клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто не прогибается под обстоятельства, а старается прогнуть обстоятельства под себя! С вами программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко. Добрались мы, наконец, дорогие друзья, и до самого императора! Николай Второй – он один-единственный изо всего ряда российских монархов испытал счастье мчаться на автомобиле. А почему у остальных не получилось – надеюсь, вы догадаетесь? И если бы судьба-индейка не сделала меня членом Экспертного совета книжной серии «Люди и бренды», в рамках которой издательство «Инфо Медиа Паблишерз» готовит к выходу в свет книгу под броским названием: «Россия: гении и дороги», заметьте: не дураки и дороги, когда говорят о России, а гении и дороги – вот если бы не все это, то я бы, наверное, так и никогда не узнал, какое место в жизни последнего российского императора занимал автомобиль. А он занимал! И совсем не то заурядное место, о котором вскользь упоминали советские историки: мол, и сам Николай, и его двор, русская знать очень скептически отнеслись к автомобилю, они не верили, что эта вонючая, грохочущая «моторная телега» сможет когда-нибудь заменить стремительную лошадь с замшевыми губами, и если они и покупали автомобиль для себя, то в угоду моде и - исключительно иномарки. Это Ленин – не путайте с императором!- это Ленин ездил исключительно на иномарках, причем предпочитал в конце жизни «Роллс-Ройсы», это все его ближайшие сподвижники по партии ездили на иномарках, а в гараже последнего российского царя большая часть автомобилей были «Руссо-Балты»… Но – по порядку. Царю очень не повезло не только с первой поездкой на автомобиле, но даже и с первым знакомством с любимцем и чудовищем двадцатого века. В 1901 году великий князь Дмитрий Константинович и министр императорского двора барон Фредерикс приобрели… как бы это сказать… ну, не совсем автомобили, а паровые самодвигатели марки «Серполе», французские, вероятно. Собравшись на охоту в царские угодья, барон со своим другом Александром Мосоловым, начальником канцелярии императорского двора, испросили разрешения Николая на проезд. Заинтересованный диковинной новинкой царь, не только дал добро, но и наблюдал за поездкой, но какой конфуз! – «Серполе» встал на первых же метрах пути, и барону с Мосоловым ничего не оставалось делать, как самолично толкать аппарат, чтобы дать царю со свитой дорогу. Проезжая мимо буревестников 20 века, царь промолчал, но уж свита его поизголялась!.. На следующий же день барон уволил шофера, нанял нового, и два следующих выезда прошли успешно. И воодушевленный Фредерикс все-таки уговаривает Николая Второго сесть в «Серполе», царь садится, но… всего несколько метров проезжает аппарат и глухо встает опять неизвестно почему. Послали за лошадьми. Царь молча, но очень недовольно сходит с проклятого «Серполе», а самодвигатель волокут лошади под издевательства придворных!.. Даже через год Николай не смог забыть свое автомобильное фиаско: он отдыхал в Ливадии, когда тот же неуемный барон пришел ходатайствовать за офицера Конногвардейского полка, привезшего в Ялту автомобиль, которым полиция запретила пользоваться, дабы не распугивать громом и вонью лошадей и отдыхающих. -Дорогой барон,- сказал Николай ходатаю твердо: - Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму. Как же он заблуждался! Прошел еще один год, и автомобильные прогулки всей царской семьи стали ее и восторгом, и страстью. Но для этого Николаю пришлось посетить Германию, где он совершил несколько благополучных поездок с великим герцогом Эрнстом по Франкфурту и окрестностям Дармштадта. Поездка на автомобиле настолько понравилась императору, что он уговорил прокатиться и императрицу! Государыня также осталась весьма довольна. Но по-настоящему автомобиль вошел в жизнь царя с подачи князя Владимира Орлова, который однажды прибыл в Царское Село на элегантнейшем «Делоне-Бельвиле». После завтрака царь все же решил покататься «на этой керосиновой штуке». С ветерком объехали вокруг парка - Орлов сам сидел за рулем. Николай был в восторге и, вернувшись во дворец, посоветовал супруге тоже «сделать экскурсию». Она сделала. С тех пор автомобильные прогулки всей царской семьи стали постоянными. Пользовались то машиной Орлова, то машиной великого князя Михаила, который тоже к тому времени приобрел автомобиль. Примерно через полгода барон Фредерикс спросил царя: не желает ли он приобрести «сверхусовершенствованную машину»? Царь отвечал: «Конечно, конечно! Мы злоупотребляем любезностью Орлова, и это становится неделикатным. Закажите две или три машины. Поручите это дело Орлову, он разбирается в автомобилях лучше профессионала». И уже в конце года гараж Его Императорского Величества насчитывал десять автомобилей. Николай Второй совершенно не разбирался в марках автомобилей. Даже тех, которые имел в своем гараже, на которых ездил. Ни одна запись его дневника, который он вел с тщательностью, не содержит марки автомобиля, вот они: «Приехал Миша на автомобиле». «Ездил к Мама на моторе Миши». «Поехали в Стрельну, сделали это на моторе». Или: «Мы сегодня немного помоторили». Автомобили сопровождают царя во всех его поездках по стране – их грузят в специальный вагон царского поезда с местами для водителей, механиков, инструмента и запчастей. К началу Первой мировой войны в гараже царя уже 20 автомобилей, грузовых и легковых, и что интересно – в день своих именин юный царевич Алексей получает… маленький, но абсолютно настоящий автомобиль. Вероятно, это был французский «Пежо Бебе», и царевич лихо на нем раскатывает под присмотром дядек, а иногда отец берет его с собой на настоящие автомобильные испытания. Из дневника Николая Второго, февраль 1915 года: «В 2 часа отправился с Алексеем на испытания автомобиля на полозьях системы самого Кегресса. Сели и поехали катать по полю и по льду через канавы и сугробы. Он проходил всюду хорошо.» Речь шла о вездеходе механика царского гаража Адольфа Кегресса на полугусеничном ходу, предназначенного для армии. Кстати, первые закупки автомобилей для армии были сделаны с благоволения царя еще во втором году, когда он сам имел негативный опыт от автомобиля. Затем в России появляется РАО – Российское автомобильное общество и наступает кульминация взаимоотношений монарха и автомобиля – император берет автомобиль под свою опеку: РАО становится ИРАО – императорским автомобильным обществом, барон Федерикс, его президент, получает от царя графский титул, а Николай Второй учреждает для российских раллистов «Императорский приз», что сразу ставит эти соревнования в число престижнейших состязаний Европы, в котором участвуют ее лучшие гонщики. Кстати, есть чему поучиться у последнего русского царя – у нас сейчас тоже существует спортивный кубок высшей власти – Кубок президента по… гольфу! Не по картингу, не по футболу, чтобы стимулировать миллионы мальчишек, а по гольфу, для стимуляции спорта миллионеров? И последнее, что мне хотелось бы сказать по теме Николай Второй и автомобиль – сразу после начала Первой мировой войны государство выделяет многомиллионные кредиты на строительство аж шести автомобильных заводов! Не сло-жи-лось… У меня все. Услышанное можно прочитать на сайте автоликбез-точка-ру. Удачи вам, дорогие россияне-соотечественники на дорогах страны и жизни, запаса жизненных сил и тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.
Где взять подлокотник не знаю!