клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Непривычно теплая зима привела к тому, что многие водители расслабились. Временами дорога не скользкая, снега нет… Но впереди еще полтора месяца зимы, и, как показывает опыт Европы и Америки, холода и снегопады начинаются совершенно внезапно. Готовы ли мы к возможным осложнениям погодных условий? Существует ряд методик, с помощью которых можно проверить знания человека в той или иной области. Одна из самых популярных – тестирование. Известный в прошлом автогонщик, а ныне тренер и журналист Михаил Горбачев предложил тест, позволяющий узнать, насколько автомобилист «подкован» в области теории и практики вождения. Предлагаем вам решить задания, которые относятся в первую очередь к зимним условиям эксплуатации. 1. Зимой на скользкой дороге наиболее безопасен автомобиль: а) с передним или полным приводом, которым управляет опытный водитель; б) с задним приводом, если им управляет водитель с большим стажем; в) с любым приводом, при условии, что им управляет водитель, умеющий провоцировать занос автомобиля. 2. Если автомобиль оказался в «снежном капкане», надо: а) загрузить багажник мешками с песком, дробью или подручными тяжелыми предметами и увеличить давление в шинах; б) убедиться в том, что передние колеса смотрят прямо, и только после этого пытаться выехать, очень плавно прибавляя газ; в) прибавить газ, добиваясь максимального крутящего момента на ведущих колесах, чтобы они могли вытащить застрявший в снегу автомобиль. 3. При возникновении заноса водитель должен: а) быстро повернуть руль в сторону заноса и тут же вернуть его обратно; б) вращать руль в сторону заноса с той же скоростью, с которой развивается занос автомобиля; в) повернуть руль в сторону заноса и подождать, пока автомобиль не выровняется. 4. Причиной неожиданного для водителя разворота автомобиля на скользкой дороге может стать: а) использование шин с «летним» рисунком протектора; б) попадание автомобиля на участок дороги, вовремя не посыпанный дорожными службами специальным составом; в) резкое изменение скорости – прибавление или сброс газа. 5. Для экстренного торможения с объездом препятствия водитель автомобиля с ABS должен: а) «ударить» по тормозам, выжав педаль сцепления; б) учитывая тяжелые дорожные условия, нажимать на тормозную педаль плавно и осторожно; в) применять прерывистое или импульсное торможение, как это предписано Правилами дорожного движения. 6. Основное преимущество переднеприводного автомобиля на скользкой зимней дороге: а) избыточная поворачиваемость, так как в поворотах машина лучше противостоит юзу; б) отличная курсовая устойчивость и проходимость; в) большая безопасность даже на шинах с «летним» рисунком. 7. Электронные системы стабилизации современного автомобиля (ESP и другие): а) дают полную гарантию того, что автомобиль не потеряет управляемость в любой дорожной ситуации и на любой скорости; б) носят сугубо вспомогательный характер и перестают помогать, как только между шиной и покрытием дороги пропадает сцепление; в) мешают водителю экстра-класса выходить из сложных ситуаций на скользкой дороге. 8. Электронную антипробуксовочную систему (ASR и т. п.) следует отключать: а) в случае технического обслуживания системы специалистами авторизованного дилера; б) если машина застряла в снегу, сыпучем грунте или для езды с цепями противоскольжения; в) только для проверки тормозной системы на тормозных барабанах во время техосмотра. 9. Для интенсивного разгона на скользком покрытии необходимо: а) трогаться с места на третьей передаче, чтобы избежать пробуксовки ведущих колес; б) использовать специальные цепи противоскольжения; в) применять прерывистое или импульсное дросселирование. 10. На скользкой дороге водитель автомобиля с автоматической коробкой передач чувствует себя: а) при правильных навыках вождения более безопасно и комфортно, чем водитель машины с «механикой»; б) в любом случае более напряженно, так как «автомат» в таких условиях ограничивает контраварийные приемы водителя; в) крайне неуверенно и поэтому всегда благоразумно воздерживается от езды. 11. При управлении автомобилем с «автоматом» водитель: а) не должен переключать на ходу селектор выбора режимов «автомата», так как это приведет к его поломке; б) может перевести селектор из положения «D» только для того, чтобы поставить «автомат» в режим аварийного торможения в случае отказа рабочего тормоза; в) может в определенных ситуациях менять режимы управления «автоматом» на ходу, что будет свидетельствовать о его грамотности в управлении машиной. 12. Экономичный (зимний) режим работы «автомата», включающийся дополнительной клавишей, означает: а) автомобиль будет трогаться только со второй передачи, а повышающие передачи будут включаться при меньших оборотах; б) то же, что и в пункте «а», но до первого включения кик-дауна, после которого «автомат» перейдет в стандартный режим работы; в) снижение крутящего момента на ведущих колесах, что приведет к дополнительной экономии топлива. Правильные ответы 1-в. Наиболее безопасным будет автомобиль, водитель которого умеет спровоцировать, контролировать и вовремя прекратить занос. Ряд приемов контраварийного вождения основан на том, что водитель провоцирует занос и использует его для выполнения тех или иных маневров. 2-б. Повернув колеса прямо, вы максимально снижаете сопротивление качению, а затем, плавно прибавляя газ, чтобы избежать пробуксовки колес, пытаетесь выехать. 3-а. Если задержать руль в крайнем положении, амплитуда заноса увеличивается и может начаться неконтролируемое вращение. 4-в. Летние шины и попадание на участок, не обработанный специальными составами, лишь усугубляют результат, но первопричиной все же становятся неправильные действия водителя. 5-а. Для срабатывания ABS, позволяющей сохранить управляемость автомобиля на скользкой дороге, необходимо, чтобы колеса начали блокироваться. 6-б. Переднеприводные автомобили на скользкой дороге обладают большей устойчивостью и проходимостью, чем заднеприводные, так как сила тяги всегда совпадает с направлением движения колес. 7-б. Ни одна даже самая современная электронная система не в силах отменить законы физики. Поэтому они работают только до тех пор, пока между шиной и покрытием дороги существует сцепление. 8-б. Иногда при движении по рыхлому снегу или трогаясь на подъем можно сдвинуть машину с места, только двигаясь с частичной пробуксовкой колес, а как раз этого система ASR сделать не позволит. 9-в. Используя прерывистое или импульсное дросселирование, можно держать машину на грани пробуксовки, и разгон будет наиболее эффективным. 10-а. Автомат зимой, прежде всего, помогает вести машину плавно. А приемы контраварийного вождения существуют и для машин с автоматическими трансмиссиями, но осваивать их нужно под руководством грамотного инструктора, и на закрытых для других участников движения площадках. 11-в. В определенных случаях необходимо менять режимы работы АКП на ходу, но делать это нужно в строгом соответствии с рекомендациями завода–изготовителя автомобиля. Так как в инструкциях по эксплуатации некоторых автомобилей запрещено включать «нейтраль» во время движения. 12-б. Зимний режим позволяет снизить вероятность срыва колес в буксование, а заодно и снизить расход горючего. Но первое же включение кик-дауна блок управления воспринимает как команду перехода в нормальный режим эксплуатации и автомобиль будет трогаться с места на первой передаче. Результаты теста: До 2 ошибок – вы хороший водитель. Как правильно ездить зимой, вы знаете. Соблюдайте осторожность, и плохая погода вам не страшна. 3–5 ошибок – знания средние. У вас есть серьезные шансы попасть в неприятную ситуацию, спровоцированную вашими же действиями. Обратите внимание на допущенные в тесте ошибки, чтобы избежать их на дороге. 6 и более ошибок – теоретически вы не готовы ездить в сложных условиях. Если и практические навыки на таком же уровне – зимой лучше пользоваться общественным транспортом или пройти дополнительную подготовку. Александр Ландарь, www.autocentre.ua
Где взять подлокотник не знаю!