клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Для первоначального обучения и совершенствования водительского мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные автотренажеры способны имитировать основные режимы движения автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности выполнения упражнений на тренажере снимает его нервно-эмоциональное напряжение, облегчает и ускоряет выработку навыков.
На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, маневрирования. Основной принцип обучения — многократное повторение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического стереотипа.
Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработки действий рулевым колесом при заносе (предложение Э. С. Цыганкова). Сиденье водителя вместе с рулевой колонкой может на роликах перемещаться влево-вправо, создавая иллюзию заноса. Учащийся должен быстро ориентироваться, куда вращать рулевое колесо для стабилизации машины.
На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения по дороге: трогание и остановка у светофора, объезд, обгон, повороты на пересечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для этого учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изображенной на экране дороге и с помощью органов управления производит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой.
Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже моделировать опасные ситуации (внезапное торможение автомобиля лидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря управляемости и т. п.).
Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют на учебно-тренировочных площадках и автодромах. Здесь также отрабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типичных опасных ситуациях методом многократного повторения действий и ситуаций.
Учебная площадка обычно имеет прямоугольную форму размером 80х100 м. Для увеличения ее полезной площадки большинство элементов площади делается переносными (рис. 71).
Используются гибкие стойки флажки (металлический пруток, пластмассовые трубки и т. п.) высотой 1,5 —2 м на плоской подставке диаметром 25—30 см для обозначения траекторий движения, габаритных ограничений. С этой целью используются различные конусы из жести или пластмассы и другие легкоопрокидывающиеся элементы, иногда просто отслужившие срок машины. Для имитации сложных условий движения используют переносные колодки.
Учебные автодромы представляют собой комплекс стационарных сооружений: площадки первоначального обучения, для отработки чувства габарита, имитирующие основные элементы улиц и дорог, сложные и труднопроходимые участки движения, площадки для имитации опасных ситуаций и др. В зависимости от категории автодром имеет площадь 4—8 га.
Тренировка чувства габарита и точности глазомера. Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями (рис. 72).
Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его. Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего — 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова (рис. 73).
При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (± 5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры (рис. 74).
Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля. Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10—15 м влево или вправо).
“Змейки” (рис. 75) полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага “змейки”.
Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала “змейку” с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс (рис. 76). Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде (рис.77) позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку (рис. 78) развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару.
Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют радиопереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6—8 машин). Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10—15 км/ч, в конце упражнения — 25—30 км/ч.
Основная задача — выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием.
Рекомендуется отработать следующие упражнения:
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться “змейкой” в потоке, перестраиваться на поворотах и т. п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.
Отработка действии в опасных ситуяциях. Для этих целей используются либо автомобили-лидеры с опытным инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные технические средства, расположенные по маршруту движения и моделирующие опасные ситуации.
В зависимости от условий и способов моделирования рекомендуется отрабатывать следующие опасные ситуации: внезапное торможение автомобиля-лидера, внезапная смена автомобилем-лидером направления движения, групповое взаимодействие автомобилей, внезапное перестроение автомобиля-лидера.
Такие ситуации создаются при помощи радиокоманд и включения соответствующих сигнализаторов и указателей по маршруту движения (внезапное включение надписи “Стоп”, красного сигнала, указателя движения влево-вправо и т. п.), требующих экстренного выполнения определенных маневров.
Для отработки навыков движения по скользким дорогам и в условиях плохой видимости рекомендуется имитировать следующие опасные ситуации: движение по скользкой дороге, попадание в занос, съезд на скользкую обочину, движение в условиях ограниченной видимости, ослепление водителя встречным транспортом.
Для этого на автодроме необходимо иметь участки с низким коэффициентом сцепления (0,1—0,2). Зимой это плотно укатанный снег или созданные обледенелые участки, летом площадки смачивают мыльной или жировой эмульсией либо используются специальные синтетические покрытия с низким коэффициентом сцепления. Для имитации условий ограниченной видимости в светлое время суток используются дождевальные установки, парогенераторы, дымовые завесы. Искусственное ослепление водителя можно вызвать прожектором, фарой-искателем.
Полезно отрабатывать ситуации стабилизации автомобиля после отрыва колес от поверхности дороги, потери управляемости из-за увода, выноса. Такие ситуации можно искусственно создать с помощью трамплинов, участков с волнообразной укладкой асфальта, продольными колеями, расположенными под углом к направлению движения и т. п.
На автодромах с помощью вспомогательных технических средств и других автомобилей можно отрабатывать ситуации помех движению: внезапное трогание автомобиля со стоянки, неожиданное появление пешехода, внезапное сужение проезжей части, встречный разъезд на узких участках, внезапное появление препятствия на пути движения. Для этого используются специальные транспортные средства, макеты, манекены с электромеханическим приводом и т. п.
В США создан тренажерный комплекс для обучения навыкам уклоняющих маневров. На автодроме имитируется перекресток, размечены полосы движения, элементы перекрестка, установлены экраны для частичного ограничения видимости водителя в поперечном направлении. Для создания конфликтных ситуаций используются макеты автомобилей в натуральную величину из папьемаше и стироформа массой около 30 кг. Для их передвижения сделаны специальные пути и катапульты. Водитель во избежание столкновения с внезапно появляющимся на его пути автомобилем-макетом должен выполнить экстренный маневр (торможение с поворотом, объезд, ускорение и т. п.). Практика использования данного комплекса показала его высокую эффективность, в среднем за несколько недель у обучаемых вырабатывались защитные навыки, которые обычно приобретаются годами.
Отработка навыков торможения. Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным коэффициентом сцепления (0,1—0,2), так как именно на скользкой поверхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно приводит либо к длительному скольжению, либо к заносу и потере управляемости.
Вначале обучаемым рекомендуется попробовать тормозить с полной блокировкой колес, затем прерывистым и ступенчатым способами, чтобы наглядно продемонстрировать недостатки торможения с полной блокировкой колес.
Для этого на скользкой площадке водитель разгоняет автомобиль до 50—60 км/ч и от обозначенной линии прикладывает к педали тормоза максимальное усилие, вызывая блокировку колес. С помощью вешки отмечается остановочный путь.
Затем обучающий демонстрирует учащемуся прерывистый и ступенчатый способы торможения и уменьшение остановочного пути при использовании этих способов. Учащийся с помощью тренировок должен овладеть наиболее эффективным способом торможения на скользких покрытиях - ступенчатым. После этого его обучают комбинированному способу торможения, когда используется прерывистый или ступенчатый способ с одновременным переключением передач в нисходящем порядке.
После овладения различными приемами торможения обучаются технике трогания и разгона на скользких участках, сначала на горизонтальных, затем с подъемом. Упражнение вырабатывает навык плавной работы педалью сцепления и дросселей, а также чувство начала пробуксовки ведущих колес.
Затем переходят к отработке комбинированных маневров торможения и поворота, объезда препятствий сначала на покрытии с нормальным коэффициентом сцепления, затем с пониженным. По мере овладения данным навыком постепенно увеличивают скорость вплоть до появления заноса. В экстремальных ситуациях могут помочь дополнительные, чисто спортивные, приемы торможения. Одним из таких приемов является комбинированное торможение (рис. 79), когда, кроме импульсной работы педалью тормоза (ступенчатое торможение), осуществляется быстрое последовательное переключение на низшие передачи. При этом обязательно надо научиться делать перегазовку при переходе на низшие передачи, не прерывая торможения. Для этого стопа правой ноги левой частью нажимает педаль тормоза, а правой — педаль подачи топлива. Это очень сложное движение ноги необходимо вначале отработать до автоматизма на тренажере. Такой прием уменьшает возможность блокировки колес при комбинированном торможении и улучшает стабилизацию движения автомобиля.
При экстренном торможении на дороге с неоднородным коэффициентом сцепления (например, на покрытии типа лед - асфальт - лед) более подойдет прерывистый способ торможения, на участках с нормальным коэффициентом сцепления — полное нажатие педали тормоза, на участке гололеда - полное опускание педали, повторяя такие действия несколько раз до остановки автомобиля.
На очень скользкой дороге, когда при малейшем торможении колеса мгновенно блокируются, опытные спортсмены используют особый прием торможения: правой ногой чуть нажимают педаль подачи топлива, а левой - педаль тормоза. Увеличение подачи топлива с одновременным торможением уменьшает возможность блокировки ведущих колес и тем самым повышает общую устойчивость автомобиля при торможении. Тормозить левой ногой непривычно, неудобно, она недостаточно чувствует педаль, поэтому такое торможение удается лишь после длительных тренировок на тренажере и автодроме.
Отработка навыков управления автомобилем в заносе. Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициентом сцепления. Выработку навыков можно начинать с промежуточного управления - торможения на повороте (рис. 80).
Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможение с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль может легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможения в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса.
Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью “змейки” на гладком скользком покрытии (рис. 81). Вначале рекомендуется разгонять автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топлива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дросселирования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону. После твердого овладения навыками стабилизации движения автомобиля и управления заносом увеличивают скорость выполнения данного упражнения до 40—50 км/ч.
После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу и эллипсу (рис. 82). Это упражнение позволяет закрепить технику управления и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге определенного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управляемых колес и степени открытия дросселей.
На рис. 83 показано прохождение поворота сносом и скольжением четырех колес автомобиля: 1 - водитель поздно заметил поворот, тормозить бесполезно, дорога сухая с высоким коэффициентом сцепления; 2 - быстро включает пониженную передачу, что за счет тормозного момента двигателя обеспечит “клевок” автомобиля, передние колеса сильнее прижмутся к дороге, их сцепление с дорогой возрастет; 3 - не уменьшая подачи топлива, вращает рулевое колесо в сторону поворота на несколько больший угол, чем этого требует радиус закругления; 4 - возникает одновременный снос двух осей и боковое скольжение всех четырех колес; 5, 6 - не меняя положения рулевого колеса, водитель удерживает автомобиль в скольжении и выполняет поворот; 7, 8 - увеличив подачу топлива, возвращает рулевое колесо в нейтральное положение и переводит автомобиль в движение по прямой.
На рис. 84 показано прохождение поворота в управляемом заносе: 1 — водитель поздно замечает крутой поворот, скорость высока, дорога грязная и влажная, тормозить бесполезно; 2 — он срывает заднюю ось автомобиля в занос, для чего либо увеличивает подачу топлива, либо включает пониженную передачу и вращает рулевое колесо в сторону поворота; 3, 4—с помощью педали дросселей и рулевого колеса (поворачивать в сторону заноса) водитель удерживает автомобиль в заносе, направляя его по дуге; чтобы уменьшить занос задней оси, нужно либо немного сократить поворот рулевого колеса, либо чуть снизить подачу топлива; 5 — уменьшить подачу топлива и одновременно возвращать рулевое колесо в нейтральное положение; 6 — когда прекратится скольжение, плавно увеличьте открытие дросселей; автомобиль выходит из поворота.
Управляемый занос может быть вызван также предварительным поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой дороги (контрсмещение) с последующим обратным вращением рулевого колеса в сторону поворота. На рис. 85 показан данный прием прохождения поворота: 1 — водитель вводит автомобиль в левый порот, не снижая скорости; 2 — поворачивает рулевое колесо вправо и тут же энергично возвращает влево, возникает эффект хлыста и заднюю ось автомобиля заносит 3 — поворачивает рулевое колесо в сторону заноса; 4, 5 с помощью педали дросселей поддерживает скольжение автомобиля по дуге в заносе; 6 — несколько уменьшая подачу топлива и возвращает рулевое колесо в нейтральное положение; 7— восстановив сцепление колес с дорогой, водитель увеличивает подачу топлива; автомобиль выходит из поворота.
Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов, показанных на рис. 83—85, водитель не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчивости корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или надколесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув руки. Правая нога на педали дросселей.
Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготовки опасно да и не всегда возможно из-за интенсивного движения на дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвращения возникновения критических ситуаций - это предельное внимание при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков.
Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомендовать в этом случае водителю что-либо трудно, так как все зависит от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и виражей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в любом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан искать выход из критической ситуации только на своей полосе, не подвергая опасности других участников движения. При этом иногда лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свернуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу “из двух зол выбирай меньшее”.
Как поступать при технических отказах
Приемы управления автомобилем, отработанные в условиях автодрома, могут пригодится, если вы попадете в критическую ситуацию на дороге. Как правило, в таких ситуациях все решают мгновения, на раздумья времени нет, поэтому умение быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях — залог успеха. Добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками в условиях автодрома. Этому нельзя научиться только по книге, необходима еще и безопасная площадка.
Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (поломок) в автомобиле сравнительно невелика (3—5% от общего числа ДТП), однако тяжесть этих ДТП высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10% — раненых.
Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы.
Лопнула шина. Автомобиль двигался по загородной дороге со скоростью 90 км/ч. Внезапно острым предметом была проколота левая передняя шина, машину резко потянуло на встречную полосу. Водитель растерялся, резко нажал на педаль тормоза, машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась со встречным автомобилем.
Рекомендации. При внезапном разрыве и проколе шины главное — не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Возможно, для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.
При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода. В данном случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.
Отказ рулевого управления. Эта неисправность хотя и встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения (обрыва) либо в продольной (средней) рулевой тяге, либо в одной из поперечных (боковых) рулевых тяг.
Автомобиль двигался по загородной дороге, на проезжей части которой были неровности. Объезжая очередную выбоину, водитель почувствовал странную легкость рулевого колеса, автомобиль перестал реагировать на его повороты.
Рекомендации. Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг, и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединившееся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой скорости водителю, к сожалению, уже почти ничего практически не удается предпринять. Автомобиль обычно теряет управляемость и опрокидывается. Если же этого не произошло, то ни в коем случае нельзя резко тормозить и действовать рулевым колесом. Нужно очень плавно снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движение, остановить автомобиль.
Для неопытных водителей совет такой: если уж тормозить в данном случае, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально заданном направлении. Только не отпускайте педаль тормоза до полной остановки, иначе автомобиль может “прыгнуть” в сторону повернутого колеса.
Отказ тормозов. Водитель решил притормозить перед пешеходным переходом, нажал педаль тормоза, а она провалилась. Попробовал покачать педалью - безрезультатно. Тогда он резко вывернул рулевое колесо вправо, автомобиль переехал через бордюрный камень и, сминая молодые деревца и кустарник, остановился.
Рекомендации. При внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стояночный тормоз, если его не сорвет на высокой скорости движения. Когда нет времени и места для остановки автомобиля переключением передач и торможения двигателем, во избежание наезда на людей и препятствие безопаснее направить автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на какое-либо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормозов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю передачу. На плавном спуске, если скорость невелика, следует после первой передачи попытаться включить заднюю и (очень плавно) сцепление.
Отвалилось колесо. Легковой автомобиль ехал по шоссе со скоростью немногим более 60 км/ч. На спуске водитель чуть притормозил, и из-под автомобиля выкатилось колесо. Затем наклонился кузов, раздался удар и скрежет металла о полотно дороги, и по асфальтированному покрытию, высекая искры, понесся автомобиль на трех колесах и с одним тормозным барабаном.
Рекомендации. Водитель во время движения, видимо, не обратил внимания на признаки плохо закрепленного колеса: при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.
Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.
Поломка подвески. Впереди на дороге водитель заметил небольшую неровность. Проезжая ее, он ощутил легкий наклон кузова вправо и толчок в рулевое колеса. И вдруг автомобиль начало уводить вправо, а рулевое колесо с силой само стало поворачиваться в ту же сторону.
Рекомендации. Это лопнула ось рычага правой стороны независимой подвески, колесо наклонилось верхней частью к двигателю, а рычаг под действием пружины подвески уперся в полотно дороги и стал центром поворота, автомобиль потянуло вправо. Нужно, повернув рулевое колесо влево, удержать автомобиль на его полосе движения, затормозить и (так же, как при отрыве колеса) следить, чтобы оторвавшаяся ось рычага не уперлась в крышку колодца или другие выступы на проезжей части.
Действия в экстремальных ситуациях
Бывают случаи, когда ДТП становится неизбежным. Но еще остается несколько мгновений для уклонения от наезда, столкновения или для снижения тяжести их последствий. К сожалению, многие водители не обучены и не готовы к поведению в таких ситуациях, они теряются и не предпринимают никаких действий для смягчения последствий ДТП. А ведь во многих случаях это вполне возможно.
Крайне важно, чтобы водитель и пассажиры были всегда пристегнуты ремнями безопасности, причем хорошо подогнанными. Статистика ДТП свидетельствует, что ремни уменьшают вероятность гибели пассажира, находящегося на переднем сиденье, более чем в 2 раза, а пассажиров, сидящих сзади, — в 3 раза. При фронтальном столкновении вероятность гибели водителя снижается в 2—3 раза, при боковом — в 1—2 раза, а при опрокидывании — в 5 раз. При скорости более 80 км/ч роль ремней безопасности заметно снижается, но и в этом случае риск получить травму в 2 раза меньше, чем у тех, кто не был пристегнут. А в ДТП, происшедших при скорости до 60 км/ч, более 60% пристегнутых ремнями вообще не получают травмы.
Самое главное в аварийных ситуациях — не допускать лобового столкновения, отличающегося наибольшей тяжестью последствий. В результате столкновения транспортных средств в городах получают ранения и погибают соответственно 29,2 и 20,3% всех пострадавших, в опрокидываниях — 6,4 и 5,6%, а при наезде на препятствие — 5,3 и 4,8%. Отсюда вывод: любые косые или касательные удары либо съезд с дороги, даже опрокидывание менее опасны, чем лобовое столкновение.
Экстретый объезд препятствия. На пути движения автомобиля на расстоянии меньше остановочного пути внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.
Рекомендации. Можно избежать наезда, совершив маневр объезда. При этом следует помнить, что расстояние объезда почти вдвое меньше тормозного пути. Например, при скорости 80 км/ч водитель заметил препятствие, до которого оставалось 30—40 м. Минимально возможный тормозной путь при этом составляет 30—35 м (остановочный — 60—65 м). Значит, торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит в этом случае 16—18 м.
Поэтому, если позволяют условия, надо объехать препятствие. Такое решение требует исключительного самообладания, так как большинство водителей в данной ситуации безотчетно нажимают педаль тормоза, вместо того чтобы совершить объезд. При съезде выполняют энергичное маятниковое движение рулевым колесом (рис. 86), при этом педаль дросселей не отпускать, а даже лучше нажать для улучшения сцепления колес автомобиля с дорогой. Надо быть готовым к возможному заносу задней оси и стабилизировать направление движения с помощью опережающего руления в сторону заноса.
Внезапный выезд на обочину. Автомобиль впереди неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).
Рекомендации. В этом случае надо быть крайне внимательным и хладнокровным. Помните, что резкое торможение или руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу. Поэтому при внезапном съезде на обочину нельзя предпринимать резких маневров. Если обочина сухая и расположена на уровне проезжей части, можно вернуться на дорогу, не снижая скорости, но проконтролировав в зеркале заднего вида обстановку сзади и сбоку. Со скользкой обочины следует возвратиться, лишь погасив двигателем скорость и в месте, где обочина расположена на одном уровне с полотном дороги, иначе автомобиль может быть отброшен от кромки дороги обратно на обочину. В таком месте надо резко повернуть рулевое колесо влево под углом 45—60° выбираться на дорогу. Как только правое колесо автомобиля окажется на дороге, сразу же резко повернуть рулевое колесо вправо, чтобы не выехать на встречную полосу движения.
Экстренный разгон. При обгоне обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось.
Рекомендации. В этом случае единственный выход из создавшегося положения — резкий разгон. Для этого нужно быстро перейти на предыдущую передачу, чтобы увеличить силу тяги на колесах. При этом правая рука переводит рычаг переключения передач в требуемом направлении, выбирая его свободный ход. Затем практически без уменьшения подачи топлива и неполном выключении сцепления резким толчком руки включить пониженную передачу, полностью отпустить педаль сцепления. Автомобиль получает дополнительное ускорение.
Техника разгона на скользком покрытии аналогична технике ступенчатого торможения. Нажимая педаль дросселей, ведущие колеса доводят до грани пробуксовки, чуть отпускают педаль дросселей и снова нажимают, повторяя такие действия несколько раз. Следует помнить, что чрезмерное нажатие педали дросселей на скользком участке дороги может привести к заносу и в результате будет упущено время. Чтобы быстро тронуться на скользком участке дороги, можно включить 2-ю передачу вместо 1-й, что уменьшит силу тяги и возможность пробуксовки ведущих колес.
Крутые повороты и высокая скорость. Водитель поздно заметил крутой поворот и не успел снизить скорость.
Рекомендации. При отсутствии встречного транспорта крутой поворот можно выполнить, срезав дугу закругления либо увеличив радиус поворота.
На рис. 87, а показаны левый поворот и траектория движения автомобиля: 1 — на прямом отрезке, оставшемся до входа в поворот, водитель старается всеми способами снизить скорость; 2 — включает низшую передачу и одновременно поворачивает рулевое колесо так, чтобы срезать дугу; 3 — при движении автомобиля по пологой кривой водитель незначительно увеличивает подачу топлива, автомобиль приближается к внутреннему краю закругления; 4 — не изменяя подачи топлива, довернуть рулевое колесо на больший угол; 5 — увеличивая открытие дросселей и возвращая рулевое колесо в нейтральное положение, водитель занимает свою полосу движения.
Если экстремальная ситуация возникла при правом повороте, то нужно попробовать увеличить радиус поворота и сгладить дугу поворота. Для этого (рис. 87, б): 1 — на входе в поворот попытаться снизить скорость; 2 — до начала закругления водитель поворачивает рулевое колесо влево (автомобиль выезжает на полосу встречного движения), включает свет фар или аварийную сигнализацию; 3 — в начале закругления дороги переводит рулевое колесо вправо, слегка увеличивает подачу топлива, и автомобиль движется по максимально спрямленной траектории; 4 — при выходе из поворота водитель незначительно поворачивает рулевое колесо вправо, чтобы плавно вернуть автомобиль на его полосу движения; 5 — скорректировав с помощью рулевого колеса траекторию движения на прямолинейную, водитель увеличивает подачу топлива.
Занос автомобиля. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль стало разворачивать. От неожиданности водитель растерялся, нажал на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.
Рекомендации. Как только водитель почувствовал начало заноса (он чувствует его раньше, чем увидит), первое, что он должен сделать, это забыть про педали сцепления и тормоза, так как манипулирование ими в такой ситуации не только бесполезно, но и вредно. В его арсенале остаются рулевое колесо и педаль дросселей — только они могут помочь справиться с заносом. Чтобы лучше уяснить, как нужно действовать при заносе, обратимся к рис. 88.
Из-за резкого нажатия педали дросселей заднюю часть автомобиля начинает заносить, например, влево. Плавно отпустить педаль дросселей, чтобы обеспечить качение ведущих колес без пробуксовки. Быстро, но плавно поворачивайте рулевое колесо влево (в сторону заноса), работая руками на боковом секторе (рис. 89), при этом передние управляемые колеса должны находиться в направлении движения.
Автомобиль вот-вот замрет на предельном отклонении задней оси. Нужно быстро вращать рулевое колесо в обратную сторону. Одновременно автомобиль начинает возвращаться в исходное положение. Выровняйте автомобиль с помощью рулевого колеса. Если автомобиль снова начинает заносить теперь вправо из-за чрезмерных сил инерции (захлестывает), нужно снова с помощью небольшого поворота рулевого колеса вправо выправить траекторию его движения и увеличить подачу топлива.
Обратите внимание, что во всех фазах вывода из заноса передние колеса автомобиля находятся строго в направлении движения. Рулевое колесо всегда поворачивается быстро, но без рывков, вначале синхронно, а затем с небольшим опережением заноса задней оси. Педалями сцепления и тормоза не пользуются, поддерживают умеренную подачу топлива.
Падение груза на дорогу. На узком загородном шоссе навстречу легковому автомобилю приближался грузовик, перевозящий металлолом, небрежно уложенный в кузове. Автомобиль тряхнуло на неровности дороги, и на проезжую часть из кузова полетели куски металлолома. Водитель легкового автомобиля на высокой скорости попытался объехать препятствия, но не справился с управлением, съехал с дороги, и автомобиль опрокинулся.
Рекомендации. При встречных разъездах на узких загородных дорогах всегда обращайте внимание на крепление и расположение груза в кузовах встречных грузовиков и самосвалов. Бывают случаи (особенно при перевозке земли, мусора, металлолома, кирпича), когда часть груза падает на дорогу. Это чаще всего происходит на неровных дорогах или крутых поворотах. Объезжать внезапное препятствие на высокой скорости всегда опасно: справа может быть скользкая обочина, слева — встречный транспорт. Иногда небольшие препятствия безопаснее пропустить между колесами или даже таранить нетяжелые предметы. В этом случае перед самым препятствием следует отпустить педаль тормоза и резко открыть дроссели. Передняя часть автомобиля приподнимается над полотном дороги, и предмет будет легче пропустить между колесами.
Внезапная потеря видимости. После длительной стоянки у тротуара водитель пускал КамАЗ, отчего образовались плотные клубы черного дыма. Водитель легкового автомобиля въехал в облако выхлопных газов и, не снизив скорости, стал объезжать КамАЗ. Произошел наезд на пешехода, переходившего дорогу.
Рекомендации. При пуске холодного дизеля, если он плохо отрегулирован, сбоку от грузовика образуются клубы дыма, ухудшающие видимость. Аналогичная картина может возникнуть при движении тяжело груженного автомобиля с дизелем на подъеме в морозный день. Такой чадящий автомобиль нужно объезжать на малой скорости с учетом условий видимости и убедившись, что на встречной полосе нет других транспортных средств.
Пожары на автомобиле. В салоне запахло гарью. Изпод капота повалил дым и показались языки пламени.
Рекомендации. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке. При пожаре главное — действовать хладнокровие и быстро. Остановить автомобиль, но не вплотную к обочине, чтобы можно было свободно подходить к нему с любой стороны для тушения пожара. Отключить массу и подачу топлива, а также электромагнитный клапан перекрытия топливопровода, если они имеются. Помочь пассажирам быстро покинуть загоревшийся автомобиль и укрыться впереди в 25—30 м по ходу движения автомобиля, оставив с собой 1—2 помощников (мужчин). Закрыть все окна автомобиля, захватить документы, огнетушитель, аптечку, подручные средства (одеяло, брезент и т.п.), разблокировать замки капота и багажника (если открывается из кабины), покинуть кабину, плотно закрыв дверь.
Чуть-чуть приоткрыть капот и в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя. Сразу полностью открывать капот нельзя, так как приток воздуха усилит горение в подкапотном пространстве и вырвавшееся пламя может ожечь лицо. Прикрыть капот, не захлопывая его. Через 5—8 с приоткрыть капот и направить струю гасящего вещества на очаг возгорания, прикрыть капот. Повторять эти действия до полного прекращения огня. Огнетушитель стараться не расходовать полностью: возможно повторное возгорание от тлеющих материалов.
Если огнетушитель не сработал или кончилось гасящее вещество, попытаться сбить пламя подручными средствами (одеялом, накидкой, одеждой, песком, ветками). Ни в коем случае не пытаться гасить водой! Во время тушения пожара нельзя находиться рядом с бензобаком.
Затопление. Пытаясь уйти от лобового столкновения, водитель направил автомобиль с моста в воду.
Рекомендации. Гибель оказавшихся под водой чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших. В такой ситуации необходимо хладнокровно ждать иногда несколько минут. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт.
Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав побольше воздуха (он скапливается обычно подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они все-таки не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить вас крепко руками, лишив подвижности. Если вода мутная и вы потеряли ориентацию, выпущенная изо рта часть воздуха (поднимающиеся пузырьки) покажет, где поверхность.
Съезд с дороги. Впереди навстречу двигается автомобиль, не успевающий завершить обгон. Лобовое столкновение неизбежно.
Рекомендации. При съезде с дороги следует учитывать, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник менее всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят весьма эффективно. Однако наезда на большие деревья, столбы, стены надо избегать любыми способами, безопаснее даже рискнуть пойти на лобовое столкновение с автомобилем (особенно если это машины одного класса). Например, наезд на неподвижное жесткое препятствие со скоростью 60 км/ч по своим последствиям соответствует лобовому столкновению двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч каждый (относительная скорость 120 км/ч!).
В любом случае выход из создавшейся ситуации надо искать на своей (правой) стороне дороги. Это должно стать правилом. Выезд на встречную полосу всегда более опасен.
Если все-таки столкновение автомобилей неизбежно, водителю следует учитывать степень опасности каждого из его видов (рис. 90).
При ударе в бок (рис. 90, а) кузов автомобиля подвергается большей деформации, чем при лобовом столкновении, так как имеет меньшую жесткость в поперечном направлении. Это может привести к более тяжелым травмам водителя и пассажиров. Кроме того, при ударе в бок автомобиль часто опрокидывается. Наиболее безопасным является подстановка кузова под малым острым углом к ударяющему автомобилю (рис. 90, б). Желательно, чтобы удар пришелся на заднюю часть кузова. При этом надо успеть слегка повернуть рулевое колесо так. чтобы после удара можно было возвратить автомобиль в первоначальное положение движения (рис. 90, в). Для уменьшения отброса автомобиля в момент удара нужно умеренно нажать педаль дросселей. В некоторых случаях удается подставить под удар (чаще вместо боковой) заднюю часть автомобиля (рис. 90, г), что наиболее безопасно.
Если вашему автомобилю грозит столкновение с грузовым автомобилем (с карбюраторным двигателем), нужно уводить его от удара в бензобак — это может привести к пожару.
Уход от лобового столкновения. Водитель легкового автомобиля увидел, что на перекресток с второстепенной дороги в непосредственной близости от автобуса выехал грузовой автомобиль ГАЗ. Водитель понял, что не успеет затормозить или объехать грузовик, и мгновенно решил уменьшить угол столкновения автомобилей и съехать с насыпи, не опрокинув автомобиль.
Рекомендации. При неожиданном выезде транспортных средств с второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП только в том случае, когда впереди, в направлении поворота, имеется свободное пространство и отсутствуют встречные транспортные средства.
Торможение боковой притиркой. Легковой автомобиль ехал с включенным ближним светом фар по неосвещенной дороге. При выезде на 4-метровую насыпь с бетонными ограждениями в свете фар встречного автомобиля водитель увидел невдалеке стоящий без включенных габаритных огней прицеп с бревнами. Объезжать или тормозить было поздно. Водитель повернул рулевое колесо вправо, направил свой автомобиль под острым углом на бетонное ограждение и одновременно начал тормозить.
Рекомендации. В этой критической ситуации водитель выбрал правильное решение, снижающее тяжесть последствий ДТП. Он предпочел направить автомобиль под углом на ограждение дороги, не потеряв управления, и одновременно за счет трения машины о бетон быстро снизить скорость, избегая въезда под бревна прицепа.
Если происшествие неминуемо
Статистика свидетельствует, что более 40% от общего числа травм при ДТП приходится на голову, более 20% — на ноги, свыше 10% — на руки.
При неизбежности удара надо успеть упереться полусогнутыми ногами в пол: левой — слева от педали сцепления в надколесный кожух, правой — в педаль тормоза (при лобовом и боковом столкновениях) или дросселей (при касательном ударе). Голову необходимо втянуть в плечи, а руками упереться в рулевое колесо или приборный щиток. При фронтальном ударе многие пассажиры инстинктивно упираются руками в лобовое стекло — это абсолютно бесполезно и крайне опасно. Лучше в такой момент защищать голову руками.
В случае угрозы заднего удара (вы видите это в зеркала заднего вида) при отсутствии подголовников можно успеть крепко обхватить затылок руками. Этим вы защитите голову и шейные позвонки от опасных травм. Можно также успеть соскользнуть вниз, упершись головой в спинку сиденья.
В случае угрозы опрокидывания при отсутствии ремней безопасности водитель может успеть упасть на соседнее сиденье (если оно свободно) лицом в подушку и крепко схватить его руками. Если рядом пассажир, то он кладет голову на колени водителю, а тот ложится и накрывает пассажира собой. Оба держатся за сиденье.
Если на заднем сиденье легкового автомобиля нет ремней безопасности, то при лобовом столкновении пассажиры должны наклониться вперед, закрыть руками лицо, подогнуть ноги и плечом упереться в спинку переднего сиденья. Если пассажиров двое, то один с поджатыми ногами ложится на сиденье, закрыв голову руками, а другой боком между передними и задними сиденьями. При опасности опрокидывания автомобиля нужно уцепиться за спинки передних сидений. Хвататься за ручки дверей опасно, они могут открыться в самый неподходящий момент.
Разумеется, так поступать могут только обученные и тренированные пассажиры и водитель. Поэтому с постоянными пассажирами надо договориться о совместных действиях в опасных ситуациях. Водитель, как правило, раньше пассажиров видит неизбежность ДТП, поэтому он должен успеть предупредить остальных об опасности.
Анализ статистики ДТП позволяет выявить относительную закономерность размещения пассажиров в автомобиле (с точки зрения получения тяжелых и смертельных травм в случае аварии). Так, в легковом автомобиле (данные США) наиболее опасны в этом отношении 2-е и 4-е места размещения людей (здесь тяжелые и смертельные травмы отмечаются в 2 раза чаще, чем на остальных местах). Наиболее безопасны 3-е и 5-е места. В грузовом автомобиле (данные СССР) наиболее опасно 2-е место, затем 1-е.
ДТП — всегда тяжелое физическое и морально-психологическое испытание. Нужно мужественно смириться с происшествием, взять себя в руки и действовать в соответствии с Правилами дорожного движения:
Если в результате ДТП произошло только незначительное повреждение автомобилей, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося водители могут прибыть на ближайший пост ГАИ для оформления соответствующих документов и получения справок. Справки необходимы для предъявления в страховые инспекции, на станции технического обслуживания, а также работникам милиции по пути следования поврежденного автомобиля. Предварительно нужно обязательно нарисовать схему происшествия, которую подписывают участники ДТП.
В заключение хотелось бы, конечно, пожелать, чтобы водителю никогда не пришлось применять почерпнутые в данном параграфе знания и приемы на практике. Однако дорога полна неожиданностей, и водитель должен быть к ним подготовлен.
Где взять подлокотник не знаю!