клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Услуга trade-in (от англ. - «предмет, сдаваемый в счет оплаты нового») представляет собой процедуру обмена в автосалоне старого автомобиля на новый или на машину с пробегом. Она появилась в США в конце XIX в., а к 1950-м гг. превратилась в механизм стимулирования автолюбителей к более активной смене своих средств передвижения. На сегодняшний день на Западе по данной схеме приобретается более 60% новых автомобилей.
На российский рынок услуга trade-in пришла около 8 лет назад, появившись в дилерских автоцентрах зарубежных брендов, и изначально позиционировалась как сервис для состоятельных клиентов. Из-за ограниченной платежеспособности основной массы населения услуга trade-in, в отличие от автокредитования, долго не пользовалась широким спросом, однако в течение последних нескольких лет ее востребованность возрастает. Это связано с тем, что многие автосалоны начали предоставлять trade-in для покупки иномарок среднего ценового сегмента и, что особенно важно, отечественных автомобилей.
На нижегородском рынке автоуслуг trade-in существует с 2004 г. До этого времени, по словам руководителя отдела trade-in автосалона «Элекс Полюс» Петра Виноградова, подобная услуга по обмену предлагалась полулегальными фирмами с сомнительной репутацией, но именно автосалоны сделали trade-in цивилизованным сервисом. Сегодня данной услугой можно воспользоваться практически в любом салоне города.
Чистота сделки
Обмен подержанного автомобиля на новый - это trade-in в классическом понимании. Однако существуют вариации: можно обменять свой старый автомобиль на подержанный с меньшим пробегом, продать его салону и сразу получить деньги либо забрать комиссионные после продажи авто новому владельцу. Последний вариант, по мнению Петра Виноградова, наиболее выгоден для клиента, поскольку позволяет ему продать свой автомобиль за желаемую сумму (при этом комиссия салона составляет около 5%). Однако ожидание сделки может затянуться на неопределенный срок, и в такой ситуации сложно рассчитывать на скорое получение денег.
Независимо от того, какой из возможных вариантов будет выбран, перед продажей старый автомобиль обязательно должен пройти процедуру оценки в автосалоне. «Клиент может предварительно позвонить или оставить заявку на сайте, - рассказывает заместитель руководителя отдела trade-in торгового предприятия «Нижегородец» Камиль Каримов. - Специалисты ответят на все интересующие его вопросы и назовут примерную стоимость автомобиля. Однако окончательная цена будет озвучена только после полного технического осмотра авто». Запись на процедуру оценки осуществляется в среднем за 1-2 дня.
Требования, предъявляемые нижегородскими автосалонами к принимаемым автомобилям, отличаются разнообразием. «На данный момент мы берем только автомобили иностранного производства не старше 7 лет, купленные у официального дилера в любом регионе России, - говорит начальник отдела продаж автомобилей с пробегом компании «Луидор Трейд» Дмитрий Карпов. - Машины, пригнанные собственными силами, «серыми» дилерами либо не сертифицированные для России, мы не принимаем».
К авто заграничного производства салоны предъявляют повышенные требования. «Мы стараемся не брать иномарки, не зная их истории, - объясняет Камиль Каримов. - Продажа такого авто другому клиенту может оказаться слишком рискованной для салона». Однако, по словам старшего менеджера отдела trade-in компании «БЦР-АВТОКОМ» Виктора Терехова, автомобили, произведенные за рубежом, не имеют таких серьезных возрастных ограничений, как отечественные. Это связано с тем, что иномарки выдерживают гораздо больший пробег.
Но есть салоны, чьи требования к принимаемым автомобилям мягче. Они выкупают практически все авто независимо от их марки, возраста и пробега. «В Нижнем Новгороде салонов, принимающих отечественные автомобили, не так много, - говорит Петр Виноградов. - Часто они ставят ограничения по возрасту автомобиля - 5-7 лет, мы же берем авто вплоть до 1970-х гг. выпуска. Вопрос заключается лишь в цене». Существует возможность сдать автосалону и аварийный автомобиль. По словам г-на Виноградова, бывают случаи, когда клиенту более выгодно продать такое авто со значительной уценкой, нежели ремонтировать его, ожидая своей очереди в автосервисе.
Клиент, решивший приобрести автомобиль с пробегом в автосалоне, может быть спокоен за юридическую чистоту сделки, поскольку вся информация о машине уточняется через органы ГИБДД и таможенную службу. «У нового владельца подержанного автомобиля не может быть оснований для беспокойства, - объясняет Камиль Каримов. - Если мы не уверены в принимаемом автомобиле, то просто его не возьмем, а значит, и не выставим на продажу».
Осмотр с оценкой
Процедура оценки автомобиля, сдаваемого по зачетной схеме trade-in, производится в назначенный день специалистами выбранного автосалона в течение 1,5-2 часов. При определении стоимости учитываются три основных параметра - год выпуска автомобиля, его техническое состояние и товарный вид. «Оценщик проверяет лакокрасочное покрытие, делает диагностику двигателя, ходовой части, электрооборудования, - рассказывает Камиль Каримов. - Все эти процедуры при желании могут проводиться в присутствии клиента. Также принимаются во внимание среднерыночная цена машины, затраты на ее предпродажную подготовку, например, на косметический ремонт, и на реализацию автомобиля». Чем больше неисправностей у автомобиля будет найдено, тем значительнее он потеряет в цене, поскольку салон вычтет расходы на ремонт. «Мелкие повреждения - сколы и небольшие царапины - в расчет не берутся, - говорит Дмитрий Карпов. - Мы понимаем, в каком состоянии находятся отечественные дороги. Внимание вызывают более серьезные повреждения: вмятины, глубокие царапины, разбитые или треснувшие стекла, порванная грязная обшивка сидений. Исходя из результатов осмотра, клиенту делается финансовое предложение».
Существует определенная шкала уценки автомобиля. В салонах, предлагающих trade-in, она во многом схожа, при этом особенно важна популярность марки на российском рынке. По словам Дмитрия Карпова, к активно покупаемым автомобильным брендам относятся Toyota, Ford и Nissan. Цена на авто этих марок за первый год эксплуатации падает примерно на 15-20%. Меньшим спросом пользуются автомобили французского или китайского производства - уже за первый год они могут потерять на вторичном рынке до 50% от первоначальной стоимости. В последующие годы авто теряет по 10% своей цены (это относится к иностранным автомобилям).
Следует учитывать несколько важных факторов: если автомобиль продается через несколько месяцев или даже дней после его приобретения в этом же календарном году, он будет считаться годовалым. Если машина, выпущенная, например, в 2007 г., впервые вышла на дорогу в 2008 г., то для trade-in ее возраст также составит год. «Это не наша прихоть, а требования данного сегмента рынка автоуслуг, - объясняет Дмитрий Карпов, - ведь новому хозяину важен не только пробег автомобиля, но и запись в ПТС».
Несмотря на такую серьезную уценку, нужно учитывать фактор инфляции. Автомобили с каждым годом дорожают, поэтому не исключено, что, купив несколько лет назад авто по одной цене, сегодня с помощью trade-in вы сможете продать его за те же деньги или даже большие, но при условии, что автомобиль - популярной марки, в хорошем состоянии, а у производителя не сменился модельный ряд. «Некоторое время назад на рынке пользовался огромным спросом автомобиль Toyota Land Cruiser 105, - рассказывает Дмитрий Карпов. - Он производился вплоть до 2005 г. и стоил в тот период порядка 1,3 млн руб. Сегодня такое авто 2005 г. выпуска продается на вторичном рынке за 1,5-1,6 млн руб. Конечно, это скорее исключение, но такие случаи возможны».
Возможности trade-in
Если автовладельца устраивает цена, предложенная за автомобиль, то он может продать его салону либо обменять на другой (в случае необходимости - с доплатой). «Приехав практически на любой машине, клиент может выбрать как новый, так и подержанный автомобиль из всех представленных в салоне марок, в том числе и отечественных», - говорит Виктор Терехов. Бывают случаи, когда нужного автомобиля нет в наличии - в такой ситуации клиенту приходится ждать. Однако, по словам Дмитрия Карпова, время ожидания автомобилей по trade-in может сокращаться в 3-4 раза по сравнению со стандартными сроками доставки, если нет особых требований к цвету и комплектации модели. В период ожидания клиент имеет право передвигаться на своей старой машине. Если по истечении срока она окажется в прежнем состоянии, все договоренности останутся в силе.
После процедур оценки подержанного и выбора нового авто, остается лишь снять автомобиль с учета в органах ГИБДД. «Автомобиль любой марки, в том числе и отечественный, зарегистрированный в Нижнем Новгороде или другом городе Нижегородской области (кроме Сарова и Дзержинска), мы сами снимем с учета, - объясняет Виктор Терехов. - Если машина зарегистрирована в области, то требуется отметка из районного ГИБДД о том, что она не в залоге или на нее не наложен арест». Есть салоны, клиентам которых придется самостоятельно снять автомобиль с учета. По словам г-на Карпова, это является дополнительной гарантией юридической чистоты сделки. Когда машина снята с учета, весь процесс от приема подержанного авто до отъезда на новом занимает несколько часов. При желании можно даже сохранить старые номера.
Время - деньги
Продавать автомобиль своими силами довольно обременительно: нужно тратить время на подачу рекламы, самостоятельно снимать автомобиль с учета, заниматься поиском клиентов, стоять на авторынке, где существует высокая конкуренция. Благодаря trade-in все эти заботы берет на себя автосалон, который гарантирует безопасность и чистоту сделки. При этом автовладелец тратит на услуги салона в среднем 15-20 тыс. руб. «Все большее число нижегородцев прибегает сегодня к услугам цивилизованного рынка, - отмечает Дмитрий Карпов. - Люди стали отходить от процедуры непосредственной встречи с покупателем, предпочитая сберечь собственное время».
Еще пару лет назад услуга trade-in вызывала недоверие у российских потребителей. Сегодня спрос на нее неуклонно растет: доля проданных автомобилей с помощью данного продукта в нижегородских салонах колеблется от 15% до 35% объема ежегодных продаж. «В 2006 г. через классический trade-in мы продали около 60 машин, - говорит Дмитрий Карпов. - В 2007 г. их число составило порядка 200». Популярность услуги подтверждает и возросшая конкуренция автосалонов в данном сегменте рынка.
По словам Виктора Терехова, trade-in пользуется успехом у самых разных клиентов: от довольно состоятельных до представителей среднего класса, нередко берущих кредит на сумму, недостающую до стоимости нового автомобиля.
Востребованность тех или иных моделей, покупаемых по trade-in, зависит от сезонности. «В весенне-летний период возрастает спрос на небольшие легковые авто, осенью и зимой предпочитают внедорожники, - делится наблюдениями Камиль Каримов. - Самые продаваемые и принимаемые автомобили находятся в ценовой категории 400-500 тыс. руб.» Откликаясь на настроения потребительского рынка, салоны приходят к единым требованиям и условиям предоставления услуги trade-in, что делает данный сегмент рынка автоуслуг цивилизованным и безопасным для всех его участников.
Елизавета Брызгалова, www.extra-n.ru
Где взять подлокотник не знаю!