клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
В пятницу, 21 ноября на сайте www.gibdd.ru было опубликовано указание, подписанное начальником ГИБДД РФ Виктором Кирьяновым и разъясняющее одну из самых спорных ситуаций на дороге. Речь идет о случаях, когда на одном и том же участке дороги стоит знак 3.20 "Обгон запрещен" и нанесена противоречащая ему прерывистая линия разметки, разрешающая данный маневр. "Данное сочетание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения недопустимо, - сказано в сообщении Госавтоинспекции. - При рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения".
Корни проблемы уходят в несовершенство нормативных актов, регулирующих дорожное движение. Нигде нет четкого указания, на что водителю нужно ориентироваться в первую очередь - на знак или на разметку.
Например, в ПДД указываются случаи, когда обгон запрещен, но не сказано ни слова про "главенство" знака или разметки (пункт 11.5). Там, конечно, упоминается ситуация, когда на дороге установлен временный знак (на переносной стойке) - по правилам, его предписания важнее разметки. А что делать, если знак постоянный, на бетонной основе? В ГОСТе 23457-86 сказано, что "на участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки". Исходя из этого можно предположить, что разметка важнее знака. Однако, как пояснили "Ленте.ру" в ГИБДД РФ, водители при езде должны руководствоваться только правилами дорожного движения, а ГОСТ - это документ, предназначенный для строителей и дорожных рабочих.
И все же главный вопрос: чем указание Кирьянова может помочь водителю в двусмысленных ситуациях? По словам сотрудников ГИБДД, их по-прежнему сложно будет трактовать однозначно. "Инспектор ГИБДД, лишающий водителя удостоверения, по-своему прав, так как стоит знак, запрещающий обгон, - пояснил нам представитель Госавтоинспекции. - Но водитель тоже прав - с той точки зрения, что имеет место нарушение правил нанесения разметки".
В "сухом остатке" это означает, что указание начальника ГИБДД, скорее всего, никак не повлияет на взаимоотношения гаишника и водителя на дороге и вряд ли поможет решить спорную ситуацию на месте. Инспектор по-прежнему имеет законное основание составить протокол о нарушении и изъять водительское удостоверение. Ведь с октября 2006 года, по решению Верховного суда, знак "Обгон запрещен" трактуется как выезд на встречную полосу - нарушение, при котором удостоверение направляется в суд.
Получается, что теперь сотрудник ГИБДД будет сам решать - отправить водителя в суд за "правами" или, воспользовавшись приказом Кирьянова, отпустить его "с миром". "Автомобилист, конечно, сможет направить жалобу в вышестоящую инстанцию, ссылаясь на данное указание, и добиться таким образом возврата прав, - поясняют в ГИБДД. - Но указание Кирьянова - это временный документ, который будет действовать до тех пор, пока не завершится полная ревизия российских дорог, а разметка и знаки не будут приведены в соответствие друг с другом. Сейчас работа в этом направлении ведется".
Эксперты уверены, что проблемы водителей не ограничатся составлением жалобы. "Дело в том, что сотрудники ГИБДД не имеют права рассматривать административные дела, поэтому если вы придете с жалобой на действия сотрудника, не подчинившегося указанию Виктора Кирьянова, то вас все равно перенаправят в суд, - пояснил глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Для судьи, в свою очередь, указания начальника ГИБДД погоды не делают - он подчиняется только вышестоящим судам. А решение пленума Верховного суда гласит, что при установленном знаке о запрете обгона нарушение трактуется как выезд на встречную полосу". А, согласно Кодексу об административных правонарушениях, выезд на "встречку" предусматривает безальтернативное наказание для водителей в виде лишения прав на срок 4-6 месяцев (пункт 12.15.4 КоАП).
Несмотря на то, что публикация указания Виктора Кирьянова на сайте датируется 21 ноября 2008 года, в силу оно вступило еще 1 августа. "Непонятно, почему гаишники только сейчас решили опубликовать этот документ, ведь, насколько мне известно, летом и осенью спорные ситуации в судах по-прежнему решались в пользу ГИБДД, а не в пользу водителей, - добавил Виктор Травин. - Не думаю, что что-то поменяется и сейчас. Широкая огласка указания лишь спровоцирует дополнительные конфликты между инспекторами и водителями, которые теперь будут знать о своих правах. А в то, что ГИБДД действительно приведет в соответствие знаки с разметкой, верится с трудом".
Где взять подлокотник не знаю!