клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
В МВД разработан новый свод правил, который очень четко регламентирует ситуации, когда водитель вынужден общаться с инспекторами ГИБДД, передает «Российская газета». Причем, в МВД решили перед утверждением документа провести его общественные слушания – новые правила уже сейчас можно прочитать на сайте МВД.
Тем не менее, расслабляться участникам дорожного движения не стоит. Ведь и помимо нового свода, существуют и Правила дорожного движения, «Конвенция о дорожном движении», «Гражданский кодекс», закон «О безопасности дорожного движения», ГОСТы (на строительство дорог и городов, на ремни безопасности, на знаки, и т.д.).
Кроме этого, существует Кодекс об административных правонарушениях РФ, плюс аналогичное законодательство Псковской области; Постановления Правительства, закон «О милиции», «Наставление по работе ДПС», внутренние Приказы МВД и т.д.
Как правильно вести себя в той или иной ситуации на дороге? Получить бесплатно и быстро квалифицированный ответ практически невозможно. Остается-учить матчасть.
Данное Наставление предназначено только для разговора с инспектором, чтобы не «наломать дров». Сегодня мы рассмотрим первую ситуацию.
1.Непристегнутый ремень.
Вы неспеша ведете машину. Не превышаете скорость, соблюдаете предписания знаков. Но вот...взмах полосатой палочки. Вас останавливает инспектор ГАИ.
У вас в порядке документы, на месте огнетушитель и аптечка только вчера куплена. Придраться не к чему...
Но неожиданно со стороны инспектора следует вопрос: « А почему Вы и Ваши пассажиры не пристегнуты?»
Такого Вы никак не ожидали. Начинаете искать оправдание...Говорите, что у Вас подушки безопасности.... а то, что пассажир не пристегнут... так каждый сам за себя отвечает ...
Это – неверный ответ! Во время движения лицо, управляющее транспортным средством, отвечает не только за свою безопасность, но и за безопасность других лиц, как принимающих участие в дорожном движении, так и не имеющих к нему отношения. Прежде всего, это относится к пассажирам транспортного средства, за вред, причиненный жизни и здоровью которых, водитель несет ответственность, даже если нет его вины.
Об этом говорит и Гражданский кодекс (ст.1079 ГК РФ) и соответствующее постановление Верховного суда от 30.08.98 г.
Ваша стратегия должна быть в корне иной. На вопрос инспектора есть резонный ответ:
«Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы. В остановившейся машине и водитель, и пассажир не обязаны быть пристегнуты».
Доказать свои слова довольно просто – продемонстрируйте инспектору чистый ремень. Если ремнем не пользуются, он быстро забивается пылью, и не нужно быть экспертом, чтобы обнаружить эту грязь.
На задних сидениях автомобиля ремни частенько прячут под сидение. Не стоит этого делать, ибо оспорить пристегивание ремнем, спрятанным под сиденье, невозможно.
Весна этого года. Время где-то половина первогоночи. Неелово, АЗС «Сургутнефтегаз». Я возвращался из Риги домой в Псков. Сразу за АЗС из темноты вынырнул человек в сером и взмахнул полосатой палочкой.
Пришлось остановиться. Человек просмотрел документы, втянул ноздрями порцию воздуха из салона. Не обнаружив ничего подозрительного, пожелал счастливого пути. Как выяснилось позднее, тем вечером в Изборске был большой праздник. Люди в сером ловили пьяных за рулем.
История банальна тем, что случается повсеместно. Тем не менее остановка автомобиля со стороны инспектора была абсолютно незаконна.
Согласно «Наставлению по работе ДПС» 13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно - пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
«Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости».Еще бы не запретить. Это же административное правонарушение ст.12.35 КоАП – от 1000 до 2000 руб.
Там же: «Стационарный пост дорожно-патрульной службы – место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.». Зона ответственности поста – территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. При попытке проверить и наказать Вас за что-то на большом удалении от ближайшего поста ДПС на основании утверждения о том, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, усомнитесь и попросите схему этой самой зоны.
Будки, автомобили, придорожная растительность к стационарным постам не относятся.
Решением Председателя Архангельского областного суда №4а-316 27.09.06 года отказ водителя предъявлять документы для проверки при его остановке вне стационарного поста признан правомерным. Остановив водителя вне стационарного поста для проверки документов, инспектора нарушили положения, изложенные в «Наставлении по работе ДПС». Поскольку остановка была незаконной, то и последующее требование предъявить документы также было незаконным.
О том, что идет спец.мероприятие, понятно будет по обстановке: ГАИ на каждом повороте, усилены ОМОНом, все в бронежилетах или парадной форме. Если же вас тормознул одинокостоящий страж дороги и отрапортовал, что идет «цунами-антикавказ», то поинтересуйтесь, почему он находится вне «заградительного поста», и правильно ли сделаны все записи об этой операции в служебной книжке и карточке поста (маршрута). В ответ получите что-то типа «Не ваше дело». И он прав. Но в суде-то вы можете подать письменное ходатайство (обязательно письменное, устные ходатайства – просто слова) о предоставлении данных документов.
На дороге служебные обязанности выполняют исключительно ДПС (п.5 Приказ №329). Могут ли вас остановить сотрудники других структур милиции? Да, могут, закон «О милиции» дает им такое право (ст.11). Это же положение закреплено в ПДД: п.2.1.1 не делает различия между ДПС и другими структурами. Но такая остановка, за исключением остановки участковым уполномоченным, должна вас насторожить. Для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении им служебных обязанностей (ст.18 закона «О милиции»). Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления или для проверки документов.
При этом действия милиционеров должны в точности совпадать с действиями ИДПС (см.). Ваши права в разговоре с милиционером такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому немедленно потребуйте от милиционера представиться, предъявить документы и назвать причину остановки. Согласно Приказу МВД №444 помимо ГАИ составить протоколы по статьям 12.1–12.3, 12.6, 12.7, 12.10–12.20, 12.25, 12.29 могут другие сотрудники милиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.
Автолюбитель Семен Авдеев, businesspskov.ru
Где взять подлокотник не знаю!