KIA Spectra Клуб

клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA

выпуск 437-443 (полный отчет) 20 дней по дорогам Европы.

Быстрый Переход

Ðåêëàìà

Страница 1 из 1 (Всего 1 записей) | RSS

оценило - пользователей
На это сообщение - Ответы | - Followers

GeneREA
Top 10 Contributor

Санкт-Петербург Opel Astra H SW
Евгений Написано: 31-08-2009 14:22 | PostID= 149 601

Добрый день, дорогие братья-автомобилисты и собратья-пешеходы! Добрый день тем, кто садится за руль с удовольствием, для кого бензин пахнет, а не воняет, и кто не прибавляет газ, когда его обгоняют. С вами, как всегда в это время, программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.

Только что я вернулся из отпуска. Как и полагается ведущему «Автоликбеза», отпуск был не пенсионерский – отель-пляж, пляж-отель, а чисто-конкретно «автоликбезовский» – за 19 дней 6 стран, 13 гостиниц и 10 с половиной тысяч километров на собственном автомобиле в хорошей компании. Основной пробег и время мы на этот раз уделили Франции, проехали ее почти всю, от Северного моря до Средиземного, с востока на запад – около 800 километров и с севера на юг около 1000.
Почему Франция? Во-первых, я не раз и не два рассказывал вам о том, как министр внутренних дел Франции Николя Саркози за два месяца научил французов – самых недисциплинированных на дорогах изо всех европейцев – как он научил всю страну соблюдать ПДД, благодаря чему смертность на дорогах снизилась почти на треть, а Саркози стал народным любимцем, лидером правящей партии и первым кандидатом на пост президента. Но рассказывать с чужих слов одно, а увидеть, поговорить с французами и проверить все на собственной шкуре – другое.
А во-вторых, так уж случилось, что, объехав за рулем пол-Европы и полмира, я ни разу не был во Франции, хотя всю жизнь учил французский – в школе и в двух институтах. Мы зубрили там тексты о Тур Эйфель, Лярк де Триомф и Пляс Пигаль, мы получали по ним трояки и мне казалось, что я знаю Париж наизусть. Кстати, он не снился мне по ночам, я не разделял высказывания: «Увидеть Париж и умереть», и будучи довольно равнодушен к музеям, я ничего уж такого особенного от этого путешествия не ждал.
Забегая вперед, скажу, что почти каждый день из этих девятнадцати я испытывал от Франции потрясение.
Но не будем забывать, что наша передача автомобильная. Итак, то, что надо ехать на автомобиле, нашей командой в составе четырех человек, не обсуждалось. Обсуждалось два варианта: лететь в Париж самолетом, взять там машину напрокат или ехать из Москвы на собственной. Когда просчитали оба варианта, первый оказался в два раза дороже и нам не по карманам – минимум 2,5 тысячи евро на человека, учитывая, что во Франции, буквально накануне нашей поездки, бензин подорожал и по информации СМИ стал самым дорогим в Европе – 1,5 евро за литр.
Французские шенгенские визы мы сделали просто – за месяц до поездки обратились в московское представительство французской турфирмы – у французов накруток меньше, чем у наших турфирм – заказали гостиницу в Париже и получили визы, за которые заплатили по 60 евро безо всякой беготни в посольство. Та же французская турфирма подыскала и забронировала для нас двухместные номера в трехзвездной гостинице, но в центральном районе Парижа по 85 евро каждый, которые мы оплатили в Москве рублями. Единственное, что нас напрягало – мы могли выехать из Москвы только 6-го мая, а гостиница оплачена с 15.00 9-го мая, в самый день Победы. От Москвы до Парижа 2850 километров и две границы – белорусско-польская и польско-немецкая: успеем ли?
Наша команда, как я уже сказал, состояла из четырех человек: семейная пара - наши старинные друзья, моя жена и ее муж – ваш покорный слуга. Ехать решили на одном автомобиле – так и экономнее, да и веселее: потрепаться, пообсуждать увиденное. Но на каком? На машине «гольф-класса», вчетвером, мы бы ехать в такое путешествие и не помышляли, но, слава богу, у нас у обоих машины просторнее – «Д-класс». У наших друзей новенький «Нисан Примера» европейской сборки в люксовой комплектации, с «автоматом». У меня тоже новенькая «КИА Спектра» Ижевской сборки, тоже в люксовой комплектации, тоже с «автоматом», но поскольку она вдвое дешевле, то уступает, конечно, по комфортабельности. Или - по наворотам?
Я впервые задумался – навороты комплектации автомобиля и его комфортабельность, это одно и то же? Забегая вперед, скажу - совсем не одно и то же, я понял это благодаря нашему путешествию. Подробности – будут. Позже.
У «Спектры» двигатель 1,6 литра, у «Нисана» - 1,8, помощнее, расход бензина примерно одинаковый, размеры салона, что очень важно, тоже одни и те же, ведь вчетвером, трое из которых ребята не худенькие, под 90 кэгэ, ехать в день по 700 кэмэ будет непросто. Я понимал, что нагрузка на автомобиль будет максимальной, что, зная наших жен, и салон, и багажник будут забиты до отказа – потянет ли мой двигатель о сто одной силе, ведь ехать придется наверняка еще и с кондиционером?..
После недолгих раздумий я предложил все же свою «Спектру» - я рассказывал вам о ее тестах, о первых впечатлениях и первых тысячах километров, о первом ТО – в общем, машина производила благоприятное впечатление, хотя были на форуме моего сайта и отрицательные отзывы, а тут такая возможность расставить много точек над многими «И» и проверить ижевско-корейскую «Спектру» по полной программе.
Итак, визы есть, международная медицинская страховка всех четверых на 20 дней – 20 евро: есть. Страховка автомобиля, так называемая «грин-карта» - 60 евро: есть. Атлас автодорог Европы: есть. Француско-русский словарь есть – можно ехать! Выезд на общем собрании путешественников был назначен на 6-го мая.
Но в ночь на 6-е мая мне вдруг снится сон! Я сны вижу раз в два года. Но именно в ночь на шестое мая мне снится такой вот сон… Чей-то голос, вроде бы даже мой, говорит мне откуда-то сверху: «Вы решили в такое серьезное путешествие ехать - шестого? Напрасно вы это делаете, нехорошее число…»
Окончательно проснувшись, я минут пять соображаю: что за чушь? Ведь число дьявола не шесть, а 666! Решаю всю эту белиберду забыть, вставать и чистить зубы, но потом думаю: «А ведь этот сон, это шестое число, даже если никому об этом не расскажу, будут давить на меня все те тысячи километров, что предстоит проехать». И я понимаю, что превращу, по крайней мере, свое путешествие - в муку. Я рассказываю все жене, которая прячется от будильника под подушку, и набираю телефон наших друзей.
Дискуссий не было, решение принято в секунду: выезжаем завтра, седьмого, в пять утра. Завтра-то завтра, но проехать меньше чем за три дня почти три тысячи километров!.. Да учесть еще безобразную брестскую границу, где машины ждут по 7-9 часов, однорядные польские дороги…

438
По-е-ха-ли! На увалистой, местами выбитой Минке, особенно там, где колея, чувствую, какая же моя «Спектра» груженая! На ней такой я еще не ездил. Ее зад присел максимально, перед приподнялся, руль потерял привычную остроту, едва заметно, но запаздывает, а на поворотах появился крен. В огромном багажнике два чемоданища с «третьей необходимостью», на весь отпуск, они килограммов по 25; две сумки со «второй необходимостью», с которыми мы собираемся заселяться каждый вечер в новые гостиницы и всякая пакетная мелюзга «первой необходимости», всего килограммов 70. Батон хлеба сунуть некуда. Однако, едем.
Первая и ЕДИНСТВЕННАЯ ЗА ВЕСЬ ПУТЬ встреча с дорожной полицией случилась в начале Белоруссии: 132 моих километра в час на спидгане вместо допустимых 120. За 12 «лишних» километров с меня причиталось 450 российских рублей, «такие у нас теперь законы» участливо доложил молоденький белорусский инспектор. Не хочу порочить белорусских ребят – я им «без квитанции» не предлагал, они не вымогали: предложил вместо денег книжку свою с автографом – взяли с удовольствием, на том и расстались. Но на оставшейся и обратной дороге по Белоруссии я скорость ни разу не превысил.
Белорусская трасса по сравнению с российской – прекрасна: средняя 100 не проблема. Заправок достаточно, за бензин можно расплачиваться рублями, «зайчиками», евро, долларами. Но только за бензин. Однако, менял хватает, не проблема. Литр 95-го стоит 21 рубль. Все посты ГАИ с вышками антенн переделаны в бары и кафе, патрулирование скрытое, из засад, с радарами. Три платных участка трассы всего по 14 рублей каждый, объездная Минска и вот он, Брест. А тут!..
Брестское многочасовое погранично-таможенное безобразие существует множество лет и создано оно искусственно белорусами и поляками для вымогательства. В этом нет никаких сомнений. Видно, батька Лукашенко туда еще не добрался. Были бы там не белорусы, а наши, - было бы то же самое. Ведь на немецко-польской границе проверки те же самые, а никаких очередей нет. Потому что немцы взяток не берут, с ними не договоришься.
Очередь легковушек была не самой длинной, часов на семь-восемь. Париж запылал ярким пламенем на далеком горизонте. «Сто долларов»,- объявил нам таксу счастья подошедший к машине вовсе не браток, а интеллигентный гражданский тип в костюме. Наши друзья-попутчики были «за» - по полтинничку с пары, но ведущий «Автоликбеза»!.. Ведущий «Автоликбеза» всегда учил свою аудиторию не давать взяток, не поступаться принципами. И я пошел к ближайшему от меня прапору…
Бесполезно – «Авторадио» в Белоруссии, к сожалению, нет. Никакого Гейко они не знают, они делают все по закону и шныряющие типы вдоль колонны машин никакого отношения к ним не имеют. Положение наше казалось абсолютно безвыходным, и потому я решился на последнее и самое секретное оружие:
- В этой машине сидит Почетный пограничник Белорусской ССР, удостоенная этого звания за фильм «Государственная граница», который снимался в Белоруссии, замечательная актриса Марина Дюжева…
Я не успел договорить. Через 10 минут мы уже ехали по Польше, а Маша сидела вся красная оттого, что она не привыкла к целованию рук. А мы молчали, ошеломленные – никто такого эффекта не ожидал и тем более не планировал. Париж уже не горел, он приближался.
Но приближался жутко медленно, поскольку в Польше, как и везде в Европе, в населенках 50, а на загородных узких однорядках 70. Поляки же превышали почти все и нас нещадно обгоняли, но только там, где обгон был разрешен. Я же с польской полицией встречаться не хотел и потому по польскому обычаю брал вправо на асфальтированную обочину, и каждый второй из обогнавших, благодарил меня краткой аварийкой.
Такая тоска продолжалась до тех пор, пока я не сообразил приклеиться за польской фурой и шел вместе с ней по населенкам 80, за городом 110, кое-где, в полицейских местах, сбрасывая до положенного. Когда одна фура отваливала с моего маршрута, я цеплялся за другую, что и вам советую.
Бензин в Польше в той же цене, что и во всей Европе – 1,3-1,4 евро литр, принимается злотый, евро, доллар, но только за бензин. За все остальное – злотый, строго. Менял не наблюдается. Но это на заправках, в магазинах же вдоль шоссе принимается все, кроме рублей. Заправляться надо по той же схеме, что и по всей Европе (но не у нас) – подъехал, вставил пистолет, залил полный бак – идешь расплачиваться.
Заплутать в Польше, как и в России, трудно – все время прямо, прямо, прямо. Варшава, по-моему, единственная европейская столица, не имеющая объездной. В настоящую Европу, приходится ехать через ее центр – нонсенс, конечно. Заплутать в Варшаве просто, потому что указатели на Познань иногда исчезают, но, если такое произошло, возвращайтесь в центр, там их найдете. Или спрашивайте дорогу. От Конина почти до самой Германии, через пол-Польши, идет отличная платная автострада. Она только-только построена и потому не на всех картах обозначена, а на некоторых дана пунктиром. Четыре раза по 11 злотых, это всего около 12 евро, можно платить и ими, но только бумажными, сдачу же дают злотыми.
Первую ночь путешествия мы провели уже за Варшавой, в уютном отеле, проехав за 17 часов 1300 километров. Такой результат получился (не учитывая нашего Почетного пограничника), еще и потому, что подействовал мой инструктаж экипажа: «Средняя скорость это не максимальная, а минимум остановок».
Ощущение, что в Польше навалом мотелей и гостиниц, обманчиво – их полно только близ границ и крупных городов, а в глубине страны остановиться на ночь – проблема. 30-40 евро за сутки, за ночь, с завтраком, качество номеров европейское, все есть. Завтрак полноценный, с ветчиной, сыром, маслом и джемом - нашему человеку хватает.
Конечно ни Варшава, ни сама Польша для нынешнего россиянина, а тем более москвича, – не заграница: бедноватая серенькая столица с выбитым кое-где асфальтом, скромными, в большинстве, машинами – даже наша «Спектра» из этого потока выделялась. Бедноватая страна, это чувствуется. Мы попали туда как раз накануне дня Победы и в польских ток-шоу, в теленовостях, Россию регулярно и зло подкалывали. Тут и языка знать не надо. Но мы им простили, и все встало на свои места, когда кто-то из нас сказал: «Вы Варшаву видели? А представляете, какой шок испытывает любой поляк, попавший в Москву? А мы мимо них еще и трубу по дну моря тянем…»

439
Граница Польши с Германией есть, существует, ее мы проходим за 15 минут, но только потому, что пан поляк, приняв «КИА Спектру» за иномарку, причем новую, забрав наши паспорта и техпаспорт машины, отправляет нас на площадку досмотра, несмотря на то, что я говорю, что «Спектра» не иномарка, а новый российский автомобиль. Здесь иномарки моложе то ли трех, то ли четырех лет ждут, пока поляки не отправят куда-то в Европу, в Интерпол, ВИН нашего автомобиля и оттуда через час-два не придет подтверждение, что машина в угоне не числится, такой порядок.
Пока ждем, отмечаем, что пограничники и таможенники у немцев паспорта вообще не раскрывают, у поляков раскрывают, у нас забирают, сверяют с фотками наши физии и ставят отметки о пересечении границы. Но разобрались они со «Спектрой» быстро, и вот мы уже мчим по Германии.
Мчим – это громко сказано: даже фуры нас обгоняют со свистом, потому что моя правая нога на газе еще польская и не сразу становится немецкой.
Кстати, кто сказал, что в Германии ограничений скорости нет? Они те же, что и по всей Европе, и знаки ограничений стоят уже на границе: на автострадах 130, в населенках 50, и телекамеры вдоль автобанов есть. А вот, когда вы видите милый сердцу знак «конец ограничений»!..
Езда по немецким прекрасным, бесплатным автобанам, конечно, сумасшедшая – 200-220 в левом ряду (как правило, три ряда в одну сторону) - идут почти все, но я на груженой под завязку, да еще и необкатанной машине, больше 170-180 выдавать не стал: 150 крейсерская. К тому же оказалось, что одна моя дама и такие скорости не переносит.
Если в восточной Германии ориентироваться проще, поскольку там сеть дорог пожиже, то в западной!.. Забегая вперед, скажу, что если по Франции, где дороги, кстати, не хуже, первым делом нужную дорогу подскажут наименования населенок на ней, а потом уже номера дорог, то в Германии наоборот – нужную дорогу надо искать по ее номеру, а города будут подспорьем, но могут и дезориентировать. Номера же дорог – никогда.
И еще очень важное наблюдение – с немецких автобанов ни страны, ни ее городов, ни супермаркетов не видишь, такое ощущение, что все автобаны приподняты над землей. Но главное - отелей для ночлега не найдешь, на отели нет указателей и съездов – надо съезжать в какой-нибудь город, вслепую, что крайне неуютно.
Зато для жизни на дороге есть все – на каждой почти заправке, которые через 40-60 километров, есть кафе самообслуживания, магазины продуктов и автомобильных причиндалов, телефон, душ, естественно, туалет. Пообедать будет стоить в среднем 15-17 евро. Туалеты бесплатные, но к некоторым приставлены мужики, собирающие «кому сколько не жалко» в коробочки. Один такой мужик оказался бывшим преподавателем криминалистики юрфакультета сибирского университета, второй – тоже русский - бывший главный инженер, не сказал чего и откуда… остальных мы не спрашивали – стеснялись. Уж больно ущербно они на нас, путешественников, смотрели.
Между немецкими и французскими заправками – площадки отдыха, чистенькие, уютные, со столиками и туалетами, благоухающие и блистающие чистотой. Бросить окурок здесь невозможно даже русскому - нормальному русскому.
И важное - при подъезде к любой немецкой или французской заправке на щите, информирующем, что до нее осталось 100 метров, всегда внизу цифра: сколько километров до следующей заправки – очень удобно. Бензин в Германии стоит 1,3-1,37 евро за литр, чуть дешевле, чем во Франции.
Но бензин хороший! Нормальный бензин, каким он и должен быть. Только в Германии я почувствовал в полной мере, какой же ослиной мочой мы в России заправляем свои автомобили! Тот же, вроде бы, 95-й. А мощность двигателя «Спектры» возросла по моему профессиональному наблюдению очень заметно, где-то процентов на 15!!
Ну до какой поры такое будет продолжаться?! Не стыдно ли вам, правительство российское, Дума? Господин президент, ну заставьте вы Абрамовичей вместо «Челси» и яхт купить для страны пару нефтеперегонных современных заводов, а то ведь нашим всем минимум по двадцать лет! И качество бензина будет, и выход его в три раза увеличится, и цены тогда легче сдерживать, напряженка в стране спадет. Неужели никто не может заставить олигархов наших оторваться от золотых нефтяных и газовых струй и вложить деньги в страну?
Ах, да, я о Германии… А что Германия? Мы ее проехали легко: за 90 километров до бельгийской границы съехали с автобана в Дюссельдорф и с трудом нашли в нем дорогую гостиницу. До Парижа оставалось всего пятьсот километров…
Если вы глянете на автомобильный атлас Европы именно в этом месте – Дюссельдорф – Брюссель - Кёльн, то ужаснетесь – такого переплетения, такой густой сети дорог, что в них и малек застрянет, нет в мире нигде. Выяснив в рецепшн, что в Париж все тут ездят через Брюссель, через Бельгию, что километров на 90 длиннее, но зато реже бывают многокилометровые пробки, мы рванули на Париж. Причем в рецепшене нам дали распечатку всего пути до Парижа, все повороты, города и послки, все номера нужных нам дорог. Брюссель так Брюссель, Бельгия так Бельгия.
Ни границы, ни разницы в скоростях, мы между Германией и Бельгией не почувствовали. Но стоило нам только пересечь границу Франции, обозначенную лишь щитом с приветствием, как скоростное безумие словно ножом отрезало – машины пошли спокойно, не спеша: 130 на одних магистралях, 110 на других, как указано на знаках. Были, конечно, отдельные разогнавшиеся под 180 немецкие, в основном, «молекулы», но редко, очень редко.
Вот тебе и Николя Саркози! Вот тебе и передовой французский опыт – изучай!
В Париж мы въехали 9 мая, в 13.30. Свою же гостиницу почти в центре Парижа мы увидели ровно-ровно в 15.00 – именно с этого расчетного часа она нами была оплачена еще из Москвы – профессионализм ведущего «Автоликбеза» был блестяще подтвержден, простите за саморекламу.

440
Въехать-то мы в Париж въехали, и даже гостиницу свою увидели – я не случайно сказал: увидели, потому что подъехать я к ней не смог – висел кирпич, поскольку улица была односторонняя.
Вообще-то, Париж я должен был бы возненавидеть, потому что два часа – ДВА ЧАСА!- я крутился вокруг трех кварталов, останавливался на аварийке, спрашивал, мне давали распечатку кварталов, меня даже один парижанин вел на своей машине! Но найти въезд на ту улицу, где была заказанная мною гостиница, я так и не смог. В отчаянии я бросил машину с пассажирами на аварийке на площади Моцарта и пошел пешком, по интуиции. Пройдя с километр, я нашел ее, свою гостиницу, я взял у дежурной компьютерную распечатку именно для этой улицы, уже со стрелочками направления движения, но для верности прошел в обратном направлении тот путь, который мне предстояло проехать.
И неудивительно! Попробуйте найти въезд на одностороннюю улицу, которая начинается от середины другой односторонней улицы, а та односторонняя улица тоже начинается от третьей односторонней – получается самый настоящий лабиринт!
Я должен был бы возненавидеть Париж. Но он меня потряс. И я в него влюбился. Но об этом потом. На все три дня пребывания в Париже, я поставил свою «Спектру» на подземную стоянку неподалеку от гостиницы за 15 евро в сутки и… Вы думаете, мы ходили пешком или ездили на такси или метро?
Ошибаетесь, даю бесценный совет: если захочется в Париж, заказывайте гостиницу ближе к центру, поскольку по нему ходят два очень полезных кольцевых маршрута двухэтажных открытых экскурсионных автобусов – красный и желтый. Они так и называются – красный и желтый. На маршруте, который охватывает главное, что есть в Париже, 9 остановок, автобусы ходят каждые 10 минут. Вы едете на высоте второго этажа, слушаете на русском обо всех достопримечательностях, снимаете, а потом выходите на любой остановке, гуляете, осматриваете подробнее то, что вам приглянулось, пьете винцо, а потом едете дальше. Опять выходите и смотрите, опять едете. По одному и тому же билету. Он действителен на два дня. Тот же автобус привезет вас и в гостиницу, если она недалеко от его маршрута. Билет стоит 22 евро.
У Эйфелевой башни вы можете сесть на речной трамвайчик и еще полтора часа за 10 евро на русском языке изучать Париж с реки Сены.
Первое, что в Париже поражает, - обилие черных. Мы проезжали кварталы, где белых не видно было вообще. А в центре Парижа их примерно пополам с белыми. Может, чуть меньше. Жена растерянно пробормотала: «Мы что, в Африке, что ли? Да французы с ума сошли!.. Они плохо кончат». Ах, да, передача-то наша автомобильная!..
Похоже, что водителей Саркози дисциплинировать сумел, но об этом позже. А вот пешеходы в Париже ходят на красный и вообще без светофора больше, чем в Москве. Поздравляю русских автомобилистов – по ближнему свету днем мы Францию переплюнули – там ближний многие даже в туннелях (!) не включают, а уж на дорогах одна машина из четырех-пяти с ним едет. Французы могут на проселочных дорогах тебе даже мигнуть фарами, но это означает не полицейскую засаду, не радар, а «ты, приятель, фары забыл выключить!» Кстати, самые глухие проселки у них такие… ну, очень похожи на Рублевку.
Паркуются французы точно по звуку, это не анекдот – потрепанные бамперы на половине машин об этом свидетельствуют, а машины стоят друг от друга в нескольких сантиметрах – как они выезжают? Только расталкивая остальных, не ставя машины на ручник, потому что по другому невозможно.
Вообще, парковки во Франции, да и во всей Европе, - отдельная статья. На асфальте все расписано «Пейе» - значит, платная. Есть и бесплатные, но в провинции, где просторнее на улицах. Ставишь машину, если повезет найти место, подходишь к автомату, платишь евро за час, квитанцию кладешь на «торпеду». Попробуй просрочить или не заплатить.
На въездах на парковки со шлагбаумами - электронное табло. Если написано: «Компле»-полный - все занято, шлагбаум на въезд не откроется, Слово «Увер»-открыто - есть места, заезжай, нажимай перед шлагбаумом кнопку, бери талон. Хочешь уехать, засунь талон в автомат, он тебе насчитает евро в час – плати, получи талон обратно, по нему и выедешь на свободу, как в Домодедово или Внуково.
Больших, настоящих пробок, как каждый день в Москве, в Париже за три дня мы не застали – движение в городе на 90 процентов одностороннее, поэтому выехать из Парижа по той же улице, что и въехал в него, - невозможно. Но вот «антипробочную» работу полицейских на перекрестках – мы видели и это – настоящая работа! Это не пальчиком светофоры переключать, как у нас. Или движение для одних перекрывать, чтобы ехали другие, - как у нас.
На перекрестках с интенсивным движением в Париже работают, как правило, двое-трое полицейских. Часто женщины. Их хватает на все потоки. Они могут запретить проезд на зеленый, если перекресток уже забит, но, как правило, они работают синхронно со светофором, а не управляя им – они расчищают перекресток для его зеленых сигналов движения. Все трое постоянно в движении, жесты их изящны и понятны, они пашут беспрерывно, в хорошем темпе, одних притормаживают, других разгоняют и прогоняют, могут разрешить ехать на красный, если надо и безопасно, они все работают так энергично, словно из-за каждой пробки у них убавляют зарплату, – о, наши, оплывшие жиром все, как один, инспекторы!
Первый ряд на многих улицах Парижа отдан пассажирскому транспорту. Он, как правило, отделен от остальной проезжей части невысоким бордюром, за который осмеливаются переезжать только мотоциклисты и такси, остальным – табу! Я не видел в этом ряду ни разу ни одной другой машины.
Перемещаясь по парижским улицам, узким, тесным, по сравнению с московскими, я не увидел наших пробок и понял, что Москва имеет огромные резервы в этом смысле. Я имею ввиду одностороннее движение и – заставить наших постовых двигаться, работать, бегать, а не умозрительствовать.

И ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ:
-Мсьё, ну сомм рюс вуаяжер, ну завон заривэ де Моску а вуатюр, сэ прескё кятр миль километр – авэ-ву лё паркин э пувон ну сареттэ дан вотре отель?
Эти слова я говорю каждый вечер: «Мсье, мы русские путешественники, мы приехали из Москвы на автомобиле, это почти четыре тысячи километров – имеете ли вы стоянку для машин, и можем ли мы остановиться в вашем отеле?» Я ловлю такой каф говорить на полузабытом французском и без конца вспоминаю добрым словом мою учительницу языка Людмилу Анатольевну!
Но еще больший кайф видеть, как изумляется лицо администратора здесь, в Нормандии, в глуши, на севере Франции, сначала от слова «русский», потом от того, что русский говорит по-французски (!), а потом от слов – «из Москвы на машине» - он не верит в это до тех пор, пока не выйдет на улицу и не увидит наши номера. Чувствуется, что для них четыре тысячи километров - абстракция, а Москва вообще космос, поскольку в здешних «старинных объектах» нет ни аудиогидов на русском, ни буклетов, ни экскурсоводов.
А русские есть! Они есть ВЕЗДЕ, где мы побывали, в самой глуши Франции, в замках и музеях, они приезжают главным образом, на автобусах, у них свой русскоговорящий гид, и мы всегда тут же присоединяемся к их толпе. Одна наша молодая пара приехала в Сан-Мишель, на север, в Бретань, из Парижа на такси, а это 500 километров! Причем, исследуя город-чудо, такси они, естественно, не отпустили, и я представляю офигевшего от таких русских парижского таксиста, для которого одна эта поездка – месячный заработок, а потому - воспоминание на всю жизнь. Мы даже поспорили в конце поездки – будет ли хоть один «объект» на нашей дороге, где мы не встретим русских? Не было!
Когда же на юге Франции, на площади старинного городишка Каркассон мы увидели Михаила Ширвиндта в шортах и с трубкой и Дениса Евстигнеева в темных очках!.. Я поздоровался, представился, пожал их руки и спросил – не из Испании ли они сюда приехали на экскурсию? И пояснил свое любопытство тем, что хотел бы знать – Средиземное море, к которому мы едем, уже прогрелось? В нем купаться можно?
На что Денис ответил, что они не из Испании, они сами по себе и что, судя по его Каннскому опыту, а фестиваль всегда проходит в мае, он может сказать, что купаться на Лазурном берегу еще холодно.
Мы, конечно, расстроились, но на следующий день уже плавали в хрустальной воде Средиземного моря в бухте городка Лё Кап дАгд, и вода была по всеобщему ощущению 19-20 градусов – как раз то, что надо для бодрости истинных путешественников, а не для курортного расслабона. Мы приходили на пляж к часу и не видели вокруг не то что купающихся - загорающих были единицы. Причем, в одежде. Когда же мы уходили с пляжа, часов в шесть, над водой торчало две-три французские головы плюс раздетые тела на песке. Не хочу хвалиться, утверждая, что это мы подвигнули их на подвиг, но когда мы вчетвером, вместе, входили в воду, они прерывали свои променады по набережной и дружно смотрели на нас. Мы же входили не постепенно, привыкая и ёжась, входили в воду не так, как на Родине, а легко и радостно. А жена моя, «взбурливая» соленую воду мраморными коленями, кивнула на худого французика в шезлонге и в свитере и сказала: «И они хотели нас победить?»
Но передача наша автомобильная, черт подери, и потому – Франция!..
На севере Франции мы увидели два чуда: монастырь-город на горе - Мон Сан-Мишель и похожий на него Сан-Мало, становящийся островом во время прилива. С севера через Тулузу и старинный Каркассон рванули сначала в долину Луары смотреть королевские замки, а потом - на юг, на Лазурный берег. О нашем купании я уже написал – сгорели мы на второй уже день и раньше графика смотались к крайним точкам нашего путешествия. Первой были Канны, там как раз шел знаменитый кинофестиваль. Мы медленно, очень медленно проехали на машине с московскими номерами вдоль набережной Круазетт, выискивая знакомые лица, но остановиться было решительно негде. Да нам уже и не хотелось – такой кишащий людской муравейник не снился даже ГУМУ в советские времена, когда выкидывали там дефицит. Вторая точка - Ницца как Ницца – виллы, яхты, а вот Монако!.. Мы осмотрели княжеский дворец, но скоро он задрожал от рева моторов «Формулы-1». Трасса ее была в Монте-Карло, но проходила всего в километре, мы видели машины, кружащиеся в тестовых заездах, пустые трибуны. Немедленно мы рванули к стоянке нашей «Спектры», чтобы ехать туда, но…
Так уж случилось, что, кружась по тесным улочкам Монако, мы выехали аж на троих местных полицейских. Я ехал очень медленно, с открытым окном, я приветливо махнул им ручкой, а они в эту секунду увидели мои номера, мою наклейку «РУС» на заднем бампере и – остолбенели!! До меня они были живые и двигались, что-то говорили друг другу, жестикулируя и улыбаясь. А после меня застыли, как стеклянные, замерли на все те секунды, что «Спектра» удалялась. Я это ясно видел в зеркало. И – досмотрелся: не совсем вписался в правый поворот, чиркнув правым задним о бордюр. Пш-шик! Колесо спустило, прорвало бортовину. Была бы машина не столь груженая, ничего б не было, ее бы откинуло слегка, а тут… Из двадцати минут пятнадцать ушло на выгрузку и загрузку багажника, пять на замену колеса. И «формула» тут была всего одна – выезжать за город, ища по дороге сервис. В общем, в итоге это спущенное колесо я привез в Москву, тут и завулканизировали.
В южной части Франции действует так называемая сиеста. Жуткая штука. Это когда с 12-12.30 до 17.30 НИЧЕГО не работает. Даже иногда заправки! Удивительно - курортный сезон начинается, покупателей полно, а у них - сиеста! Как они смогли такой капитализм построить?
Двухместные номера в двухзвездных гостиницах во Франции стоят от 42 до 60 евро, что в городах, что за городом. В трехзвездных – от 60 до 90 евро. Кемпингов там хватает и они раза в два дешевле, но нам требовался комфорт отеля, свой душ, телевизор. Французским картам, на которых обозначены гостиницы в стороне от крупных населенных пунктов или в мелких, не верьте – мы съезжали в несколько, искали их, нашли их дальше, чем они обозначены на карте, но все они оказались пусты и закрыты, пришлось ехать в ближайшие города – там найдете ночлег наверняка. Вообще найти гостиницу в тех странах, которые мы проезжали, не проблема. Узнавая цену номера, обязательно спросите, входит ли в нее завтрак – в большинстве гостиниц, где мы останавливались, за него надо платить дополнительно, в двух звездах 7,5 евро, в трех – 11-12. Но французский завтрак этих денег не стоит, везде одно и то же: круассан (слоёный, пустой внутри рожок из теста), булочка, капсулы меда, джема, масла, чай или кофе, бокал апельсинового сока - все. Даже, если завтрак приходилось оплачивать, мы шли после него в номер и завтракали дополнительно: брали в магазине нарезочки, фрукты, хлеб, колбаску, к тому же у нас был с собой электрочайничек.
Обед в обычном ресторане с вином на двоих стоит во Франции 40-50 евро, устрицы на севере страны – 1 евро за штуку, на юге, на Лазурном берегу они крупнее и дешевле – 0,8, в магазине – 0,3 евро. Бутылка ноль семьдесят пять самого дешевого столового французского вина стоит 1,5-2 евро, марочного – 5-6 евро, то же марочное вино в ресторане в два раза дороже. Во всех ресторанах мы видели в меню домашнее вино, его подают в графинчиках по 5 евро за литр, оно, кстати, «пьянее» бутылочного и очень вкусное. Пачка американских сигарет 5 евро. Французских – 4, поэтому сигаретами запасайтесь дома.
Французские автомобильные дороги ничуть не хуже немецких, а сеть их накрывает все страну – нет даже маленького городишка на 20-40 тысяч жителей, к которому не подходила бы двухрядка в одном направлении прекрасного покрытия с ограничением скорости 110. А совсем уж сельские, глухие дороги, как я уже говорил, похожи на Рублевское шоссе, только обгон там разрешен. Магистрали между более-менее крупными городами на 100 и более тысяч человек, почти все платные и скорость на них не более 130. В дождь – везде – на 20 километров меньше, на это указывают специальные знаки. В Германии дождь не учитывают. Плата такая – проехать всю страну с севера на юг, а это 1000 километров, стоит примерно 80-90 евро. Указатели скоростных, платных дорог имеют синий фон, бесплатных – зеленый, они идут параллельно с платными и через населенные пункты. Среднюю на скоростных дорогах легко держать 100-110, на муниципальных – 60-70.
Не сказать, что поголовно все французские водители тютелька-в-тютельку соблюдают все знаки, но – подавляющее большинство. Однако, после немецкого безумия, французские водители кажутся идеальными. Процентов двадцать идет по шоссе с небольшим превышением – где 110 – могут идти 120, где 130 – 140. Единицы шпарят 170. Однако, ограничения скорости в населенках и там, где ремонты, выполняют практически все.
А теперь пора вам поведать о самом главном – как министр внутренних дел Николя Саркози – и об этом писали все наши газеты и ТВ – научил французов соблюдать ПДД. За 2 месяца, якобы, научил. И стал после этого бешено популярен, сейчас он самый реальный кандидат на пост президента.
Напомню – он с большим трудом пробил через сенат установку фото-видеокамер на дорогах, плюс из процесса наказания был исключен человек: камера срабатывает на превышение скорости, изображение отправляется в компьютерный центр, обрабатывается, квитанция на 135 евро приходит на почту владельца машины, почтальон ее доставляет. Если идешь платить в течение недели, то платишь не 135, а 90 евро, если просрочил – сначала 135, а потом по возрастающей.
Мы эти «камеры Саркози» видели – здоровые черные ящики полметра на полметра. Видны издалека. За весь наш путь по стране их встретилось штук двадцать пять, то есть стоят они редко, примерно один на сто километров. И, что интересно, о каждом метров за двести еще и предупреждает большой щит! Иначе это нарушение демократического принципа: человек должен знать, что за ним наблюдают. К тому же, как мне сказал один француз, места установки всех радаров есть в Интернете и они не меняются – спрашивается, как такая система может дисциплинировать водителей? Скрытых же постов, передвижных, с радарами, мы ни в Германии, ни во Франции не видели ни одного.
Вероятно, все дело здесь в менталитете нации: наши бы у предупреждающих щитов скорость сбрасывали, и все дела. Когда же я спросил французов: «Почему вы не едете между радарами с большей скоростью?», ответ был примерно одинаков у всех, типа: а зачем? Во-первых, такая езда будет очень нервной – на большой скорости надо еще и постоянно следить за появлением такого щита: увидишь или проскочишь? Во-вторых, такая езда опасна. А в-третьих, мне и 130-ти вполне хватает, чтобы быстро и вовремя доехать, куда надо. Вот и все.
Делаем вывод: такой популярный сейчас во всем мире французский опыт снижения ДТП, в России неприменим.
Зато применим опыт развязочных безсветофорных колец – их огромное количество во Франции. И мы не видели НИ ОДНОГО кольца, где бы въезжающая на него машина имела преимущество! Только - идущие по кольцу! Такие кольца в принципе не могут создавать пробки, заторы – у нас же!.. У нас же колец с въезжающими машинами - главными – сколько угодно – почему?
Уже через несколько сотен «строго дисциплинированных» километров по Франции, я заметил за собой интересную деталь – у меня нога стала опережать голову! То есть, если прежде мне приходилось сначала смотреть на спидометр, видеть там 140-150 и в испуге сбрасывать, то потом нога сбрасывала сама, без вмешательства головы, а я с удивлением замечал, что и на подъемах, и на спусках я иду, как влитой - 125-130, не думая о скорости и радарах, вообще не глядя на спидометр.
И все-таки самое-самое главное при движении по дорогам цивилизованных стран не скорость. Самое главное и во Франции, в Германии, в Бельгии – где угодно – это то, что, обогнав машину, две трети водителей уходят в правый ряд, даже и в первый – им не западло идти 130 в первом ряду. А остальная треть уходят вправо, стоит им увидеть в зеркалах приближающийся сзади автомобиль – вот что самое главное. Вот в чем безопасность – они не едут по дорогам в шахматном порядке и не лавируют в потоках, не подрезают, не втискиваются, не сгоняют впереди идущих. И это не только безопасность, но и большая пропускная способность дорог.
Когда мы собирались в свое путешествие, многие знакомые смотрели на нас как на смертников – 10 тысяч километров! За 20 дней! Да вы с ума сошли – так рисковать! И я однажды задал такому очень простой вопрос: «А что безопаснее – 20 дней ездить по дорогам Москвы или 20 дней ездить по дорогам Европы?» Он задумался накрепко и не смог даже сказать, что за день в Москве проезжаешь самое большее сотню-полторы, а в Европе семь сотен километров.
Так вот – сотня московских или просто российских километров опаснее во много раз, чем несколько тысяч европейских. Потому что там все предсказуемо! Когда все соблюдают правила, они ВСЕ предсказуемы, а потому неопасны. Вот и все выводы.
И еще один. Въезжая в Москву, отвыкнув от нее после стольких тысяч километров, и я, и мои товарищи, ясно ощутили - агрессивность. Она была настолько концентрирована, что даже напугала меня – меня, до мозга костей московского водителя! А уже на следующий день я к ней привык.
И уж совсем-совсем последнее. Печальное.
Когда мы ехали из Москвы во Францию, мы этого не замечали. Когда ехали домой – било в глаза. В сельских местностях и Франции, и Германии мы не видели НИ ЕДИНОГО невозделанного клочка земли: все вспахано, все засеяно, все плодоносит. И – стада, стада, стада. В Польше было то же самое, но пореже. В Белоруссии еще реже, но было! Деревни живые, поселки есть новенькие, поля возделаны.
В России же – полная разруха: скотные дворы разорены, избы заколочены или разваливаются, на сотни километров ни горстки коров, ни трактора, ни пашни, ни всходов. И это – центральная часть страны. Густозаселенная.
Поэтому, если судить о России по Москве – страна богатеет и хорошеет. Если Россия это деревни и поселки – она умирает.
К О Н Е Ц

ПОСТСКРИПТУМ:
О "Спектре", нашей ласточке. За 10500 км. я три раза заглядывал под капот. Ни капли никакой жидкости, масла, доливать не пришлось. Уровень масла за этот путь понизился всего на 2 миллиметра. Ни одного замечания, не говоря уж о неисправностях. АКПП работала, как хронометр, даже на подъемах. Мощей хватало: когда шли 180, под педалью еще было. При пробеге около 10000 км. заметно понизился расход топлива, видно, немного обкаталась. Бака 50 л. стало хватать на 660 км. (Мы были, напоминаю, максимально груженые.) Средний расход топлива за весь путь из которого 50 процентов ехали с кондиционером, составил 9,2 л. на 100 км.
Самое ценное в "Спектре" - ее подвески. Они упругие, не жесткие, создающие комфорт на неважных дорогах. В машине не укачивает, это особенно оценили наши женщины. Они же очень просили выразить публично "Спектре" благодарность за её заднее жизненное пространство.
И за очень большой багажник.
(Снимки здесь: http://www.avtolikbez.ru/?an=fotorazd&guid=13 )

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОЕХАТЬ:

Расходы на 20 дней на двоих: гостиницы (2-3 звезды) - 1100 евро, бензин (10500 км., с каждой пары) - 700, питание - 800, экскурсии и музеи - 150, визы, страховки - 150, платные дороги (с каждой пары) - 70.

Недорогая, но очень уютная (весь номер в зеркалах) (85-100 евро за 2-х местн.№) гостиница рядом с центром Парижа: "Вилла Фенеллон"
Визы, медстраховку, заказ гостиниц делает Французское турагентство "Эволюсьон Вуаяж", телефон его представительства в Москве:(495) 933-09-60, адрес: Варсонофьевский пер.,8.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Где взять подлокотник не знаю!

Никнейм GeneREA зарегистрирован!

 |  |  Íàâåðõ
Страница 1 из 1 (Всего 1 записей) | RSS