клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Водители грузовых автомобилей знают об административной ответственности за перегруз и управление транспортными средствами с превышением разрешенных габаритных параметров. И если с вопросом перегруза все понятно, то отсутствие достаточной нормативной базы по привлечению водителей за управление транспортными средствами с нарушением габаритных размеров требует детального анализа. Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере. Водитель грузового автомобиля с прицепом был остановлен для проведения замеров габаритов прицепа по высоте. В результате было установлено, что высота прицепа выше установленных норм на 12 сантиметров. Водителя привлекают по статье 12.21.1 КоАП РФ. Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов 1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. С самого начала изучения статьи и ее частей приходим к одному из исключающих аспектов, не дающих права привлечения водителя транспортного средства: водитель не осуществлял перевозку крупногабаритных грузов, речь шла исключительно о прицепе, высота которого превышала разрешенные нормы на 10 сантиметров, то же самое, кстати, может касаться и транспортного средства. Но если данный случай можно считать исключением, то к перевозке негабаритных грузов отнесемся более внимательно, ведь при перевозке грузов с нарушением габаритных параметров требования статьи окажутся обоснованными. Первый вопрос – каким образом проводилось измерение габаритных параметров по высоте? При проведении любых контрольных измерений необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами. Следует учитывать принцип единства измерений. Законодательно в РФ не установлен порядок определения габаритных параметров\характеристик транспортных средств. Ввиду этого, все проводимые замеры носят лишь информативный характер, но не могут являться основанием для привлечения гражданина к административной ответственности. Центр метрологии и сертификации предоставил ответ ГИБДД в котором указано, что методики, равно как ГОСТов, а также иных документов по объективному определению габаритов транспортных средств не существует, поскольку транспортные средства имеют подвижные, изменяющиеся и мягкие детали. Применительно к полуприцепу, прицепу и тягачу это: резиновые колеса, накачанные воздухом, пневмоподушки, проседающие под тяжестью того или иного груза и т.д., то же самое будет касаться и тягача. Помимо этого, не имеется специально оборудованных горизонтальных площадок по проведению замеров, что не позволяет сделать какие бы то ни было выводы об объективности проведенных замеров. Для осуществления своей защиты автомобиль можно поставить на разных площадках под разным углом. Будет установлено, что, например, если задние колеса тягача находятся на возвышенности, передняя часть прицепа окажется приподнятой, а практически в случае любой установки окажется, что расхождение в измерении будет существенным и установленный законодателем порог в 10 сантиметров может быть превышен. Главное доказательство заключается в том, что автомобиль в зависимости от места его размещения при проведении замеров высоты в значительной степени изменяет габарит по одному из краев прицепа. При этом абсолютно не важно какой длины будет использован измеритель. Доказательно, основываясь на законах физики, получается, что при изменении угла изменяется и высота, и в любом случае будет установлено значительное расхождение по высоте в зависимости от расположения тягача и прицепа. Проводя самостоятельные замеры, пригласите свидетелей. Сделайте фотографии, приложите в суд в качестве доказательства книжку с габаритными параметрами автомобиля и прицепа. Таким образом, основываясь на вышесказанном, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение такого дела обязано уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Второй вопрос – что является доказательством по делу об административном правонарушении в рассматриваемом случае? При вынесении постановления судья руководствуется протоколом об административном правонарушении, принимая его как доказательство. Еще раз вернемся к принципу единства измерений. Согласно КоАП РФ, в случае использования технических средств для установления существа правонарушения в протоколе указывается заводской номер прибора, которым осуществляется замер или контроль. При этом прибор должен быть соответствующим образом поверен. Чем проводится измерение габаритов? Как правило, обычной телескопической линейкой, приобретенной в ближайшем магазине хозтоваров. Факта, подтверждающего поверку указанной в протоколе телескопической линейки в материалах дела не будет, равно как и копии сертификата на данный предмет. В первом случае становится непонятным, соответствуют ли указанные на планке данные о количестве метров, сантиметров, миллиметров, не указана возможная погрешность, а во втором случае даже невозможно установить изготовителя линейки. При проведении замеров не были привлечены свидетели и понятые, способные подтвердить факт осуществления метрологического контроля (замера) с использованием именно этого прибора, однако, это требование инспекторы достаточно часто игнорируют. Помимо этого, любой используемый для измерения прибор должен быть утвержденным и внесенным в список или реестр приборов для использования органами ГИБДД, равно как и отдельными должностными лицами, отвечающими за безопасность дорожного движения. Такого перечня вы также нигде не найдете. Не поддавайтесь на уловки инспекторов! Начните осуществлять свою защиту уже при встрече с нерадивым инспектором! Ваша юридическая грамотность – это возможность не платить взятку, не платить штраф и избежать необоснованного лишения водительского удостоверения. Удачи на дорогах!
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21331/
Где взять подлокотник не знаю!