клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Сказать по правде, действующие с 23 мая 2009 года штрафы меня слегка нервируют. Не то что бы я был злостным нарушителем, но все-таки. К примеру, за непропущенного пешехода теперь наказывают на 800-1000 рублей, а попасться можно даже без злого умысла: скажем, из-за «слепого» пешеходного перехода, о чем мы писали накануне.
Газета «Комсомольская правда» провела пресс-конференцию с представителями ГИБДД области, во время которой начальник отдела ДПС, розыска и дознания Максим Куляшов дал несколько полезных разъяснений.
Например, как правильно пропустить пешехода? «Неверно думать, что если пешеход идет по переходу, но еще далеко от вас, вы можете проехать – мы будем классифицировать это как нарушение правил, – говорит Максим Николаевич. – Правило очень простое: пешеход ступил на проезжую часть – транспортный поток замер в обоих направлениях».
Надо признаться, до этого разговора я придерживался другой трактовки. Статья 12.18 КоАП наказывает за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам. В правилах есть определение: «Уступить дорогу – требование, означающее, что участник движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движения [...], если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление или скорость движения». Строго говоря, если пешеход двинулся с противоположной обочины и ему еще предстоит пересечь четыре-пять полос, мой проезд не заставит его притормозить или маневрировать.
«Это неверная логика, – говорит Максим Куляшов. – Поставьте себя на место пешехода: он начал переходить улицу, но видит, что по дальним полосам машины несутся с большой скоростью. Это вынудит его замедлиться или изменить траекторию, а значит, водители создали ему помеху».
Спор стал немного метафизичным, поскольку скатился в область психологии: иной слабонервный пешеход действительно испугается и замрет на месте, а другой проложит путь грудью, и ваш маневр на заднем плане его только раззадорит. Представим другую ситуацию: вы выезжаете на главную дорогу и обязаны уступить «поперечным» водителям. Вдалеке маячит старый «Москвич», но в момент вашего выезда он начинает истерично тормозить, потому что дедушке за рулем почудилась возможность столкновения, а значит, вы нарушили правила... Короче, любую идею можно довести до абсурда.
Но дело не в этом – имейте в виду, что какой бы спорной ни была трактовка правил ГИБДД, она подразумевает, что вы обязаны остановиться, если на пешеходном переходе есть человек и он движется в вашем направлении.
Так что привыкайте уважать пешехода как самого себя. Если посмотреть на вещи шире, это совсем неплохо. Да, попасть на тысячу неприятно, тем более когда ваша вина в этом – лишь частичная. Но в любом случае, это не сравнимо с моральным и материальным ущербом, если вы собьете пешехода. Поэтому, правы сотрудники ГИБДД в своей интерпретации правил или нет, давайте возьмем за правило: пешеходный переход – это свято. Тем более Челябинск, как и любой мегаполис, находится в зоне риска: половина всех ДТП с пострадавшими пешеходами в Челябинской области случаются именно в нашем городе. Второй в списке – Магнитогорск (18%), третий – Златоуст (3%).
Представители ГИБДД пообещали избежать злоупотреблений. «Чтобы не возникло спорных ситуаций, нам поступило распоряжение снимать подобные нарушения на видеокамеру», – добавляет Максим Куляшов.
Он также приводит интересную статистику: за первые четыре месяца 2009 года сотрудники ГИБДД области оштрафовали 83 100 пешеходов и 53 100 водителей. С одной стороны, необычна пропорция – пешеходов карали чаще. С другой, если примерно такой же «улов» сохранится в последующие четыре месяца, то в идеале бюджет пополнят – внимание – 70 миллионов рублей. Разумеется, будут расходы на взыскание, будут неплательщики, но даже если сходу заплатят 30% виновных, получается сумма в 21 миллион за четыре месяца. И почему бы не пустить ее на создание над- и подземных переходов или хотя бы на рисование «зебр»? Отсутствие финансов все время называют одной из проблем на пути к качественной организации дорожного движения. Вот и Максим Куляшов посетовал, что «зебры» нынче очень дороги – работа ручная (!), краски уходит много. Долговечные пластиковые покрытия еще дороже, так что бюджетом не предусмотрены. Я думаю, водителям было бы несколько проще платить 1000 рублей, если бы они знали, что деньги достанутся мастеру ручной работы, рисующему очередную прожилку пешеходного перехода.
Полная таблица изменений в КоАП приведена в конце статьи. Напоследок лишь поясним пункт 12.19, который подразумевает штраф в 300 рублей за остановку на пешеходном переходе или на тротуаре, повлекшую создание помех пешеходам. Тонкость в том, что за езду по тротуарам полагается штраф в 2000 рублей или лишение прав, за остановку – только 300 рублей. Однако остановиться на тротуаре, не проехав по нему, невозможно (если только тротуар не нанесли вокруг вашей машины, пока вы бегали за сигаретами, чтобы бывает нечасто). И возникает логичный вопрос – будут ли инспекторы автоматом довешивать нарушителю 2000 рублей? Так вот, сотрудники ГИБДД поясняют – нет, не будут, поскольку для этого необходимо зафиксировать нарушение, а не только его последствия.
Статья
Нарушение
До 23 мая
После 23 мая
12.18
Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующихся преимуществом в движении
Предупреждение или штраф 100 руб.
Штраф 800-1000 руб.
12.19, ч.3
Прежняя формулировка: «Нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов».
Нынешняя формулировка: «Остановка или стояка транспортных средств на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов».
Предупреждение или штраф 200-300 руб.
Предупреждение или штраф 300 руб.
12.23, ч.1
Нарушение правил перевозки людей, за исключение случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Прим. редакции: пункт включает перевозку детей без специальных удерживающих устройств
Штраф 500 руб.
12.23, ч.2
Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных ПДД), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.
Штраф 100-300 руб.
Штраф 500-700 руб.
12.29, ч.1
Нарушение пешеходом или пассажиром ТС ПДД
Предупреждение или штраф 200 руб.
12.29, ч.2
Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства)
Артем КРАСНОВ, специально для Autochel.ru
Где взять подлокотник не знаю!