами, оптимальной вязкостью при температуре от - 25°C до + 70°C, они не поглощают влагу, никак не влияют на резину, и даже запах у них приятный. Однако граница закипания ЭКС - + 78°C, и ее производство поэтому было прекращено. У БСК кипение начинается при + 118°C, она пока выпускается, но нижний порог ее работоспособности – это – 20-25°C. При более низкой температуре в жидкости появляются сгустки касторового масла, которые закупоривают гидросистему, что повышает риск отказа тормозов. В России и поныне продолжают изготавливать тормозные жидкости на касторовой основе. Но во всем мире подобные продукты активно вытесняют «коллеги» на гликолевой основе, а для гоночных и полугоночных автомобилей за рубежом уже давно сконструированы тормозные жидкости на силиконовой основе. В странах с развитым автомобилестроением объем касторовых тормозных жидкостей не превышает 5%. Гликолевые тормозные жидкости готовят на основе гликолевых эфиров, добавляя к ним полигликоли, ингибиторы коррозии и противоокислители. Первой отечественной гликолевой тормозной жидкостью стала ГТЖ-22 с температурой кипения + 100°C и температурой застывания -60°C. Позже для автомобилей ВАЗ была разработана «Нева», которая противостоит кипению до температуры + 190°C и морозостойка до - 63°C. Поначалу казалось, что столь широкий температурный интервал является вполне достаточным. Но гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и способны поглощать влагу даже в таких герметичных местах, как колесные тормозные цилиндры, резиновые шланги, где идет процесс диффузии воды через материал, не говоря уже о расширительном бачке. Зарекомендовавшая себя в середине 70-х годов тормозная жидкость "Нева" полностью удовлетворяла требованиям в те годы: высокая температура кипения, хорошие вязкостно-температурные свойства, низкая агрессивность. Основным недостатком "Невы" является опять же гигроскопичность, т.е. в процессе эксплуатации жидкость увлажняется, снижается ее температура кипения и антикоррозийные свойства, поэтому смену "Невы" необходимо производить через 1-2 года эксплуатации. В начале 80-х годов взамен тормозной жидкости "Нева" была разработана "Томь", температуру кипения ее довели до 220С , кроме того, у "Томи" ниже агрессивность воздействия на детали из меди и латуни. С появлением массового переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 была разработана тормозная жидкость "Роса", которая характеризуется более высокой вязкостью при -40С, и более высокой температурой кипения. Популярность этих тормозных жидкостей на отечественном рынке остается пока очень высокой, хотя уже давно автопроизводителями при первой заливке на конвейере применяется более современная жидкость класса ДОТ-4. Как ни странно, но в России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы. И что же мы имеем? Тормозные жидкости бывают трех видов, в зависимости от основы: минеральные, гликолевые и силиконовые. Их, естественно, нельзя смешивать. Ну, о минеральных я уже рассказал – это продукт вчерашнего дня. Однако, на автомобилях, выпущенных более двадцати лет назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости, или придется менять все манжеты. Гликолевые тормозные жидкости имеют в качестве основы полигликоли и их эфиры. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основной недостаток гликолевых жидкостей - гигроскопичность. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как их свойства ухудшатся. Силиконовая тормозная жидкость изготавливается на основе кремний-органических полимеров. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Но их применение ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают: ДОТ 5 – SBBF - «silicon based brake fluids» - первая буква S означает силиконовую основу. А, например, ДОТ-5.1 NSBBF – «нон силикон», не на силиконе. А вот что такое ДОТ-3, 4, 5 и кое-что еще о тормозных жидкостях и их замене – в следующей передаче, а на сегодня достаточно. Все услышанное можно прочитать на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, дорогие друзья-автомобилисты и пешеходы на дорогах страны и жизни и запаса вам жизненных сил и тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!