клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Давненько мы не погружались в Историю – последний раз, помнится, перед Новым годом я рассказал вам о том, как заводили первые автомобили – умрешь не встанешь. А сегодня рассказ об Андрэ Гюставе Ситроене – блестящем офицере, гуляке, гении – не конструкции автомобиля, а - организации труда, об азартнейшем игроке и красавце-мужчине. Он умер рано – в 57 лет, да такие бурлящие, экстремальные люди долго и не живут. Три французских автомобильных кита – Рено, Пежо и Ситроен, а символ Франции наряду с Эйфелевой башней и Елисейскими полями - Ситроен. Начиная с первого президента Франции генерала Де Голля все президенты Франции в официальных церемониях используют автомобили марки Ситроен. И не только представительские шикарные лимузины были во Франции в почете – помните маленький, с брезентовым верхом, похожий на «жука» ситроенчик марки 2 СВ? «Де швё» - две лошади, две лошадиные силы, называли его, любя, французы. Четыре колеса, руль и ничего лишнего – машина для самых бедных, вроде бы, а на нем модно было ездить! Министрам и звездам с мировыми именами. Не на Феррари и Мерседесах, как наша богемная тусовка, а на двух лошадках с брезентовым верхом – однажды папарацци чуть не сошли с ума, когда сама Брижит Бардо приехала на официальный прием на Ситроене 2 СВ. А уж когда у другой звезды-путешественника, не помню его имя, в Сахаре, на этой машине пробило картер, масло вытекло, он серьезно утверждал, что засунул в маслозаливную горловину два банана и на них доехал до жилья, - вот после этого всенародная любовь французов к этой марке перешла все границы. Не случайно, кстати, еще совсем недавно на российском рынке дешевых иномарок безраздельно властвовали Шкоды Фелиции, а теперь-то их не видать – Ситроены, Ситроены и еще раз Ситроены – С-2, С-3, С-4, С-5…Очаровательные, изысканного дизайна, со множеством кармашков, полочек, ниш, с ногтебезопасными ручками и легкими педалями, что удовлетворит любую женщину, а уж французы умеют удовлетворять женщин, как никто. Итак, Андре Гюстав Ситроен… Родился за 22 года до начала 20 века в семье очень богатого парижского торговца бриллиантами, его мать – польская еврейка и потому совершенно непонятно, почему ее муж покончил жизнь самоубийством, когда Андрэ было всего 6 лет? Еврейские жены обычно выводят своих мужей в бо-ольшие люди. Но тут было бо-ольшое состояние и 22-летний Андре Ситроен вложил свою долю – и немалую- в завод братьев Эстен и не только вывел их предприятие из кризиса, но и обеспечил ему огромные прибыли. Чем, как вы думаете? А теми самыми перевернутыми галочками, которые у каждого Ситроена на решетке радиатора. Это вовсе не галочки, а стилизованное изображение зубьев шевронных шестерен в зацеплении. Шевронные шестерни отличаются от остальных тем, что работают бесшумно и передают повышенные крутящие моменты. Рассказывают, что однажды, будучи в Польше, Ситроен увидел такие самодельные зубья на шестеренках в хозяйстве одного польского крестьянина и заинтересовался ими. Оказалось – перспективная вещь, принесшая Андрэ и большие деньги, и имя – уже через несколько лет конкурентов у него не было. И потому эти зубья стали его символом на всю оставшуюся и продлившуюся в его машинах жизнь. В 1908 году Ситроен становится техническим директором автомобильного завода МОРС и резко увеличивает продажи его продукции - снижение внутренних расходов, модернизация производства, приток талантливых умов позволяет снизить цены на автомобили МОРС – вот секрет успеха. На первую мировую Андре уходит капитаном артиллерии, но, сидя в окопах под вражеской шрапнелью и видя редкие ответы артиллерии французской, он не может такое терпеть – уже через пару дней он в самых высоких кабинетах правительства требует денег и власти и обещает всего за три месяца построить завод, который будет выпускать боеприпасов больше, чем все нынешние заводы, вместе взятые. Ему никто не верит, потому что это невозможно, но Андрэ Ситроен добивается того, что просит, и ровно через три месяца завод на набережной Парижа Жавель заваливает фронт боеприпасами. Когда Андрэ спрашивали, какое чудо, какой святой или заклинание ему помогают делать невозможное, он, подняв палец, всегда отвечает по слогам: ОР-ГА-НИ-ЗА-ЦИ-Я! Какая такая организация – многие не понимали. А Ситроен за этой самой организацией поплыл в Америку. А Ситроен из-за этой самой организации в тайном боксе разбирал американские Бьюики и Форды для того, чтобы поставить Европу на колени. И он ее поставил. Андрэ Ситроен начал строить машины позже Рено и Пежо более чем на 20 лет, но быстро вырвался вперед и не за счет своего конструкторского гения – конструктором он вообще не был – а за счет своего организаторского гения с авантюристическим уклоном – я бы так сказал. Свое производство он построил по американскому принципу – предельно дешево и максимально много. Свой оружейный завод он быстро преобразовал в автомобильный и поставил себе фантастическую по тем временам задачу – а это был 19-й год – делать 100 автомобилей в день. Тогда делали сотни в год! Всего через несколько месяцев Ситроен делал сто машин в день! Это всем казалось фантастикой. А через десять лет его кампания увеличила выпуск Ситроенов более чем в 50 раз. Андрэ Ситроен получил имя - «европейский Форд». Он был очень богатым человеком, а стал супербогатым. Если бы Андрэ не проигрывал бешеные суммы в казино!.. Но продолжение истории жизни удивительного человека, гения организации труда, блестящего офицера, слишком азартного игрока Андрэ Ситроена – в следующей передаче.
Где взять подлокотник не знаю!