KIA Spectra Клуб

клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA

Какой путь прошла автомобильная коробка передач

Быстрый Переход

Ðåêëàìà

Страница 1 из 1 (Всего 1 записей) | RSS

оценило - пользователей
На это сообщение - Ответы | - Followers

GeneREA
Top 10 Contributor

Санкт-Петербург Opel Astra H SW
Евгений Написано: 19-11-2007 9:38 | PostID= 43 376
Искушённый автомобильный гурман, не понаслышке знакомый с удовольствием от управления хорошей спортивной машиной, старается ощутить этот процесс во всех деталях, не упустив ни одного момента. И не самое последнее значение здесь имеет «вкусное» переключение передач – чёткое, с мгновенным попаданием в один щелчок и характерным звуком – будто досылаешь патрон в боевую камеру автоматического Colt A11 Eagle.

Однако в те времена, когда уже то, что тряская коляска на высоких деревянных колёсах не нуждается в лошадях, было достижением, у тех, кто осваивал этот экстремальный по тем временам вид спорта, были совсем другие заботы. Как только инженеры начали совершенствовать моторы, повышая их отдачу, стало ясно, что одним ремнём, наброшенным на выходной шкив, явно не обойтись. Машина трогалась всё же с трудом, а при добавлении оборотов ремень проскальзывал, и толку от повышенной мощности было чуть. Инженеры, однако, всё же люди грамотные, и сразу созрела мысль использовать несколько шкивов с разным диаметром и, соответственно, передаточным отношением – обеспечив таким образом неколько рабочих режимов, соответствующих разным дорожным условиям. Механизм, перекидывающий ремень со шкива на шкив, был нехитрым. Некоторые автомобили имели отдельный рычаг для каждой скорости.

Были и другие системы, довольно много. Например, планетарная передача с промежуточной шестернёй-сателлитом и зубчатой короной. Изначально она использовалась на лёгких автомобилях-«вуатюретках», но в итоге стала основой системы с автоматическим переключением, известной в первую очередь по американским «крейсерам автострад» (Turnpike cruisers). Все системы перечислять долго, да и нет особой нужды. Ведь уже в 1900 году Луи Рено, только что вернувшийся из армии, оформил десяток патентов, которые включали, к примеру, систему турбонаддува, а главное – коробку скоростей того же типа, что в наши дни используется на самых рафинированных суперкарах и гоночных болидах. Любопытно, что Луи не имел даже законченного среднего образования, поскольку терпеть не мог учиться. Он, как говорят, и изобретать начал от лени – неохота было вставать с постели, чтобы зажечь керосиновую лампу, вот он и провёл электричество. Чтобы опустить пластины батареи в кислоту, достаточно было потянуть верёвочку – и свет горит. Эта идея посетила будущего промышленного короля где-то в 13 лет.

Мощные, комфортабельные авто европейских аристократов и американских миллионеров имели прогрессивную конструкцию трансмиссии. За мотором стояла коробка скоростей, за ней (или перед ней, а, к примеру, на Thomas Flyer – с обеих сторон) стоял барабанный тормоз с приводом от педали, затем карданное сочленение и промежуточный вал с ведущими звёздочками, от которых шли приводные цепи. Карданному приводу многие не доверяли, но у него были и стойкие приверженцы – Генри Форд, Чарльз Кеттеринг (талантливый инженер, учёный, благодаря которому Cadillac стал синонимом роскоши, более всего прославившийся созданием электростартера), а на машинах Renault и Darraq сроду не было цепного привода – только карданный.

Рычаг переключения скоростей располагался в те годы снаружи кузова. На Ford T вы тоже встретите длинный рычаг на водительской подножке, но он лишь приводит в действие башмак стояночного тормоза. Коробка скоростей здесь – планетарного типа, и управляется она двумя педалями. Третья педаль – тормоз. А акселератор управляется рычажком на руле, его при езде нужно зажимать между средним и безымянным пальцами левой руки. В стоимость машины входил обязательный получасовой курс обучения, а в САСШ (Североамериканских Соединённых Штатах) и ряде других стран существовала особая водительская категория «Ford T» – эти машины составляли две трети автомобильного парка планеты.

С течением времени автомобили получили закрытые кузова. Рычаг скоростей обосновался на полу внутри салона, возле водительского колена. Надо сказать, при серьёзных авариях металлический штырь нередко пронзал ногу навылет. Да и вообще, многим не нравилось, что во время езды рычаг постоянно колотит по колену. Поэтому появились системы дистанционного привода с рукояткой на рулевой колонке. Они редко отличались чёткостью работы, но тем не менее были популярны, поскольку спереди худо-бедно могли размещаться трое и таким образом даже не слишком дорогой автомобиль мог считаться шестиместным – словно Packard.

К началу 30-х гг. сложилось представление об автомобиле мечты – мощном, невероятно скоростном и сказочно красивом. Продавцы наперебой уверяли покупателей, что именно их автомобиль – то, о чём они мечтают. Автомобильные рекламы приобрели небывалую доселе красочность и зрелищность. Здесь – дама в мехах и ярко освещённый портал фешенебельного отеля, здесь – набережная и яхты. Ford был скромнее – благополучная семья едет на пикник на новой машине. Это большая радость – ведь на дворе бушует Великая депрессия.

Однако красивую картинку нужно подкрепить чем-то реальным. Так ли уж хорош «автомобиль последней модели»? Порой технические новшества вводились именно для привлечения покупателей. Среди них – автоматический привод сцепления на машинах Oldsmobile и Buick. На первый взгляд это была отличная штука – нужно заранее нажать ногой кнопку предварительного включения, выбрать передачу, и она включалась при добавлении «газа». Но работала система из рук вон, поэтому покупатели этих машин сразу же её отключили, а кое-кто не поленился и в суд подать.

Сцепление к тому времени уже было не конусное, с кожаными накладками, которые постоянно замасливались (строчка о сцеплении такого типа есть в сонете Набокова «Автомобиль в горах»). Оно имело конструкцию с одним, двумя или тремя дисками, правда накладки приходилось менять через каждые пару тысяч, но это всех устраивало, люди просто старались водить аккуратно, а спортсменов это заботило меньше – главное, чтобы хватило до финиша. Весьма солидная конструкция стояла на Bugatti type 41, известном как Royale. Она находилась прямо под водительским сидением.

Дорогие машины, подлинные «автомобили мечты», имели очень сложную конструкцию. Ведь покупатели ожидали, что их невероятно сложные формы скрывают что-то особое. Эррет Лоббан Корд распорядился снабдить Auburn 851 Speedster механическим нагнетателем, чтобы он был стремительным не только с виду, но и на деле. А автомобиль своего имени, переднеприводный Cord 812, он хотел представить как чудо техники. Поэтому была разработана система электромеханического переключения «преселективного типа». Для включения нужной скорости достаточно было передвинуть двумя пальцами маленький рычажок и подождать секунд двадцать. Штучка модная и работала неплохо, но не каждый механик мог в ней разобраться. Если владельца модного кабриолета или «вестчестерского седана» настигала пустяковая неполадка где-нибудь в Айове, выход был один – вызывать механика из Индианаполиса.

Такие системы были в ходу и в Европе. Фирма Cotal поставляла такие трансмиссии для Talbot, Delahaye и для Darl`Mat Peugeot, которые строил некий дантист, придумавший систему убирания жёсткой крыши в багажник. Крыша уходила в багажник как по мановению волшебной палочки, а вот трансмиссия работала паршиво. Delahaye и Talbot после войны её не ставили, а Дэвид Браун, испытав экспериментальный Aston Martin Atom, сказал: «Что ж, я покупаю фирму, только поставьте нормальную коробку».
Знаменита была коробка системы Майбаха. При работе она издавала душераздирающие звуки, и продавцы специально предупреждали клиентов, чтобы те не пугались.

Mercedes хранил верность традициям. Его трансмиссии отличались непревзойдённым качеством. Роскошные 540-е имели повышающую передачу (Schnellgang) – в самый раз для автобана. Правда, на поздних 540 её уже не было. Коробка была синхронизирована, но всё же от водителя требовалась сноровка. У Элишки Юнковой сноровка несомненно имелась. Эта отчаянная автогонщица настолько была влюблена в скорость и автомобили, что напрочь избавилась от бюста хирургическим путём – ни к чему, только рулить мешает.

Стоит отметить работы талантливого изобретателя и художника Поля Арзена. Один из автомобилей его конструкции имел одну-единственную педаль. При её нажатии машина ускорялась, стоило отпустить педаль – включались тормоза. При испытательной поездке директор фирмы Peugeot проезжал перекрёсток, и тут наперерез выскочило такси. Директор бросил «газ» и хотел тормозить в пол, но там не было педали. Однако машина самостоятельно совершила экстренное торможение. Наметилось несколько крупных заказчиков, но тут началась война. Мсье Арзен уничтожил свои чертежи, а его товарищи в городском архиве ликвидировали его патенты. Так они немцам и не достались. А после войны о них не вспомнили, даже сам автор до самой своей смерти в 1996 году. И очень жаль.
Уже шла война, но в Америке ещё представляли новые модели автомобилей. Oldsmobile с автоматической коробкой Dynaflash не остался незамеченным. После войны начали разрабатывать новые модели, и «автоматика» предусматривалась на всех. Packard задержка с разработкой собственнлой системы стоила огромных убытков, Ford тоже нёс потери. На Lincoln поначалу ставились агрегаты от Cadillac.

Но первые «автоматы» были далеко не идеальны. На багажниках Buick имелась крупная надпись Dynaflow. Это нужно было для предупреждения едущих следом, чтоб не сильно газовали. У машин с такими трансмиссиями разгон до 60 миль в час требовал почти в два раза больше времени, чем со стандартной «механикой». Это объяснялось особенностями работы муфты гидротрансформатора. В ней были помещены ведущая и ведомая крыльчатки, а связующим звеном служило масло специальной марки. Такая муфта, ясное дело, имеет высокую инертность. В автомобиле ЗиМ ГАЗ-12 стояли механическая коробка передач и гидромуфта вместо обычного сцепления. Поэтому требовалось избегать парковки на участке дороги с сильным уклоном и постоянно проверять ручной тормоз. Водитель машины с обычной трансмиссией на стоянке оставляет включённой передачу. Но мы гордились нашими машинами. Гэдээровский Horch-Sachsenring не только не мог похвастаться гидромуфтой, у него вместо гипоидной главной передачи, как на «Волге», стояла архаичная конусная пара.

Сейчас «автомат» можно встретить даже на настоящем спорткаре, в том числе и на Ferrari. На каком-нибудь Dodge Chardger R/T 440 Magnum 1969 года даже с «автоматом» можно устроить такой burnout с дымом из-под колёс, что мало не покажется. Но даже сейчас не стоит злоупотреблять резкими ускорениями и кик-даунами – это быстро прикончит коробку. Запахло горелым маслом – всё, приехали.
На некоторых малолитражках 50-60-х гг. можно было встретить трансмиссию с вариатором клиноременного типа. Два главных диска вариатора сходятся и расходятся в зависимости от оборотов двигателя, ослабляя и усиливая натяжение приводного ремня клиновидного сечения. Система проста и удобна – убавляй или добавляй «газ», и все дела. Но и так не очень мощные малолитражки с трудом удерживались в транспортном потоке из-за потерь крутящего момента. В итоге крупнейший производитель машин с такими трансмиссиями DAF, чьи основатели братья ван Доорны их и изобрели, продал свой завод фирме Volvo, полностью переключившись на грузовики. На Volvo вариаторы ставились и в 80-е, но от них отказались после ряда судебных исков. Дело в том, что десятилетние Volvo, стоящие с включённым мотором, частенько стали резко срываться с места на парковках и перекрёстках, от чего страдали и люди, и другие машины. Но вариаторы выпускались и выпускаются. Их использовали японцы в 80-е, например, на Honda Civik, и они попали даже на такие мощные машины, как Nissan Gloria и Audi A6.
Американцы к 60-м годам так привыкли к «автоматам», что механические трансмиссии предлагались в качестве опции на моделях со спортивным имиджем, считались вещью изысканной и эксклюзивной и стоили на $200-300 дороже. Традиционные модели таких марок, как Cadillac и Lincoln, отличает панель приборов без центральной консоли («бороды»). 4-ступенчатая «механика» Hurst стояла на Oldsmobile 4-4-2, Chrysler ограниченных «литерных» серий могли поставляться с трансмиссиями Pont-a-Mousson французского производства. Chevrolet Camaro можно было купить с 5-скоростной механической коробкой, что позволяло сравнивать его с тогдашними Porsche.

Американский дальнобойщик-trucker в клетчатой рубашке с закатанными рукавами и бейсболке, знакомый нам по таким фильмам, как «Конвой», «Смоки и Бандит», мастерски управляется с несинхронизированной механической коробкой с прямозубыми шестернями, под сброс «газа» перекидывая рычаг, не выжимая сцепления. Конструкции более полувека, и отказываться от неё пока не думают.
В Европе автоматические трансмиссии вплоть до конца 80-х считались прерогативой роскошных лимузинов. Но японские фирмы, давно работающие на североамериканском рынке, превосходно отработали конструкцию компактного и недорогого «автомата». А потом автоматическую трансмиссию получили Ford Scorpio и Opel Omega, а к началу 90-х она стала доступной для покупателей VW Golf, Ford Escort, Opel Astra, Peugeot 205, Citroёn ZX и прочих.

Но искушённые автомобильные гурманы, как было сказано в начале статьи, обожают переключать передачи. Причём находятся и любители поворочать рычагом древней несинхронизированной коробки, знакомой тем, кто хоть раз водил «газон». Только такие люди выбирают всё-таки экипаж поизысканнее, да и хорошее обслуживание положительно отражается на удобстве в обращении. На многих легендарных автомобилях стоят просто кошмарные коробки передач, о чём свидетельствуют воспоминания знаменитых гонщиков. Сэр Стирлинг Мосс рассказывает, что гоночной Maserati он бы управлял с наслаждением, если бы не хрупкая конструкция – на Mille Miglia 1957 года сразу после старта отвалилась педаль тормоза. А Mercedes заставлял попотеть, но его прочности хватало на любую гонку. На дорожном спорткаре Mercedes 300SL Gullwing коробка весьма совершенна для своего времени, но удовольствие она доставит только человеку, любящему автомобили и умеющему находить с ними общий язык. Неповторимый характер имеют коробки таких автомобилей, как Ferrari, Porsche, Jaguar. Управляя гоночным Porsche, Стирлинг Мосс намучился с тугой и непослушной трансмиссией, к которой даже пришлось приспособить кулису от Ferrari – знаменитую алюминиевую пластину с прорезями, в которых ходит рычаг. Пару раз он воткнул не ту скорость и неминуемо прикончил бы мотор, если бы он не был сделан на Porsche. Но кто сказал, что Porsche – не замечательный автомобиль?

На Ferrari сейчас можно встретить механическую трансмиссию с кнопочным переключением, которую заказывают желающие почувствовать себя Шумахерами. Но знатоки Ferrari говорят, что это пижонство. Отличную репутацию имеют трансмиссии BMW, как механические, так и автоматические. Это пример колоссальных финансовых и интеллектуальных вложений в поддержку имиджа drivers car. Но конструкции прошлых лет не потеряют способность удивлять. Мне как-то встретилась коробка передач от Mercedes 770. Она лежала на полу в углу гаража и вызывала мысли об останках доисторических мастодонтов. Ведь она, пожалуй, превосходила размерами мотор нынешнего Maybach!

Где взять подлокотник не знаю!

Никнейм GeneREA зарегистрирован!

 |  |  Íàâåðõ
Страница 1 из 1 (Всего 1 записей) | RSS