клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Водители всегда первыми чувствуют приближение весны: дороги быстрее очищаются ото льда, скорости становятся больше, а сухой асфальт под колесами «требует» завернуть вираж покруче. Но начало календарной весны еще не повод для перехода на новые ритмы движения и летнюю резину. Тем не менее, позаботиться об этом нужно заранее.
Когда менять «обувку»?
Несмотря на то, что города в марте уже практически все очищены от снега, за исключением дворовых проездов и периферийных дорог, за сутки «ледовая» обстановка меняется по нескольку раз. Если днем наблюдается чистый и даже сухой асфальт, то утром и вечером при понижении температуры невидимая глазу наледь образуется повсеместно. Ситуация неоднозначная. Зимние шипованные шины лучше всего «работают» на льду, а на асфальте скользят и больше изнашиваются: площадь сцепления с поверхностью у них меньше, чем у летних. С другой стороны, утренний и вечерний лед резких движений на летних шинах тоже не потерпит: можно «поскользнуться» и стукнуть машину о бордюр или въехать куда-нибудь при резком торможении. Ну а «шлифование» на ровном месте во дворе дома – классика автомобильного жанра.
«Лучше переобуваться, когда погода установится, и не будет падать ниже восьми градусов днем, – считает хозяин шиномонтажной мастерской, инженер Евгений Малинин. – До этого момента существует опасность попасть в неприятности при внезапном выпадении снега или просто утром по морозцу. По опыту, средняя плюсовая температура устанавливается после начала апреля».
Кстати, если переход на зимнюю резину в массе своей происходит за пару недель после выпадения снега, то обратный процесс в силу ленивости и «занятости» российских водителей растягивается на неопределенный срок, практически до мая. Может быть, это даже не так и плохо: лучше скрести шипами по асфальту, чем летней резиной скользить по льду.
Кому отдать предпочтение?
Сегодня около 60 процентов мирового рынка автомобильных зимних и летних шин принадлежит «большой тройке» – компаниям Michelin, Bridgestone и Goodyear. Эти киты шинной индустрии постепенно поглощают мелкие фирмы – за последние годы число шинных компаний в Европе сократилось до 83. Однако на рынке все еще остаются мелкие независимые игроки, которые, несмотря на жесткую конкуренцию, продолжают самостоятельно разрабатывать новые модели летних шин. Появляются и новые марки летних шин – дешевая продукция из Южной Кореи, Малайзии, Индонезии.
«Бесспорные лидеры – Continental и Nokian NRHi: именно они по совокупности качеств являются лучшими, – считает менеджер продаж Олег Коновалов. – Летние шины Goodyear Eagle Ventura, например, более стойкие к аквапланированию, и на мокром асфальте они ведут себя даже лучше, чем посуху. Шины Pirelli, Michelin, Dunlop и Firestone демонстрируют ровные характеристики. Хорошо покупают и Vredestein, Marangoni и Barum – пусть они не столь престижны, однако на дороге могут поспорить с «фирмой». Российские же водители в массе своей отдают предпочтение не столько мировым брендам, сколько соотношению цена-качество.
Аквапланирование – один из самых неприятных и опасных эффектов при скоростном форсировании «водных преград»: на определенной скорости автомобиль, влетевший в лужу, перестает касаться колесами асфальта и скользит по слою воды – «глиссирует». Как с этим бороться? Если автомобиль «всплыл», не нужно бить по педали тормоза, не нужно резко выворачивать руль. Лучше всего плавно сбросить газ, дождаться момента, когда колеса вновь обретут контакт с дорогой – и только после этого тормозить или поворачивать.
Кстати, в нижней ценовой категории пользуются популярностью отечественные изделия №1 завода «Нижнекамск шина», который существует с 1971 года. В частности, модель «Кама-205» размерности 175/70R13 включена в книгу «Русские Рекорды» как самая массовая 13-дюймовая легковая шина России. В формализованном отчете о регистрации рекордного достижения отмечается, что первое место по объему суммарного фактического выпуска за последние несколько лет среди российских шинных заводов занимает нижнекамское предприятие.
Все они резиновые
Шины различаются по нескольким конструктивным особенностям. Одна из главных – корд, каркас покрышки, изготовленный из металлической или полимерной проволоки. По способу его укладки различают диагональные и радиальные шины. Преимущество первых заключается в том, что удары о неровности дорожного покрытия прекрасно гасятся в диагональном корде, не вызывая при этом разрушения самих шин. Однако управляемость «диагоналок» на асфальте гораздо ниже, чем радиальных, особенно на приличных скоростях. О том, что шина имеет радиальный корд, говорит буква R в обозначении покрышки. Например, 175/60R13 расшифровывается так: 175 – ширина шины в миллиметрах, 60 – высота профиля в процентах, R – шина радиальная, 13 – посадочный диаметр в дюймах.
Шины с направленным рисунком необходимо устанавливать в соответствии с указанными на них стрелками, которые говорят о направлении вращения колеса. При неправильной установке износ покрышки будет очень высоким, а управляемость снизится. По этой же причине возникает проблема установки запаски: никогда не знаешь, какое колесо выйдет из строя – правое или левое.
Если установить шины с большей высотой или шириной – при повороте они могут тереться об арки колес или детали подвески, что приведет к преждевременному износу покрышки. При установке же шин с более низким профилем нагрузки на подвеску и колесный диск будут выше, а потому на долгую их жизнь рассчитывать не придется. Широкие шины имеют как плюсы, так и минусы. Например, чем покрышка шире, тем больше площадь пятна контакта с дорогой, а значит, лучше управляемость на высоких скоростях и характеристики «разгон – торможение». Но справедливо это лишь для мощных автомобилей. На стандартной «десятке», оборудованной полуторалитровым двигателем, будет наблюдаться повышенный расход топлива по причине увеличения веса колеса. Также чем шире профиль шины, тем больше вероятность эффекта аквапланирования.
Какой профиль лучше?
Шины делятся на «стандартные» (standard), «низкопрофильные» (performance) и «супернизкопрофильные» или «спортивные» (high-performance).
Стандартные, со скоростным индексом Т (до 190 км/ч), предназначены для маленьких, средних и семейных автомобилей. Здесь основное внимание направлено на такие характеристики, как безопасность и большой пробег. Каркас такой покрышки жестче, чем у низкопрофильной, и поэтому они выносливее.
Низкопрофильные покрышки имеют скоростные индексы H (210 км/ч) или V (240 км/ч). Они отличаются от стандартных удобством при езде и «хорошим поведением» на высоких скоростях. Каркас у них достаточно мягкий, чем и обеспечивается хорошее сцепление с дорогой на большой скорости.
Спортивные покрышки имеют скоростные индексы W, Z, Y (более 240 км/ч) и используются на спортивных автомобилях.
Покупая летние покрышки, не стоит забывать, куда на них придется ездить. Наши дороги грешат выбоинами и ямами, поэтому низкопрофильная резина, да еще на литых дисках, годится только для езды по городу, где к лету улицы более-менее приведут в порядок. Если же вам предстоит часто выбираться на автомобиле за город по разбитым и колейным трассам, покупайте резину с высоким профилем – она надежнее. Пробить низкопрофильную шину и расколоть диск на выбоинах, даже на небольшой скорости – ничего не стоит.
Срок службы шин
Он уменьшается от:
– скорости и условий вождения: неровные дороги, резкое ускорение движения, частое торможение создают условия, которые могут значительно снижать срок службы шин (при скорости 120 км/ч шина изнашивается в два раза быстрее, чем при 70 км/ч); – температуры окружающей среды: износоустойчивость в немалой степени зависит и от температуры воздуха во время движения; – перегрузок: при перегрузке шины на 20% ее срок службы уменьшается на 30%; – недостаточного уровня внутреннего давления: если на 20% ниже нормы, наблюдается снижение срока службы в среднем на 30%; – ударов: бордюры тротуаров, движение по выбоинам на высокой скорости, камни и другие препятствия могут быть причиной повреждений шины, последствия которых не всегда проявляются сразу.
Эксплуатируем правильно
1. Давление воздуха в шинах должно быть отмечено как в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля, так и маркировано на вашем автомобиле. Значение давления относится к холодным шинам, оно не должно опускаться ниже. Шины в нагретом состоянии, например, в результате езды имеют повышенное давление. Никогда не выпускайте воздух из нагретых шин, иначе давление упадет ниже нормы.
Необходимо проверять давление в шинах в их холодном состоянии каждые две недели. Не забывайте проверять давление и в запасном колесе. Если давление слишком низкое, то шина начинает нагреваться и может получить внутренние повреждения. Скрытые повреждения шины исправить обычно никто не успевает.
2. Наезжайте на бордюры тротуаров медленно и по возможности под прямым углом. Не наезжайте на высокие и остроугольные бордюры тротуаров или другие объекты (например, камни), поскольку это может привести к невидимым повреждениям в шине (разрыв корда и трещины), что позже вызовет проблемы.
3. Регулярно проверяйте шины на наличие посторонних предметов, например камней, гвоздей и тому подобного, которые могут проникнуть в глубину резины, а также на наличие порезов, разрывов или грыж (в боковине). Посторонние предметы также могут повредить шину изнутри. Камни, гвозди, стекла необходимо удалить.
4. Резина покрышек стареет, даже когда их не используют или используют мало. Если ваша запасная шина не используется несколько лет, вам следует ею пользоваться только в случае необходимости и ехать с осторожностью.
5. Регулярно проверяйте глубину рисунка протектора ваших шин. Убедитесь, что ваши шины соответствуют требованиям законодательства к глубине рисунка протектора.
И последнее. Какой бы распрекрасной ни была купленная вами «обувка» на колеса, соблюдение скоростного режима (хотя бы в ближайшем приближении) позволит вам без особых проблем продлить срок эксплуатации резины, да и избежать проблем в аварийных ситуациях тоже. Голову водителя не заменит никакая шина, даже с самым современным протектором.
Где взять подлокотник не знаю!