клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Водители бывают разные: одни неумело пользуются тормозами, другие держат руки где угодно, но только не на руле. Третьи ошибаются при выборе траектории в повороте, а кто-то не может выбрать правильный момент для переключения передач. Может быть, и вы что-то делаете неверно? Предлагаем вам вместе с нашим ведущим экспертом Паоло Массаи устроить «разбор полетов».
Меня зовут Паоло Массаи. Я 35 лет работаю в различных областях автомобильной промышленности. Занимался разработкой моторов, затем самих автомобилей, изучал проблемы снижения расхода топлива, улучшения характеристик и повышения безопасности. В моей практике я всегда старался учитывать поведение водителей. Ведь технологические новшества максимально эффективны лишь при правильных действиях человека, прошедшего обучение. Речь не об университетском курсе, а о технике вождения. Хотя после анализа некоторых дорожных ситуаций хочется ввести всеобщее обязательное изучение геометрии и физики. Возьмем двигатели – конечно, инженеры проверяют их работу и характеристики на тестовых стендах. Но выводы о том, хорош мотор или ему чего-то не хватает, делают испытатели и водители. С помощью сложных программ, расчетов и моделирования ситуаций мы добились огромного прогресса в разработке ходовой части, подвески, рулевого управления, тормозов. Электроника подняла безопасность на уровень, о котором и не мечтали 10 лет назад. Но решающим продолжает оставаться человеческий фактор. Пример: электронная система стабилизации работает, основываясь на данных, полученных от датчика в рулевой колонке, измеряющего угол поворота руля. Блок управления в случае заноса возвращает автомобиль на правильную траекторию. Отлично, но вот что будет, если водитель не сообразит повернуть руль? Таких нюансов много. Я определил самые распространенные ошибки. Помочь не совершать их снова можно, если понять, в чем причина всех просчетов и к каким последствиям они могут привести. Об этом читайте на следующих страницах.
Очень распространенная ошибка – неумение энергично оттормозиться в опасной ситуации. Многие водители не только не умеют правильно дозировать усилие, но и не в состоянии в критический момент сильно «ударить» по педали, без ложных страхов и опасного промедления. Правильный маневр, как это видно на фото справа, состоит в том, чтобы сильно надавить на педаль тормоза и одновременно выжать сцепление, чтобы мотор не заглох к концу торможения. К тому же возможность незамедлительно продолжить движение также очень важна, чтобы успеть быстро покинуть опасное место и если не избежать, то хотя бы минимизировать риск столкновения с другими. Однако важно помнить, что у автомобиля, не оборудованного АБС, могут заблокироваться передние колеса, в результате он частично или полностью перестает реагировать на поворот руля.
Из-за боязни возможной блокировки колес неопытные водители тормозят с недостаточной интенсивностью. Многих пугает вибрация на педали, возникающая при работе АБС, заставляя чуть приотпускать педаль. Виноваты в этом прежде всего автошколы, в программе обучения отсутствует курс упражнений на экстренное торможение.
На автомобилях без АБС тормозная система спроектирована так, чтобы избежать блокировки задних колес и сохранить правильную траекторию. При этом на педаль надо давить сильно, создавая максимальное тормозное усилие на передних колесах. На автомобилях с АБС нужно жать педаль в пол, иначе система не вмешивается в работу.
Независимо от того, оборудован автомобиль АБС или нет, недостаточное усилие на педали тормоза гарантированно увеличивает тормозной путь. Естественно, главная опасность при этом – риск столкнуться с другим автомобилем или, что еще хуже, сбить пешехода. В любом случае нельзя забывать, что у вас есть еще и руль.
Среди самых распространенных и опасных ошибок – привычка висеть на хвосте у впереди идущего автомобиля, пытаясь обогнать его или вынудить ехать быстрее. Не все знают, что даже с небольшим ростомскорости (например, с 80 до 90 км/ч) тормозной путь увеличивается в геометрической прогрессии. Чем это может обернуться, представить несложно.
Недостаточные знания о зависимости между увеличением скорости и тормозного пути. Вторая часть проблемы – непонимание простого факта: тормозной путь увеличивается еще больше, если вы не соблюдаете осторожность на участках пути с плохими сцепными свойствами – грязных, заснеженных или во время дождя.
Выражаясь языком формул, тормозной путь является функцией квадрата скорости. Тот же закон, сформулированный обычны ми словами, гласит: при увеличении скорости тормозной путь вырастает очень сильно. А низкий коэффициент сцепления в контакте шин с поверхностью способен увеличить его более чем в два раза.
Если не поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, памятуя о скорости и качестве дороги, по которой движешься, то риск столкновения оказывается довольно велик даже у тех водителей, которые обладают или же просто думают, что обладают молниеносной реакцией.
Именно с рулем связаны самые распространенные дурные привычки и ошибки водителей. Начнем с положения рук. Повторимся в очередной раз – правильное положение – кисти лежат на 9 и 3, если сравнивать «баранку» с циферблатом часов. Не выше и не ниже. Руки ни в коем случае не должны лежать на ступице руля или на спицах. Главная опасность неправильного хвата – можно не суметь вовремя среагировать и, как следствие, не успеть повернуть руль на нужный угол при появлении на дороге неожиданного препятствия. Вдобавок при неправильном хвате довольно затруднительно точно крутить руль даже при обычном прохождении поворота – велик риск либо перекрутить, либо, наоборот, недовернуть.
Неправильная посадка: водитель цепляется за руль, а не удерживается креслом. Неверный хват не дает быстро и точно выполнить маневр. Тем, кто неправильно держит руль, видимо, не приходилось выполнять экстренные маневры, и они не знают, чем это чревато. Виноваты школы вождения, где не уделяют вопросу достаточного внимания.
Поворот руля на недостаточный угол приводит к вылету с дороги и несрабатыванию системы стабилизации. Слишком большой угол провоцирует потерю сцепления колес с поверхностью и вызывает скольжение. Слишком резкие действия рулем также влияют на сцепление шин с асфальтом, особенно во время выравнивания.
Если вы недовернули руль, то можете не попасть в поворот. Если вы повернули его слишком сильно, возникает риск потери сцепления шин с поверхностью дороги. В любом случае ошибки в технике руления – самый верный способ потерять контроль над автомобилем, вылететь с трассы или попасть в ДТП с участием других авто.
Все повороты, и не только на гоночных трассах, характеризуются определенной крутизной и скоростью прохождения. Даже при повседневной езде рекомендуется не прижиматься слишком рано к внутренней кромке – в противном случае возникает риск сильно расширить траекторию на выходе и вылететь на встречную полосу. Главная опасность состоит в том, что водители, особенно молодые и чересчур азартные, сильно переоценивают возможности автомобиля и электронных систем и часто начинают неоправданно рано поворачивать руль. При этом и не думая сбрасывать скорость.
Нехватка знаний о правильной технике прохождения поворотов – когда тормозить, когда переключаться, когда и как крутить руль. Вдобавок слабое представление о принципах работы электронных (АБС и сис- темы стабилизации) и механических (подвеска, тормоза, шины) систем.
При входе в поворот слишком большая скорость создает центробежную силу, которая не компенсируется рулем и сцепными свойствами шин. Из-за перераспределения нагрузок может произойти потеря сцепления шин с поверхностью, а затем выход на неправильную траекторию.
Если вы уже вошли в поворот, вносить корректировки поздно. Возможностей системы стабилизации и других устройств, позволяющих тормозить в повороте, может не хватить, чтобы вернуть контроль над автомобилем. Основные опасности – вылет с дороги или выезд на встречную полосу.
Обгон является одним из самых опасных маневров. Он требует, каким бы чересчур заумным вам ни показалось это утверждение, предельной концентрации, осторожности и одновременно решительности. Возможных ошибок масса – неправильно выбранная в начале маневра передача, из-за чего не хватает тяги для интенсивного ускорения, неправильная оценка дистанции, когда появляется риск прервать обгон на полпути, оттормаживаться и возвращаться в свою полосу, несвоевременное начало маневра, когда водитель не убедился в том, что другие автомобили не вышли на обгон. В некоторых случаях современные технологии приходят водителю на помощь – например, в Audi Q7 специальный датчик следит за нахождением других автомобилей в мертвой зоне и предупреждает водителя звуковым сигналом.
Привычка редко смотреть в зеркала заднего вида или недооценка возможности нахождения автомобилей в мертвой зоне. Нескоординированные действия между рулем и педалями. Неверные представления о динамических характеристиках автомобиля. Неумение предвидеть точку окончания маневра и возврата в свою полосу.
Неправильно выбранная передача не обеспечивает требуемой тяги для уверенного ускорения и выполнения обгона в пределах безопасной дистанции. Интенсивное торможение в случае отказа от выполнения маневра и возвращения в полосу. Слишком резкие действия рулем и потеря сцепления с поверхностью.
Слишком большое время и расстояние для выполнения обгона создает трудности для совершения маневра и возврата в полосу. Возникает риск потери контроля над автомобилем из-за слишком резкого маневра. Возможен вылет с дороги, который произойдет при попытке избежать столкновения со встречным движением.
Большинство экстренных маневров водитель не способен выполнять инстинктивно. Крутить руль в сторону заноса или же ускориться, а не тормозить для возврата на правильную траекторию – эти действия требуют навыков и опыта. Электронные системы, помогающие тормозить, дозировать тягу или удерживать траекторию, приносят пользу, но водителю следует знать предел их возможностей. Иначе в экстренной ситуации они окажутся бесполезными.
Недостаточная подготовка, отсутствие специальных упражнений в программах автошкол или недостаточное внимание к их отработке. Неиспользование или переоценка электронных систем из-за незнания принципов их работы.
В динамике автомобиля нет ничего надуманного или импровизированного – панические действия рулем в экстренных ситуациях в большинстве случаев приводят к потере контроля над автомобилем. И электроника не всегда спасает положение.
Неопытный водитель в опасной ситуации рискует сорвать автомобиль в скольжение. В результате машина становится неуправ- ляемой, и выправить ситуацию становится все труднее... Дальнейшее развитие событий предсказать просто невозможно.
Достаточно небольшого снегопада, чтобы на городских дорогах началось сумасшествие. Автомобили, застревающие на подъемах из-за неспособности шин преодолеть снежную кашу, небольшие аварии, полностью парализующие поток, водители, которые паркуются в самых неподходящих местах, чтобы купить незамерзайку, а то и вовсе бросающие машину где придется. Первые снегопады к тому же многих застают врасплох, и значительное число водителей просто-напросто не успевают поменять к их приходу резину с летней на зимнюю. Даже внедорожники порой испытывают трудности, поскольку их владельцы переоценивают возможности полного привода. Прибавим к этому, что не во всех автошколах уделяют достаточно внимания такой теме, как управление автомобилем зимой, не говоря о том, что только в школах контраварийной подготовки вам подробно объяснят, в чем отличие в поведении автомобиля зимой и летом.
Слабое представление о том, насколькоизменились тяговые характеристики, чем отличается «поведение» летних и зимних шин, каковы их тормозные характеристики. Слабые знания об устойчивости автомобиля в повороте. Экономия и несвоевременная смена резины на зимнюю, когда все дороги уже завалены снегом.
Резкое ухудшение сцепных свойств шин с поверхностью, что особенно заметно на летних шинах, – даже полноприводные автомобили неизбежно будут испытывать затруднения, если на них не установлена полноценная зимняя резина. Всесезонные шины с маркировкой M+S – не более чем успокаивающий водителя компромисс.
Прежде всего возникают сложности с преодолением даже очень пологих подъемов. Также сильно возрастает риск потерять контроль над автомобилем, вылететь с дороги или попасть в аварию. Если двигаться чересчур медленно, можно создать помеху другим участникам движения и даже стать причиной возникновения пробки.
Да, вы поняли правильно – мы говорим о неуважении водителей по отношению к мотоциклистам, а не наоборот. Оставим в стороне очень зрелищные и опасные маневры этих кентавров. Зачастую случается видеть, как автомобиль едет слишком близко к двухколесному средству и мешает водителю мотоцикла удерживать равновесие. Не редкость и совершение автомобилем резкого поворота без предварительного обозначения своих намерений. Это приводит как минимум к ДТП с участием мотоциклистов.
Недостаточное понимание особенностей поведения мотоциклов в динамике, которым требуется определенная скорость, чтобы удерживать равновесие. Для мотоциклиста, который движется по дуге при большом наклоне, совершить резкое торможение равносильно самоубийству.
Если ехать слишком близко к мотоциклисту, можно помешать его наезднику удерживать равновесие. У водителя автомобиля будет большой риск задеть мотоцикл. Главная опасность – потерять контроль над автомобилем, до последнего стараясь избежать столкновения.
Стоит знать, что даже небольшой контакт между автомобилем и мотоциклом может оказаться намного опаснее, чем соприкосновение двух автомобилей, – чтобы мотоцикл упал, большого усилия не требуется. Поэтому лучше всегда стараться держаться от них на достаточном расстоянии.
Бывают моменты, когда двигатель должен помочь автомобилю быстро разогнаться и выйти из опасной ситуации. Но неправильно выбранная передача способна перечеркнуть все старания. К тому же более высокая ступень в городском движении лишь в некоторых случаях способствует снижению расхода топлива – эта формула действенна для бензиновых спорт-версий со специфическим рядом передаточных чисел в коробке. АКП выручает тех, кто не может решить, какая передача в данной ситуации оптимальна.
Почти все знают, что такое мощность, но намного меньше людей понимают, зачем нужен крутящий момент, и не используют все возможности, которые предоставляет сочетание мотор-КП. Прелести АКП знакомы еще не всем, и ее репутация страдает из-за распространенных предубеждений.
Отношение масса/мощность вряд ли рассматривается покупателями как важный фактор при приобретении автомобиля. Между тем эластичность и расход в значительной мере зависят именно от этого. Вызадумывались над тем, сколько весят всякие опции, которыми вы не пользуетесь?
Улучшить динамику и снизить расход топ лива можно, если правильно пользоваться коробкой передач. Но для этого требуется знать принцип работы двигателя.Бензиновый атмосферный двигатель в наибольшей степени требует правильной работы с коробкой передач.
Водителям, которые плохо чувствуют габариты автомобилей, приходится искать место попросторнее. При отсутствии таковых они зачастую паркуются невообразимым способом, загораживая проезд, нервируя остальных участников движения и даже иногда вызывая аварии. Действительно, некоторым трудно сначала отыскать подходящее место, своевременно обозначить свои намерения перед другими участниками движения и при этом еще и постоянно крутить головой, чтобы иметь полное представление о том, что происходит вокруг автомобиля. К счастью, уже начали появляться электронные системы помощи водителю при парковке. Автомобиль делает все сам – самостоятельно оценивает ситуацию и выдает сообщение о возможности или невозможности запарковаться, а затем совершает маневр, не задевая остальные автомобили. Водителю остается только жать на педали и следить за указаниями системы.
И в этом случае многие водители страдают из-за недостаточной подготовки в автошколах. Дело осложняется еще и всевозрастающей модой на огромные автомобили с закругленными формами и плохой обзорностью. Начинающему водителю припарковать такую машину еще труднее.
Попытка припарковаться вдоль бордюра передом выдает начинающего водителя, избегающего маневров задним ходом. Итог – парковка «по диагонали». Парковаться следует, сдавая назад. Это легче сделать на автомобилях с короткими свесами и компактными габаритами.
Правильность посадки и хвата руля поможет вовремя заметить и объехать любое препятствие при движении задним ходом. Впрочем, то же касается и выезда с места парковки, когда водитель должен уметь прогнозировать возможные действия других участников движения.
Где взять подлокотник не знаю!