клуб владельцев автомобилей KIA SPECTRA
Нельзя сказать, что государство в целом оставляет без внимания столь важный вопрос. Приняты законы, постановления, отличные ГОСТы, но, как и во многих случаях, – был бы тот, кто бы их добросовестно выполнял… Государство провозглашает основными принципами в вопросе безопасности дорожного движения, во-первых, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и, во-вторых, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Что уже не может не радовать.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются (должны обеспечиваться) путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Из закона «О безопасности дорожного движения» следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Ответственность за состояние дорог в нашем городе лежит прежде всего на администрации г. Владивостока и соответствующих дорожных службах. Помимо права на получение информации от государственных органов и должностных лиц относительно условий дорожного движения, автолюбители имеют право обжаловать незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения, и, на что особенно хотелось бы обратить внимание, при определенных условиях имеют право на возмещение ущерба в случаях причинения им телесных повреждений, а также повреждения транспортного средства или груза в результате дорожно-транспортного происшествия. Поэтому, если дорожно-транспортное происшествие произошло в результате плохого состояния дороги, отсутствия люка смотрового колодца, отсутствия предупреждающих знаков при ремонте дороги, обледенения дороги и т.п., автолюбитель вправе потребовать полного возмещения своих убытков с администрации г. Владивостока, дорожных служб или других организаций, на кого возложена ответственность за состояние конкретной дороги.
В кодексе об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Интересно будет знать, что в России даже установлена уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Требования к состоянию автомобильных дорог установлены в соответствующем ГОСТе. В ГОСТе установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. В случае, когда состояние дорог и улиц не отвечает требованиям стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Очевидно, автолюбителям будет интересно знать некоторые требования ГОСТа к состоянию дорог.
В частности, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют от 4-х до 6 суток.
Люки смотровых колодцев и дождеприемники должны быть в нормальном состоянии и находиться на местах. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 суток с момента их обнаружения.
Относительно дорожных знаков:
Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Водитель не должен догадываться, что за дорожный знак он проезжает. Замена или восстановление поврежденных дорожных знаков должна быть осуществлена в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета – в течение одних суток.
Очень много споров и, как следствие, протоколов об административном правонарушении вызывает состояние дорожной разметки. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Если нет разметки или она плохо различима, если дорожный знак не соответствует требованиям ГОСТа, а водитель не выполнил требование знака или разметки, то нет административного правонарушения, и не имеет значения, что водитель знал или догадывался о имеющейся разметке или знаке.
Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные, ответственные за производство работ на дорогах лица обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов. Если при соблюдении водителем Правил дорожного движения автомобиль получил повреждения или попал в дорожно-транспортное происшествие, причиной чего явилось отсутствие соответствующих знаков, – имеются все основания возложить стоимость ремонта на соответствующие дорожные службы.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Но требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, обязанного к возмещению вреда, противоправности поведения этого лица и причинной связи между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Соблюдение организациями, должностными лицами и гражданами законов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства должна обеспечивать Госавтоинспекция. Деятельность Госавтоинспекции, о чем постоянно напоминает в своих приказах высшее руководство ГИБДД и о чем, думаю, будет не лишним автолюбителю напоминать инспектору ГИБДД при встрече, должна строиться на принципах законности, гласности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина.
Где взять подлокотник не знаю!