клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Даже из уст высокообразованного человека можно услышать нелестные слова в адрес столбиков, бордюров и припаркованных автомобилей — в современном мегаполисе даже асы испытывают трудности с парковкой авто. Казалось бы, выход можно найти, используя парктроники (от англ. parktronic). Они существенно облегчают маневрирование и парковку в узких местах. Однако многие водители, как люди осмотрительные, все-таки сомневаются, нужны ли они и каковы достоинства, недостатки и особенности парктроников.
Что это такое
Парктроник предназначается для определения препятствия и информирования о дистанции до него, а также для предупреждения водителя об опасности, если расстояние до преграды становится слишком малым. Система включает в себя блок управления, несколько врезных или накладных ультразвуковых датчиков (радаров), звуковой и/или световой индикатор расстояния до препятствия. Существуют также устройства, совмещенные с камерами заднего вида.
Для чего он нужен
При использовании парковочного радара существенно снижается вероятность повреждения своего или соседнего автомобиля (следовательно, не будет и расходов на ремонт).
Более того, паркуя свой автомобиль во дворе или окрестности детской площадки, трудно быть уверенным, что рядом с задним бампером автомобиля не окажется маленький ребенок. Использование парковочного радара особенно актуально для автомобилей с ограниченным задним обзором с места водителя. Устройство также пригодится начинающим и не очень опытным автолюбителям.
Летучие мыши и Audi
Компания Audi может гордиться: ее фирменное обозначение ультразвукового парковочного радара — «Парктроник» — давно стало нарицательным для подобных устройств. На сегодняшний день парктроники получили самое широкое распространение. Решение, очевидно, появилось после наблюдения за крыланами, ушанами и прочими летучими мышами. Ведь работает устройство по принципу эхолота.
Когда водитель включает реверс, система начинает «сканировать» пространство за автомобилем — компактный датчик, установленный в бампере, посылает звуковую волну, как правило, частотой 40 кГц, а затем переключается на прием, чтобы уловить его отражение от препятствия, если таковое имеется. По времени между излучением и фиксированием отражения сигнала блок управления вычисляет расстояние до препятствия, после чего звуком и/или световой индикацией оповещает водителя о приближении к преграде. Чем быстрее сигнал вернулся назад — тем ближе препятствие. В момент, когда преграда обнаружена, биппер (звуковой сигнализатор при радаре) издает прерывистый сигнал. По мере приближения к препятствию частота сигнала увеличивается, и он становится непрерывным. Парктроник активизируется каждый раз, когда включается задняя передача. Если датчики встроены в передний бампер, они начинают работать при нажатии на педаль тормоза.
Некоторые модели оснащаются функцией принудительного включения и выключения, чтобы прибор не утомлял постоянным напоминанием о препятствиях, скажем, в пробке. Обычно парктроники эффективны на дистанции от 25 см до 2,5 м — препятствие, находящееся на большем расстоянии, уже можно увидеть и в зеркало. Чувствительность датчиков колеблется в диапазоне от 50 см (у дешевых моделей) до 10 см (у дорогих).
Звук или изображение?
Некоторые виды парктроников дают еще и визуальную информацию: цветные риски на небольшом дисплее обозначают степень опасности, а цифровое табло достаточно точно показывает расстояние до «контакта».
Наиболее прогрессивными системами безопасной парковки считаются модели, совмещенные с камерами заднего вида. Они подключаются к блоку управления, через который картина, отражающая ситуацию сзади автомобиля, выводится на штатный или установленный дополнительно мини-экран (монитор). Так можно получить информацию о препятствиях, недоступных ультразвуковым датчикам (например, об открытых канализационных люках). Однако стоит помнить, что эффективность работы видеоконтроля снижается при загрязнении камеры и в условиях недостаточной видимости (в темноте, в тумане, в дождь, в снег, при слишком ярком солнце). Преимущество таких парктроников заключается в том, что камера и датчики дополняют друг друга: информация одновременно поступает от двух источников, и недостатки в работе каждой из этих систем нивелируются.
Развитие систем, помогающих водителю парковаться, идет очень стремительно. Похоже, в ближайшем будущем распространение получат полуавтоматические и полностью автоматические устройства. Автоматика не только найдет свободное место и укажет оптимальную траекторию маневра, но и повернет руль на нужный угол — водителю останется лишь давить на педали. До недавнего времени такие ассистенты встречались лишь на концепт-карах, например Citroen-С3 Сity Park. Однако сейчас уже и некоторые серийные автомобили могут похвастать парковочной автоматикой. Например, в списке опций Volkswagen Touran есть PSA (parking steering assistant — помощник руления при парковке). Первое нажатие на кнопку с символом PSA включает по два ультразвуковых датчика с каждой стороны в режим поиска свободного места (скорость не должна превышать 30 км/ч). Чтобы припарковаться в один заход, необходим промежуток на 1,4 м длиннее автомобиля. Если все условия выполнены, на приборной панели загорается символ: можно останавливаться. Следующее действие — отпустить руль и педали (если а с автоматом). И последнее — вовремя затормозить. В этом поможет миниатюрная видеокамера на заднем бампере.
Проза автомобильной жизни
К сожалению, далеко не все модели изначально оборудуются таким полезным устройством. Конечно, встроенные на заводе штатные системы гораздо практичнее и эффективнее. Впрочем, парктроник можно купить отдельно и доукомплектовать им свою машину. Однако при покупке нештатного прибора надо учитывать определенные нюансы. Соблазнившись на покупку парктроника, не обращайтесь в первый попавшийся сервис — криво установленный датчик может «смотреть» совсем не туда, куда нужно. Да и за дешевизной гнаться тоже не стоит: испытания показали, что парктроник с двумя «ушами» остротой слуха не отличается!
Как выбирать?
Представленные на рынке парктроники отличаются способом крепления датчиков, их количеством и методом индикации. Однако, главный критерий в выборе парктроника — количество датчиков. Именно от этого зависит точность его работы. Самый простой вариант — два датчика, которые обычно устанавливаются по углам заднего бампера. Скажем сразу — для абсолютно безопасной парковки этого недостаточно: какой-нибудь торчащий из земли столбик, приходящийся по центру машины, прибор скорее всего не заметит. Системы с двумя датчиками иногда применяются на внедорожниках, у которых сзади размещено запасное колесо — иначе парктроник с большим количеством датчиков воспринимает «запаску» как препятствие. Два «уха» устанавливают и на автомобили, оборудованные фаркопом.
Система с тремя датчиками — два по углам бампера и один посередине — работает гораздо точнее, но тонкие или низкие препятствия вроде куска проволоки или угла высокого бордюра может и не заметить. На рынке автоаксессуаров предлагаются системы с датчиками только для заднего бампера (на 2, 3 или 4 датчика) или для переднего и заднего (2+2, 2+4, 4+4). Датчики парковки имеют угол охвата 90 градусов по горизонтали и вертикали и устанавливаются, как правило, в бамперы автомобилей. В зависимости от способа крепления наиболее распространены врезные датчики — они монтируются в просверленные отверстия в бампере.
Существуют датчики, встроенные в пластиковые держатели номерных знаков. Они монтируются проще, чем врезные, и не меняют внешний вид автомобиля. Правда, такие парктроники не способны обеспечить полноту информации, так как два датчика, встроенные в каждый держатель, не избавляют от недоступных «мертвых» зон.
Информаторы
Немаловажен и способ индикации обнаруженного препятствия. Самые простые и недорогие приборы сообщают о приближении к преграде звуковым сигналом. Когда дистанция становится опасной, прерывистый писк переходит в слитный непрерывный звук. В целом этот способ неплох, но часть водителей считает его недостаточно информативным, а если в машине громко играет музыка, то польза от такого прибора и вовсе сомнительна.
Гораздо удобнее, когда звуковая индикация совмещена со светодиодной. То есть прибор снабжен световой шкалой, состоящей из цветных лампочек или полосок. Как правило, при движении в безопасной от препятствия зоне высвечивается зеленая часть шкалы. По мере приближения к объекту начинают загораться оранжевые индикаторы, а об опасной близости сигнализирует красный цвет. Самые простые индикаторы состоят из одной шкалы, более продвинутые — из двух симметричных, отображающих левую и правую стороны автомобиля. Это удобно: парктроник, например, показывает, насколько близко к бордюру и стоящим машинам приближается тот или иной край бампера. Еще один весьма наглядный вид индикации — цифровой, когда расстояние до препятствия обозначается цифрами.
Обычно такой индикатор комбинируется со светодиодными шкалами.
Есть модели, оснащенные ЖК-дисплеем. На небольшой экран выводится информация сразу в цифровом и цветовом виде. Нередко используется схематичное изображение автомобиля, наезжающего на препятствие. Выглядит такой дисплей эффектно, однако по информативности он не слишком превосходит комбинацию светодиодов и цифрового датчика.
Иногда индикаторы в виде световой шкалы встраиваются во внутрисалонное зеркало заднего вида. В обычном режиме их не видно, они загораются лишь при необходимости, например, при включенной задней передаче. Такой прибор удобен для опытных автомобилистов, которые паркуются по зеркалам.
Где взять подлокотник не знаю!